МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» г.Усть-Илимск Иркутская область
Конспект урока по теме: «Биогенетический закон»
для учащихся 10 класса
учитель биологии
Новикова Галина Ананьевна
г.Усть-Илимск, 2012
Урок «Бактерии- живые организмы».
Цели.
Предметные результаты:
сформировать умение объяснять принадлежность бактерий к особому царству.
Метапредметные и личностные результаты:
Личностные УУД
-
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
-
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Познавательные УУД
-
Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
-
Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).
Коммуникативные УУД
-
Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
-
Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Регулятивные УУД
-
Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
-
Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
-
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Содержание, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ) | |
Орг. момент.
III. Самостоятельное применение знаний.
| Приветствие учащихся. Момент настройки на урок «Биология – наука очень познавательна. Ваша жизнь за эти знания – будет вам признательна». Ребята докажите , а какие уже полученные вами знания на уроках биологии вам помогут в жизни. А кроме получения биологических знаний чему мы еще учимся на уроках биологии.
1. Показать учащимся следующие продукты( сметана, йогурт, творог, сыр, квашенная капуста) — Что объединяет все эти продукты питания? Учитель выслушивает, лучшая формулировка фиксируется на доске.
– Ребята, так о чем пойдет сегодня речь? А почему мы их изучаем на уроках биологии? Сформулируйте тему урока. — Как мы можем увидеть бактерии?
Поэтому, как их еще называют? — А вы знаете еще каких – нибудь микроорганизмов? К какому царству относят хламидомонаду? Почему же мы бактерии не изучали вместе с хламидомонадой? Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны сделать. -Что значит сравнить? Сделать вывод?
2.– Вспомните, как устроена хламидомонада? Я предлагаю вам выяснить какую форму имеют бактерии и какие у них размеры при помощи микроскопа и рис учебника стр.191 Почему они выглядят в виде маленьких точек? (длина 30-100 мкм)1мкм=0,001мм. Несмотря на крошечные размеры, общая масса бактерий превышает массу всех других организмов. Как вы это можете объяснить? А форма? А где обитают бактерии? Справка: на 1 см2-кожи человека прекрасно себя чувствуют 40 тыс бактерий. А.ван Левенгук рассматривая под микроскопом каплю слюны увидел огромное количество микроорганизмов и воскликнул: « В моем рту их больше, чем людей в Соединенном королевстве» А где еще мы можем взять информацию о бактериях? Я предлагаю вам заполнить таблицу «Сравнение клетки растений и бактерии» Проверяем заполнение таблицы. Какой можно сделать вывод: так почему бактерии выделены в особое царство? проблема В книге «Проклятие фараонов» Филипп Ванденбург утверждает, что пирамиды и гробницы были благодатной почвой для бактерий. Цепная реакция позволила размножить сохранившиеся в мумии Тутанхамона остатки ДНК микроорганизмов, которые, возможно, и вызвали болезнь, приведшую к летальному исходу. А группа немецких ученых из Мюнхенского университета нашла в легких мумии фрагменты ДНК туберкулезной палочки . Проблемный вопрос: Как смогли сохраниться бактерии в пирамидах столько лет? Где вы еще встречались со спорами? Делают вывод: чем споры растений отличаются от споры бактерий. Ребята, а зачем необходимо изучать бактерии? Проблемный вопрос: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения.( Шаг 1 ) Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников – да, так как бактерии встречаются повсюду.(Шаг2) Пояснения учителя – в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению». В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина бактерии гниения — разрушители погибших животных и растений, следствие — их благоприятная среда влага). Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является неблагоприятной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются. Выслушиваю мнение. А вот, что еще кроме воды необходимо для жизни бактерий, мы узнаем на следующем уроке.
|
Учащиеся отвечают на вопросы
Дети высказывают свои предположения Определяют тему «Бактерии- живые организмы. Микроорганизмы. Дети принимают участие в беседе
Составляют план сравнения Учащиеся рассматривают бактерии в микроскоп, отвечают на вопросы
Заполняют таблицу. Делают вывод
Слушают отрывок из книги
Высказывают свои предположения
(Жизненный опыт.).
Высказывают мнение по проблеме | Учебник, иллюстрирующий материал по теме «одноклеточные водоросли», «Бактерии» микроскопы, рассол капусты, кефир
Стр.191
Учебник стр.189
| Регулятивные УУД 1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Коммуникативные УУД 1.Формирование умения слушать и понимать речь других людей 2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Познавательные УУД:
Познавательные УУД: 1.Формирование умения анализировать, сравнивать, факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником). Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД: 1.Формирование умения анализировать, сравнивать, факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником). Коммуникативные УУД: -Формирование умения слушать и понимать речь других людей
|
Проверка усвоения первичных знаний |
— Презентация. По каким признакам бактерии относят к прокариотам? — С какими бактериями вам приходилось сталкиваться в вашей жизни? — Вопросы «Перестрелка»- ребенок из одной гр. задает вопрос любому ребенку из другой.
|
|
| Коммуникативные УУД 2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. Личностные УУД 2. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья Познавательные УУД 1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. 2. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений 3. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. (Представлять информацию форме таблицы,)
|
III. Выражение нового знания в новой форме. | формулирование понятий и вопросов. По параграфу 49 составить словарь терминов, Составьте страницу энциклопедии о бактериях с выделением существенных признаков этого царства. , Электронную презентацию «Значение бактерий в природе и для человека» |
|
| Регулятивные УУД 2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
|
рефлексия |
– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? – Что мы выяснили? Что мы учились делать? – Как вы работали, что удалось на уроке, что нет? Где вам может пригодиться то, что вы узнали или чему научились на уроке биологии?
|
|
|
|
Список используемой литературы:
1.Вилли К. Биология М., изд.»Мир», 1974
2.Грин Н,, Стаут У, Тейлор Д. Биология, изд.»Мир», 1993, том 2
3. Илларионова Э.Ф. Поурочные разработки по биологии. М.: Вако, 2003
4. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М., «Просвещение», 1995.
5. wiki.web.ru ›wiki/Бактерии
6. enc-dic.com ›colier/Bakterii