Демидова Оксана Александровна, учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ №14 г.Шахты

Урок по обществознанию в 8 классе «Выбор жизненного пути»

Тип урока: формирование новых знаний.

Вид урока: урок – размышление.

Цель урока: продолжить формирование у учащихся знаний о личной и профессиональной самореализации.

Задачи:

  1. усвоение учащимися сведений о необходимости продуманного, тщательного выбора жизненного пути;

  2. развитие логического мышления, умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его;

  3. развитие навыков культуры общения.

Оборудование урока.

  1. Раздаточный материал: листы с заданиями, тест.

  2. Схемы.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Вступительное слово учителя.

Однажды я наблюдала за птицами, летающими высоко над домом. Они делали большие, свободные круги, летая друг за другом. В этом было столько безграничной свободы. Они просто летали, упоенно отдаваясь полету. Вдруг они изменили маршрут – в какой-то момент разлетелись в разные стороны, и каждая выбрала свой путь.

Перед ними не было никаких ограничений – куда лететь, куда не лететь? Не было ни тени сомненья – получиться ли, смогу ли? Они просто летели. Они были абсолютно свободны в своем выборе. Ах, если бы человек научился жить в пространстве, ощущая себя свободным в выборе любого пути!

Что мешает ему так же свободно передвигаться по жизни? Не в том ли проблема человека, что, имея возможность выбирать, он не всегда ее использует?

Сегодня я приглашаю вас к разговору, тема которого – «Выбор жизненного пути». Мы будем говорить о том, как рождается мечта, как она захватывает человека. Но стоит ли идти за ней, преодолевая препятствия?

Эпиграф нашего урока. Либо я найду путь, либо проложу его.

Филипп Сидней.

3. Актуализация знаний.

Учитель. Выбор жизненного пути   — задача сложная.  Каким быть? Как прожить свою жизнь? Каждый выбирает для себя сам. Академик Лихачев сказал: «… жизнь – это и есть вечное созидание, человек рождается и оставляет о себе память. Какую он составит о себе память? Об этом нужно заботиться уж не только с определенного возраста, я думаю, с самого начала».   Как писал публицист и литератор А. Левиков: «Есть, однако, разные уровни желаний и выбора. Один из них житейский, практический. Каждый из нас неизбежно решает для себя: куда пойти учиться после школы, кем и где работать, где устроиться».
Выбор профессии – один из первых шагов в жизни человека на жизненном пути. 

? Жизненный путь –это сфера человеческого бытия, в которой человек на протяжении значительной части своей жизни в максимальной степени может проявить свои способности в полезном, всеми и им самим уважаемом деле.

? Запишем это определение в тетрадь.

Профессий на земле много. Только в энциклопедическом справочнике «Мир профессий» их вписано более 700.

?— Назовите профессии, которые начинаются на букву «п». На букву «с».

(Ответы учащихся.)

Посмотрите, какой огромный перечень профессий только на 2 буквы, а сколько их еще?

Из этого многообразия каждый из вас уже в недалеком будущем должен будет выбрать профессию, которой посвятит всю жизнь

4. Изучение нового материала.

? — Как вы думаете, что нужно учитывать, выбирая профессию?

Рассмотрим ситуацию.

Лист №1.

Девятиклассник Вова собирается стать юристом. Его дедушка, заслуженный юрист на пенсии, намерение внука одобряет. Сам Вова увлекается спортом. Ходит в секцию футбола, собирается пойти в группу восточного единоборства, дома иногда паяет, увлекается радиотехникой. В школе он учится в основном на тройки, но оправдывает себя тем, что в выпускном классе ему наймут репетитора и он станет отличником, и тогда после школы он спокойно поступит на юрфак МГУ. На вопрос, чем его привлекает профессия «юрист». Отвечает, что это «очень денежная и уважаемая профессия». Вова иногда любит рассказывать приятелям о юридических подвигах своего дедушки-юриста, но товарищи слушают как-то молча…

? — Насколько продуманно Вова выбирает профессию?

(Ответы учащихся.)

Учитель. Это ваше мнение, а психологи выделили самые главные факторы профессионального выбора. Таких факторов 7.

(Схема на доске.)

склонности

информированность мнение родителей

уровень притязаний

способности потребности рынка

личная профессиональная

перспектива

? — Какие факторы выбора профессии учитывал Вова? Согласны ли вы с подобным выбором?

(Ответы учащихся.)

Учитель. Выбор человека  делается не в одиночку, ведь   «я» неразрывно связано с множеством «мы» — наших предков, современников, единомышленников, на опыт которых человек опирается. Эта   связь «я» и «мы»  раскрыта в притче М.М.Пришвина. «Лёд крепкий под окном, но солнце пригревает, с крыши свесились сосульки — началась капель. Я! Я! Я! — звенит каждая капля, умирая. Жизнь её — доля секунды. «Я» — боль о бессилии. Но вот во льду уже ямка, промоина, лёд тает, его уже нет, а с крыши всё ещё звенит светлая капель… Капля, падая на камень, четко выговаривает: «Я!». Камень большой и крепкий, ему, может быть ещё тысячу лет здесь лежать, а капля живёт одно мгновенье, и это мгновение боль бессилия. И всё же капля камень долбит, многие «я» сливаются в одно «мы», такое могучее, что не только продолбит камень, а иной раз унесёт его в бурном потоке».

Учитель. Первым шагом к осмыслению вашего выбора будет поход в Центр занятости населения.

Займите свои места согласно цвета на вашем стуле:

1 ряд – оранжевый

2 ряд – малиновый

3 ряд – желтый

Перед вами тест. Подумайте и ответьте на вопросы теста на профессиональную пригодность.

Лист № 2

Тест.

1. Новогодняя ночь для тебя – лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьей;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из 3-х подарков ты предпочел бы:

а) удочку;

б) коньки, лыжи;

в) турпутевку или билет на концерт;

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьей или друзьями;

в)с незнакомыми людьми, чтобы была возможность приобрести новых друзей;

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску или страх.

5. В свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, лес, мечтать;

б) рисовать, заниматься спортом, ходить в походы, смотреть телевизор;

в) ходить с компанией в кино, петь, танцевать.

Работа над тестом. Результат теста сообщает учитель.

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «А» оцениваются 1 баллом, «Б»-2, «В» — 3 баллами.

От 5 до 8 баллов. Советуем подумать о профессии, где вам не придется общаться с большим количеством людей. Для вас приемлемы специальности: бухгалтера, оператора ЭВМ, слесаря, токаря, программиста.

От 8 до 12 баллов. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Выбор профессии практически не ограничен.

От 12 до 15 баллов. В вас огромный потенциал энергии, сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории и у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Учитель. Каким быть, чтобы достичь своей цели?

Представьте на минутку, что перед вами вдруг появился волшебник.

(чтение стихотворения)

«Здравствуйте, — сказал он, — у меня только 1 минута времени. Запишите на листе свое самое заветное желание».

Лист № 3 (желание и качества)

Мое желание ________________________________________________________________

Как очень часто бывает, волшебник внезапно исчез. А желание осталось.

? — Как вы можете с ним поступить?

/Ответы учащихся: забыть или реализовать мечту/

Учитель. Перед вами перечень качеств. Выберите из них те, которых пока в вас нет или, по вашему мнению, не достаточно развиты, но именно они нужны вам для исполнения вашего желания. Подчеркните эти качества.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ

ПОРЯДОЧНОСТЬ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

ОТКРЫТОСТЬ

УВЕРЕННОСТЬ

ЧЕСТНОСТЬ

ВЕЖЛИВОСТЬ

НЕДОВЕРЧИВОСТЬ

НАДЕЖНОСТЬ

САМОКРИТИЧНОСТЬ

Эти листы вы заполнили для себя. Это ваша программа действий, путь по которому вы можете пойти, если хотите, чтобы ваше желание исполнилось.

? — Как осуществить свой выбор?

(Ответы учащихся.)

Учитель. Хотим мы этого или не хотим, осознаем или нет, но наша жизнь – это постоянный выбор. Есть выборы незначимые. Но есть важные, те, которые определяют дальнейшую жизнь.

? — Как не ошибиться в таком выборе?

(Ответы учащихся.)

Представьте ситуацию. Вам предложили интересную, высокооплачиваемую работу за рубежом. Только одно условие: нужно поменять гражданство. Используя предложенный алгоритм, решим проблему выбора вместе.

Займите свои места согласно цвета папки-помощника на вашем столе:

1 ряд – синий

2 ряд – красный

3 ряд – зеленый

В папке помощнике есть алгоритм выбора, посовещавшись решить, принять предложение или отказаться.

Алгоритм выбора.

Перед нами вопрос: «Принять предложение или отказаться?»

Да Нет

? — К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

(Ответы учащихся.)

Учитель. Возможно, кто-то из вас изъявил желание уехать, но мне ближе решение тех, кто решил остаться на Родине. Помните, как у Есенина.

Если кликнет Рать святая:

Кинь ты Русь, живи в раю!-

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

Учитель. А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд. Возьмите его в ваших папках-помощниках и на работу вам 2 минуты.

? -Какое слово зашифровано в закрашенных клетках?

Труд по обязанности- это работа, а работа по склонности –это досуг.

Выбор профессии, сделанный человеком, в первую очередь сказывается именно на нем.

Работа по обобщающим вопросам. Подведение итогов.

? — Какие вопросы мы рассмотрели?

— «Несомненно, важнее, как принимает человек судьбу, нежели какова она на самом деле».

? -Согласны ли вы с этим мнением?

Учитель. Каждый из вас в течение жизни выполняет 3 главные роли: гражданина, семьянина, труженика. Каждый из вас, согласно статье № 37 Конституции РФ, имеет право свободного выбора рода деятельности и профессии. Я желаю вам сделать правильный выбор, чтобы будущая деятельность приносила вам радость и удовлетворение.

Сегодня на уроке вы очень хорошо работали. Спасибо за урок. До свидания.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here