Тема урока: Строение клетки.

Цель: создание условий для усвоения учащимися знаний о строении клетки, об отличительных особенностях растительной клетки, о растительных и животных тканях.

Задачи:

  • Создать условия для приобретения знаний о строении клетки растений и животных;

  • Способствовать знакомству учащихся с видами тканей, их строением и функциями, используя форму обучения сказкой;

  • Содействовать формированию навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности;

  • Способствовать развитию универсальных учебных действий через изучения понятий, клетки, ткани, органы, организм.

Оборудование:

    1. мультимедиа;

    2. к/презентация;

    3. кластер;

    4. учебник «Биология 5 класс».

План урока:

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала (сказка)

  1. Строение клетки

  2. Особенности растительной клетки

  3. Изучение функций различных органоидов.

III. Закрепление (интерактивный рисунок)

IV. Рефлексия

V. Домашнее задание

Результаты

Личностные: формирование способности учащихся к самообучению на основе мотивации к учению и познанию; формирование интеллектуальных умений анализа полученной информации о строении клетки и тканей, сравнения клеток растений и животных, умение делать выводы из полученной информации.

Метапредметные: формирование навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности; умение работать с различными источниками биологической информации (учебник, ИКТ).

Предметные: формирование первичных систематизированных представлений о строении клетки и тканей; формирование представлений о естественнонаучной картине мира на основе знаний о клеточном строении организмов и сходстве строения клеток различных организмов.

Организационный момент


Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем

I этап.

Вступление. Начало сказки.

Ребята! В какой кабинет вы сегодня пришли? Какую науку мы с вами изучаем в этом кабинете? А что изучает наука биология? А что отличает живые организмы от неживой природы? Есть еще одно свойство всего живого- клеточное строение. Вот послушайте стихотворение и попытайтесь определить какова наша тема урока.

 Вот дом, к примеру, состоит из тыщи кирпичей,

И мир природы состоит из маленьких частей.

Так клетка, кажется, мала! Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна, на карте не ищите!

И нам, чтобы решить секрет всех клеточных проблем,

Еще на много — много лет работы хватит всем.

Так как будет называться тема нашего урока? Правильно «Строение клетки Ткани.» Сегодня мы изучим строение клетки на следующий урок поговорим о тканях.

Итак, тема нашего урока «Строение клетки.».

А какую цель мы поставим перед собой?

Учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока: познакомиться со строением клеток растений и животных, выяснить черты сходства и различия между ними

Это очень трудная задача, чтобы добиться этой цели предлагаю у совместно написать сказку, стать её действующими лицами. Сказка называется Василек Бабочка и Баба – Яга.

II этап .

Определение общих черт строения растительной и животной клентки.

В некотором царстве, в лесном государстве, на лесной опушке жили-были луговой Василёк и Бабочка. Жили они дружненько, никогда не ссорились. Да и к чему им ругаться-браниться, из-за чего обиды таить? Ведь приносили они друг другу только пользу. Как вы думаете, ребята , какую пользу Василек и Бабаочка приносили друг другу? Василёк производил нектар, которым угощал бабочку. А та, в благодарность за пищу, переносила пыльцу василька с цветка на цветок, чтоб могли семена у Василька образоваться.

Демонстрируется слайд № 2

Из этих семян вырастали потом новые растения. Слайд №3

Много разговаривали Василёк и Бабочка о том, что, несмотря на внешнюю несхожесть, чувствуют они, что есть у них что-то общее. Услышала их разговоры мудрая птица Сова

И сказала, что вычитала в волшебной книжке ответ на их вопрос И что Василек и Бабочка состоят из маленьких- маленьких частичек-клеток.. Из них состоят все существа на Земле.. Клетки Василька и Бабочки чем-то похожи, но имеют и различия, т. к. Василёк – это растение, а Бабочка– животное.

Слайд № 4

Задумались Василек и Бабочка и очень им захотелось взглянуть на эти клетки, из которых они состоят, и узнать, чем же они похожи и чем отличаются. Да вот беда, читать-то ни бабочка, ни Василёк не умеют! Пригорюнились они было, да Сова дала им мудрый совет: «Обратитесь за помощью к ученикам 5 класса. Есть у них волшебная книга, в которой на с.20 нарисованы портреты клеток и написано об их сходстве и различиях». Вот и просят Василёк и Бабочка помощи у вас, ребята. Поможем? Слайд №5

Учащиеся соглашаются помочь Васильку и Бабочке. Открывают учебник на с.20, выборочно читают о том, что клетки состоят из мембраны, ядра и цитоплазмы.

Я в это время открываю ссылку и по мере чтения показываю части клетки. А дети разукрашивают соответствующие части животной клетки.

Учитель спрашивает, Так из каких основных частей состоят клетки Василька и Бабочки?

Ученики называют: ядро, цитоплазма, клеточная мембрана. Эти части одинаковы у растений и животных? Да. Раскрасьте их и у растительной клетки.

Я показываю слайд № 6

III этап . Определение отличий растительных и животных клеток.

Итак, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Очень были довольны Бабочка и Василек, что узнали так много нового и интересного, но их дружба очень не понравилась кикиморам лесным. И задумали они вот что.

Слайд № 7 фрагмент м/фильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Подговорили они злого Колывана и Бабу Ягу заколдовать наших знакомых. Перепутать все клетки Бабочки и Василька. Слайд № 8.

Пусть они потеряют краски , станут черно- белыми, забудут чьи они. И наложила баба Яга заклятие: быть так до тех пор, пока добры молодцы и красны девицы не укажут клеткам путь домой.. Слайд № 9

Вижу я пред собой и добрых молодцев, и красных девиц. Поможем клеткам найти свою семью? Тогда в путь! Медлить нельзя!

Слайд № Кто уже знает как снять заклятие Бабы Яги

Учитель. Открываем опять волшебную книгу на стр. 20 и читаем. книгу уже каждый про себя и попытаемся вывить отличия растительной и животной клеток. запомнить эти отличия . Кто уже знает как снять заклятие Бабы Яги?

Показываю на слайде сначала сходство, а потом отличия. Слайд № 10

Отличия:

1. У растительной клетки есть дополнительная прочная клеточная стенка;

2.У растительной клетки есть хлоропласты;

3.У растительной клетки есть вакуоли с клеточным соком.

Раскрасьте эти отличительные особенности у растительной клетки.

Теперь мы знаем, чем отличаются клетки растений и животных. Разделите перепутанные клетки и раскрасьте животные клетки в голубой цвет, а растительные в зеленый.

Давайте теперь посмотрим у всех ли получилось? Поменяйтесь друг с другом и проверьте. У всех правильно Здорово! Как обрадовались наши Бабочка и Василек опять целы и невредимы! И могут дальше беззаботно расти на лугу.

III этап.

Определение значения изученных «телец» в клетке.

А рядом на лугу росла Ромашка. Ей очень – очень хотелось подружиться с Васильком и Бабочкой. Но как это сделать она не знала. А мы можем ей помочь. Если мы сейчас заполним все её лепестки, то она расскажет о том, для чего нужны маленькие тельца в клетках Васильку и Бабочке и они с ней подружатся.

У каждого на столе лежит лепесток Ромашки. Читая учебник, заполните недостающие лепестки.

Ребята пишут функции органоидов в кластер. И выходя к доске, прикрепляют их в виде ромашки на доску.

Учитель: Замечательно ! Теперь Ромашка Василек и Бабочка все вместе!

Закрепление изученного материала

А теперь скажите, что помогло подружиться Васильку Бабочка и Ромашке? Что дало силу разрушить козни Бабы –Яги? Знания!

А что мы узнали о строении их клеток?

1. Клетки животных и растений имеют общие черты строения: клеточную мембрану, цитоплазму с органоидами, ядро;

2.У растительной клетки имеются клеточная стенка, вакуоли с клеточным соком и пластиды;

3.Каждая часть клетки имеет свои особенности в связи с выполняемыми функциями. ( записать в тетрадь, если будет время)

Рефлексия.

Отсюда мораль сказки , что в любом деле нам первый помощник – знание. А еще какие вы знаете другие подобные пословицы? Ученье свет, а неученье тьма. Труд при ученье скучен, да плод от чтенья вкусен. Ученью — время, игре — час Учиться всегда пригодится. Ученье — путь к уменью.

Молодцы! Вам понравился сегодняшний урок? А что больше всего?

IV этап Выставление оценок и дом. задание.

А теперь запишите домашнее задание

§ 5, нарисовать «портреты» животной и растительной клеток.

Ткани животных

Название ткани

Особенности строения

Выполняемая работа

Очень длинные многоядерные клетки-волокна связаны друг с другом небольшим количеством межклеточного вещества.

Обеспечивает движение тела в пространстве и перемещение одних частей по отношению к другим.

Состоит из клеток различных типов, располагающихся обычно далеко друг от друга. Межклеточного вещества много.

Главная опора организма животного. Она составляет скелет, соединяет между собой различные ткани и органы, окружает некоторые органы, защищая их от повреждения.

Клетки цилиндрической формы, в форме куба, бокаловидные, могут иметь реснички. Но все они плотно прилегают друг к другу. Межклеточного вещества очень мало.

Защита соответствующих органов от механических повреждений и инфекции.

Состоит из нервных клеток с короткими и одним длинным отростками и клеток спутниц.

Образует головной, спинной мозг и нервы,

проводят импульсы от клетки к другим клеткам.

Ткани растений

Название ткани

Особенности строения

Выполняемая работа

Клетки здесь лежат очень близко друг к другу и постоянно делятся.

Образуют множество новых клеток, обеспечивая тем самым рост растения в длину и толщину.

В прозрачной цитоплазме клеток этой ткани так много хлоропластов, что порой трудно рассмотреть ядро.

Создание и накопление органических веществ.

Клетки покровной ткани плотно сомкнутыми между собой, их клеточная стенка очень прочная.

Защищает растение от высыхания, перегрева и от механических повреждений.

Представлена сосудами и ситовидными трубками. В их стенках есть поры и сквозные отверстия.

Осуществляет передвижение растворенных питательных веществ по растению.

Образована длинными клетками с очень прочными клеточными стенками.

Благодаря им растения могут противостоять большим механическим нагрузкам: переносить раскачивание порывами ветра, удерживать вертикальное положение.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here