МКОУ Бродовская СОШ
Тема: «Что такое толерантность?»
(Внеклассное занятие в 1,3 классах).
Подготовила и провела: Яковлева Е.П..
2014-2015 учебный год.
Цели: Воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание, внимание к окружающим: близким людям, соседям по дому, по парте. Предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развивать умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга.
Развивать стремления быть терпимым в обществе людей.
(Вход в класс по листочкам).
I.1.Ребята, к нам на занятие пришли гости, а когда приходят гости нужно здороваться. А знаете, что вы ведь не просто поздоровались, а подарили нашим гостям частичку здоровья, потому что сказали: «Здравствуйте! Здоровья желаю!» Русская народная поговорка говорит: “Здороваться не будешь, здоровья не получишь”. У нас хорошее, радостное настроение. Мы все бодрые и веселые. Начинаем наше занятие.
Сейчас посмотрим маленький мультфильм.
— Почему все смеялись над существом зелёного цвета?
— Что случилось, когда прошёл дождик?
— Какова главная мысль этого мультфильма?
— Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые.
— А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.
— Прошу подняться ребят, у которых тёмные волосы, а теперь — у кого светлые?
— Подумайте и скажите: «Какие все мы?» (ответы детей)
— А что же нас объединяет? (страна, село, школа) Стихотворение (Тома)
— Значит «Мы разные, но мы вместе». Это девиз нашего сегодняшнего мероприятия.
— А тему скажем позже.
2.Сейчас я прошу вас выйти на середину зала. Мы проведём небольшое упражнение
Упражнение. «Изгой»
Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово «ворона».
Задание детям: Не говоря того слова, что я вам сказала, а, произнося лишь звуки, которые издают эти животные, найдите «своих».
Вопросы для обсуждения:
-
Как вы узнали где ваша группа?
-
Легко ли было найти своих?
Обращаясь к вороне:
-
Почему никто не обращал на тебя внимания?
-
Как ты себя чувствовал?
-
Ребята почему вы не обращали на него внимания?
-
Хотели ли вы быть на месте вороны?
-
Тяжело ли быть не похожим на всех?
-
Как вы должны относиться к такому человеку?
II. Садимся на места. Я предлагаю вам в группах обсудить ситуации.
1.Заканчивая выражение, вы выбираете вариант ответа или добавляете свой.
В итоги мы сформулируем правила общения людей.(после каждого обсуждения на доске появляется правило)
1. Ты поссорился со своей сестрой.
— Ты попытаешься объясниться с ней.
— Ты обижаешься и мстишь.
2. Цвет кожи у Джо отличается от твоего…
— Ты стремишься лучше узнать его.
— Ты говоришь: «Все люди твоего цвета кожи – это нули».
3. Пожилая женщина медленно идет.
— Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
— Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь
4. На твоих глазах нападают на одноклассника…
— Ты пытаешься защитить его.
— Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
5. К тебе подходит ребенок-инвалид…
— Ты естественным образом разговариваешь с ним.
— Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
6.На уроке одноклассник говорит неправильный ответ…
— Ты перебиваешь и споришь с ним.
— Ты внимательно выслушиваешь его.
7. На уроке физкультуры тебя случайно задели и ты упал…
— Ты поднимаешь крик.
— ты спокойно реагируешь, поднимаясь, не упрекаешь товарища.
Посмотрите, что получилось на доске.
Правило первое- уметь договариваться.
Правило второе –понимать и принять другого человека таким, каков он есть
Правило третье – помогать старшим, ведь со временем ты будешь таким.
Правило четвертое – всегда помогать людям в сложных ситуациях.
Правило пятое – проявлять сострадание и милосердие
Правило шестое — уважать мнение другого человека.
Правило седьмое — уметь прощать и быть снисходительным.
А все эти правила, ребята, можно объединить одним словом. Каким?
Все эти понятия можно объединить одним словом толерантность.
Какова же тема нашего занятия?
2. Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.
На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, — в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие «толерантность».
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из- за того, что в разных языках оно трактуется по- разному. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
3. У вас на столах в конверте карточки, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях?»
Дети зачитывают:
-
Толерантность — способность признавать, отличные от своих собственных, идеи или мнения. (Испанский).
-
Толерантность — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. (Французский)
-
Толерантность — готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
-
Толерантность — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
-
Толерантность — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. (Арабский)
Посмотрите, как похожи все эти определения на наши правила.
Дети по очереди читают стихи.
1.Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
2.А быть может это то, что маме
Я на день рождения принёс?
3.Понял я, что это — уважение
К мнению не только своему.
4.Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
5.Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
6.Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
7.Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
8.Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
9.Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь.
10.Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
11.Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
12.Оставайся им всегда и
Будь ещё галантен.
13.Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
14.Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
15.Если каждый друг к другу будет терпим,(3 класс)
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Физминутка:
Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: 1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший-
Я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора.
Дружбе крикнем мы: Ура!
III. А теперь , ребята, проведём несколько упражнений на понимание слова «толерантность». В первом участвуют ребята первой группы. Выйдите, пожалуйста, на середину зала.
1. Упражнение «Комплименты»
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.
Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение, и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята будут называть положительные качества этого человека.
-
Вам понравилось это упражнение?
-
Почему?
-
Что нового вы узнали друг о друге?
-
Были комплименты одинаковыми или разными?
-
Почему разные?
Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми — жить на свете было бы просто не интересно.
2. Упражнение «Сказочный герой». Участвуют ребята второй группы.
Я буду называть сказочного героя, а вы — отвечать, какой он и какой поступок совершил.
— Всех добрых героев сказок можно назвать толерантными – они внимательные, добрые, умеют дружить. А всех злых героев мы будем называть нетолерантными. (баба-яга, кот Леопольд, почтальон Печкин, Кот Матроскин, Змей Горыныч, красная Шапочка,)
III. Упражнение «Волшебный микрофон». Участвуют ребята третьей группы.
Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса
-
Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)
-
О чем вы мечтаете?
-
Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?
-
Что нового вы узнали?
-
Что вас удивило, что понравилось?
Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами не только не занятиях.
4. Упражнение. «Звали, зовут, будут звать…». участвуют ребята четвёртой группы.
Учитель говорит слова:
«Когда я была совсем маленькой, меня звали…, в школе меня называли…, а когда я стала учителем, меня стали называть…»
Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление. Назовите себя по примеру.
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
5 упражнение. (для всех групп). Придумайте и нарисуйте свой символ толерантности.
III.Итог занятия.
У каждого из вас листок . Вы услышали много слов –понятий толерантности. Напишите на своём листочке одно понятие, которое запомнили. Прикрепим листочки на волшебное дерево. Чем же оно волшебное? Каков девиз нашего классного часа?
Теперь ученики 3 класса прочтут стихи.
— Что запомнилось в сегодняшнем занятии?
-Что поняли?
_ О чём расскажите дома?
Релаксация.
Теперь давайте возьмемся все за руки, чтобы заключить весь мир в один большой хоровод дружбы, в один круг радости, в один большой хоровод и отправимся в добрую дорогу.
Звучит песня «Дорогою добра»
VIII. Итог занятия: