МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» г.Усть-Илимск Иркутская область

Конспект урока по теме: «Биогенетический закон»

для учащихся 10 класса

учитель биологии

Новикова Галина Ананьевна

г.Усть-Илимск, 2012

Урок «Бактерии- живые организмы».

Цели.

Предметные результаты:

сформировать умение объяснять принадлежность бактерий к особому царству.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

  1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  2. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

  1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

  2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).

Коммуникативные УУД

  1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

  2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД

  1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

  2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Этап

Содержание, деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

Орг. момент.

  1. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

  1. Совместное открытие знаний.

III. Самостоятельное применение знаний.

Приветствие учащихся. Момент настройки на урок

«Биология – наука очень познавательна. Ваша жизнь за эти знания – будет вам признательна». Ребята докажите , а какие уже полученные вами знания на уроках биологии вам помогут в жизни. А кроме получения биологических знаний чему мы еще учимся на уроках биологии.

1. Показать учащимся следующие продукты( сметана, йогурт, творог, сыр, квашенная капуста)

— Что объединяет все эти продукты питания?

Учитель выслушивает, лучшая формулировка фиксируется на доске.

Ребята, так о чем пойдет сегодня речь? А почему мы их изучаем на уроках биологии?

Сформулируйте тему урока.

Как мы можем увидеть бактерии?

Поэтому, как их еще называют?

— А вы знаете еще каких – нибудь микроорганизмов? К какому царству относят хламидомонаду?

Почему же мы бактерии не изучали вместе с хламидомонадой? Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны сделать.

-Что значит сравнить? Сделать вывод?

2.– Вспомните, как устроена хламидомонада?

Я предлагаю вам выяснить какую форму имеют бактерии и какие у них размеры при помощи микроскопа и рис учебника стр.191

Почему они выглядят в виде маленьких точек? (длина 30-100 мкм)1мкм=0,001мм. Несмотря на крошечные размеры, общая масса бактерий превышает массу всех других организмов. Как вы это можете объяснить?

А форма? А где обитают бактерии? Справка: на 1 см2-кожи человека прекрасно себя чувствуют 40 тыс бактерий. А.ван Левенгук рассматривая под микроскопом каплю слюны увидел огромное количество микроорганизмов и воскликнул: « В моем рту их больше, чем людей в Соединенном королевстве»

А где еще мы можем взять информацию о бактериях?

Я предлагаю вам заполнить таблицу «Сравнение клетки растений и бактерии»

Проверяем заполнение таблицы. Какой можно сделать вывод: так почему бактерии выделены в особое царство?

проблема

В книге «Проклятие фараонов» Филипп Ванденбург утверждает, что пирамиды и гробницы были благодатной почвой для бактерий. Цепная реакция позволила размножить сохранившиеся в мумии Тутанхамона остатки ДНК микроорганизмов, которые, возможно, и вызвали болезнь, приведшую к летальному исходу. А группа немецких ученых из Мюнхенского университета нашла в легких мумии фрагменты ДНК туберкулезной палочки .

Проблемный вопрос: Как смогли сохраниться бактерии в пирамидах столько лет?

Где вы еще встречались со спорами?

Делают вывод: чем споры растений отличаются от споры бактерий.

Ребята, а зачем необходимо изучать бактерии?

Проблемный вопрос:

«Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения.( Шаг 1 ) Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников – да, так как бактерии встречаются повсюду.(Шаг2) Пояснения учителя – в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению». В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина бактерии гниения — разрушители погибших животных и растений, следствие — их благоприятная среда влага). Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является неблагоприятной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.

Выслушиваю мнение. А вот, что еще кроме воды необходимо для жизни бактерий, мы узнаем на следующем уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы

Дети высказывают свои предположения

Определяют тему «Бактерии- живые организмы.

Микроорганизмы.

Дети принимают участие в беседе

Составляют план сравнения

Учащиеся рассматривают бактерии в микроскоп, отвечают на вопросы

Заполняют таблицу.

Делают вывод

Слушают отрывок из книги

Высказывают свои предположения

(Жизненный опыт.).

Высказывают мнение по проблеме

Учебник, иллюстрирующий материал по теме «одноклеточные водоросли», «Бактерии» микроскопы, рассол капусты, кефир

Стр.191

Учебник стр.189

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Коммуникативные УУД

1.Формирование умения слушать и понимать речь других людей

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Познавательные УУД:

  1. Формирование умения работать с натуральными объектами

Познавательные УУД:

1.Формирование умения анализировать, сравнивать, факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником).

Коммуникативные УУД:

  1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.

Познавательные УУД:

1.Формирование умения анализировать, сравнивать, факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником).

Коммуникативные УУД:

-Формирование умения слушать и понимать речь других людей

Проверка усвоения первичных знаний

Презентация.

По каким признакам бактерии относят к прокариотам?

— С какими бактериями вам приходилось сталкиваться в вашей жизни?

— Вопросы «Перестрелка»- ребенок из одной гр. задает вопрос любому ребенку из другой.

Коммуникативные УУД

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Личностные УУД

2. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

3. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. (Представлять информацию

форме таблицы,)

III. Выражение нового знания в новой форме.

формулирование понятий и вопросов.

По параграфу 49 составить словарь терминов,

Составьте страницу энциклопедии о бактериях с выделением существенных признаков этого царства.

, Электронную презентацию «Значение бактерий в природе и для человека»

Регулятивные УУД

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  1. Итог урока.

рефлексия

На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)?

Что мы выяснили? Что мы учились делать?

Как вы работали, что удалось на уроке, что нет? Где вам может пригодиться то, что вы узнали или чему научились на уроке биологии?

Список используемой литературы:

1.Вилли К. Биология М., изд.»Мир», 1974

2.Грин Н,, Стаут У, Тейлор Д. Биология, изд.»Мир», 1993, том 2

3. Илларионова Э.Ф. Поурочные разработки по биологии. М.: Вако, 2003

4. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М., «Просвещение», 1995.

5. wiki.web.ru wiki/Бактерии

6. enc-dic.com colier/Bakterii

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here