Муниципальное образовательное учреждение
Белоевская средняя общеобразовательная школа
Повышение мотивации учащихся среднего звена при обучении английскому языку.
Предмет: Английский язык
Класс: 5 – 9
Автор составитель
учитель английского языка:
Белякова Светлана Валерьевна
Мотивация лежит в основе всей человеческой деятельности, в том числе и учения. Проблема повышения мотивации учащихся на уроках интересует каждого учителя. Перед учителем английского языка этот вопрос встаёт особенно остров при обучении среднего звена. Мотивацию различают внешнюю и внутреннюю. Мы имеем возможность стимулировать мотивацию, но внутренняя мотивация более устойчива, поэтому именно на неё следует обращать особое внимание.
Каждый учитель имеет в своей методической копилке несколько методов для поддержания и повышения мотивации. Мы можем их классифицировать по частоте использования.
-
Группа методов, которые используются на каждом уроке:
физкультминутки используются как минутки отдыха учеников, обычно в середине урока. Например:
These are mother’s forks and knives (пальцы обеих рук скрещены)
This is mother’s table (изображаем столик)
This is mother’s looking glass (изображаем зеркальце и прихорашивающуюся маму)
This is baby’s cradle. (Колыбелька для ребенка)[3];
-
методы эмоциональной разрядки учеников используется для настройки учеников на урок, поэтому обычно они присутствуют в начале урока. Например:
Упражнение «Комплименты». Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников[3];
-
медиативно-релаксационные упражнения используются для создания на уроке дружеской атмосферы и может присутствовать на любом этапе урока. Например:
Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую». Ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует[3];
-
упражнения на рефлексию используется для анализа полученных на уроке знаний, поэтому обычно используется в конце урока. Например: В конце урока ученики рисуют разные смайлики, которые показывают их отношение к прошедшему уроку и их работе на этом урок;
-
похвала учеников используется для подъема уверенности ученика в своих силах и может присутствовать на любом этапе урока.
-
Группа методов, которые иногда используются:
-
сказки. Можно воспользоваться данным методом при обучении грамматике (особенно временам). Этот метод облегчает восприятие учениками нового материала и делает его более интересным[5];
-
нестандартные уроки обычно используются как обобщающие и уроки повторение. Это могут быть урок-путешествие, урок-соревнование;
-
использование информационных компьютерных технологий обеспечивает современность урока[4];
-
игровые методы. Метод эффективен не только при обобщении и повторении, но и при изучении новой темы;
-
лингвострановедческий материал обеспечивает интерес учеников к стране изучаемого языка.
-
-
Группа методов внеклассной работы:
-
еженедельные олимпиады. Это дополнительный материал для изучения, который стимулирует познавательные способности учащихся[5];
-
театральная студия. Это дает дополнительную возможность учащимся для ознакомления с иностранной литературой;
-
проектная деятельность. Этот метод обеспечивает индивидуальную направленность обучения.
-
Также мы имеем возможность стимулировать мотивацию учащихся во время конкретного урока[2]. Мотивацию можно повысит с помощью необычно сформулированной темы: проблемный или риторический вопросы, которые актуальны по содержанию материала. Необходимы также интересные методы подачи этого материала.
Большинство этих методов универсальны и могут быть использованы для повышения мотивации при обучении любому другому предмету. Но при этом не стоит забывать про возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Каждый учитель может выбрать из этого множества, те методы, которые будут эффективны в отношении его учеников.
Использование данных методов будет наиболее эффективным, если при планировании урока учитывать данные таблицы №1, которая показывает распределение различных видов деятельности на уроке.
Таблица №1.Структура рациональной организации урока английского языка
таблица Н.К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии»[3]
Факторы урока | Уровень гигиенической рациональности Урока | |
1 | Плотность урока | Не менее 60% и не более 75% |
2 | Число видов учебной деятельности | 4-7 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 минут |
4 | Частота чередования видов учебной деятельности | Смена не позднее, чем через 7-10 минут |
5 | Число видов преподавания | Не менее 3 |
6 | Наличие эмоциональных разрядок (число) | 2-3 |
Список использованной литературы
-
Валиуллина Ф.З. Влияние лингвострановедческого материала на мотивацию учащихся / http://www.openclass.ru/lessons/42503
-
Головкина Екатерина Вячеславовна Мотивация и анонсирование темы на уроках иностранного языка / http://www.ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/motivacia/
-
Кожаева Наталья Георгиевна Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий / http://www.ucheba.com/met_rus/k_inostrannyi/formir_sredy.htm
-
Литвинова Светлана Леонидовна Использование ИКТ для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка / http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4370/Itemid,118/
-
Матвеева Надежда Викторовна Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время / http://festival.1september.ru/articles/510502/