Тема урока: Строение клетки.
Цель: создание условий для усвоения учащимися знаний о строении клетки, об отличительных особенностях растительной клетки, о растительных и животных тканях.
Задачи:
-
Создать условия для приобретения знаний о строении клетки растений и животных;
-
Способствовать знакомству учащихся с видами тканей, их строением и функциями, используя форму обучения сказкой;
-
Содействовать формированию навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности;
-
Способствовать развитию универсальных учебных действий через изучения понятий, клетки, ткани, органы, организм.
Оборудование:
-
мультимедиа;
-
к/презентация;
-
кластер;
-
учебник «Биология 5 класс».
План урока:
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала (сказка)
-
Строение клетки
-
Особенности растительной клетки
-
Изучение функций различных органоидов.
III. Закрепление (интерактивный рисунок)
IV. Рефлексия
V. Домашнее задание
Результаты
Личностные: формирование способности учащихся к самообучению на основе мотивации к учению и познанию; формирование интеллектуальных умений анализа полученной информации о строении клетки и тканей, сравнения клеток растений и животных, умение делать выводы из полученной информации.
Метапредметные: формирование навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности; умение работать с различными источниками биологической информации (учебник, ИКТ).
Предметные: формирование первичных систематизированных представлений о строении клетки и тканей; формирование представлений о естественнонаучной картине мира на основе знаний о клеточном строении организмов и сходстве строения клеток различных организмов.
Организационный момент
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем
I этап.
Вступление. Начало сказки.
Ребята! В какой кабинет вы сегодня пришли? Какую науку мы с вами изучаем в этом кабинете? А что изучает наука биология? А что отличает живые организмы от неживой природы? Есть еще одно свойство всего живого- клеточное строение. Вот послушайте стихотворение и попытайтесь определить какова наша тема урока.
Вот дом, к примеру, состоит из тыщи кирпичей,
И мир природы состоит из маленьких частей.
Так клетка, кажется, мала! Но в микроскоп взгляните:
Ведь это целая страна, на карте не ищите!
И нам, чтобы решить секрет всех клеточных проблем,
Еще на много — много лет работы хватит всем.
Так как будет называться тема нашего урока? Правильно «Строение клетки Ткани.» Сегодня мы изучим строение клетки на следующий урок поговорим о тканях.
Итак, тема нашего урока «Строение клетки.».
А какую цель мы поставим перед собой?
Учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока: познакомиться со строением клеток растений и животных, выяснить черты сходства и различия между ними
Это очень трудная задача, чтобы добиться этой цели предлагаю у совместно написать сказку, стать её действующими лицами. Сказка называется Василек Бабочка и Баба – Яга.
II этап .
Определение общих черт строения растительной и животной клентки.
В некотором царстве, в лесном государстве, на лесной опушке жили-были луговой Василёк и Бабочка. Жили они дружненько, никогда не ссорились. Да и к чему им ругаться-браниться, из-за чего обиды таить? Ведь приносили они друг другу только пользу. Как вы думаете, ребята , какую пользу Василек и Бабаочка приносили друг другу? Василёк производил нектар, которым угощал бабочку. А та, в благодарность за пищу, переносила пыльцу василька с цветка на цветок, чтоб могли семена у Василька образоваться.
Демонстрируется слайд № 2
Из этих семян вырастали потом новые растения. Слайд №3
Много разговаривали Василёк и Бабочка о том, что, несмотря на внешнюю несхожесть, чувствуют они, что есть у них что-то общее. Услышала их разговоры мудрая птица Сова
И сказала, что вычитала в волшебной книжке ответ на их вопрос И что Василек и Бабочка состоят из маленьких- маленьких частичек-клеток.. Из них состоят все существа на Земле.. Клетки Василька и Бабочки чем-то похожи, но имеют и различия, т. к. Василёк – это растение, а Бабочка– животное.
Слайд № 4
Задумались Василек и Бабочка и очень им захотелось взглянуть на эти клетки, из которых они состоят, и узнать, чем же они похожи и чем отличаются. Да вот беда, читать-то ни бабочка, ни Василёк не умеют! Пригорюнились они было, да Сова дала им мудрый совет: «Обратитесь за помощью к ученикам 5 класса. Есть у них волшебная книга, в которой на с.20 нарисованы портреты клеток и написано об их сходстве и различиях». Вот и просят Василёк и Бабочка помощи у вас, ребята. Поможем? Слайд №5
Учащиеся соглашаются помочь Васильку и Бабочке. Открывают учебник на с.20, выборочно читают о том, что клетки состоят из мембраны, ядра и цитоплазмы.
Я в это время открываю ссылку и по мере чтения показываю части клетки. А дети разукрашивают соответствующие части животной клетки.
Учитель спрашивает, Так из каких основных частей состоят клетки Василька и Бабочки?
Ученики называют: ядро, цитоплазма, клеточная мембрана. Эти части одинаковы у растений и животных? Да. Раскрасьте их и у растительной клетки.
Я показываю слайд № 6
III этап . Определение отличий растительных и животных клеток.
Итак, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Очень были довольны Бабочка и Василек, что узнали так много нового и интересного, но их дружба очень не понравилась кикиморам лесным. И задумали они вот что.
Слайд № 7 фрагмент м/фильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»
Подговорили они злого Колывана и Бабу Ягу заколдовать наших знакомых. Перепутать все клетки Бабочки и Василька. Слайд № 8.
Пусть они потеряют краски , станут черно- белыми, забудут чьи они. И наложила баба Яга заклятие: быть так до тех пор, пока добры молодцы и красны девицы не укажут клеткам путь домой.. Слайд № 9
Вижу я пред собой и добрых молодцев, и красных девиц. Поможем клеткам найти свою семью? Тогда в путь! Медлить нельзя!
Слайд № Кто уже знает как снять заклятие Бабы Яги
Учитель. Открываем опять волшебную книгу на стр. 20 и читаем. книгу уже каждый про себя и попытаемся вывить отличия растительной и животной клеток. запомнить эти отличия . Кто уже знает как снять заклятие Бабы Яги?
Показываю на слайде сначала сходство, а потом отличия. Слайд № 10
Отличия:
1. У растительной клетки есть дополнительная прочная клеточная стенка;
2.У растительной клетки есть хлоропласты;
3.У растительной клетки есть вакуоли с клеточным соком.
Раскрасьте эти отличительные особенности у растительной клетки.
Теперь мы знаем, чем отличаются клетки растений и животных. Разделите перепутанные клетки и раскрасьте животные клетки в голубой цвет, а растительные в зеленый.
Давайте теперь посмотрим у всех ли получилось? Поменяйтесь друг с другом и проверьте. У всех правильно Здорово! Как обрадовались наши Бабочка и Василек опять целы и невредимы! И могут дальше беззаботно расти на лугу.
III этап.
Определение значения изученных «телец» в клетке.
А рядом на лугу росла Ромашка. Ей очень – очень хотелось подружиться с Васильком и Бабочкой. Но как это сделать она не знала. А мы можем ей помочь. Если мы сейчас заполним все её лепестки, то она расскажет о том, для чего нужны маленькие тельца в клетках Васильку и Бабочке и они с ней подружатся.
У каждого на столе лежит лепесток Ромашки. Читая учебник, заполните недостающие лепестки.
Ребята пишут функции органоидов в кластер. И выходя к доске, прикрепляют их в виде ромашки на доску.
Учитель: Замечательно ! Теперь Ромашка Василек и Бабочка все вместе!
Закрепление изученного материала
А теперь скажите, что помогло подружиться Васильку Бабочка и Ромашке? Что дало силу разрушить козни Бабы –Яги? Знания!
А что мы узнали о строении их клеток?
1. Клетки животных и растений имеют общие черты строения: клеточную мембрану, цитоплазму с органоидами, ядро;
2.У растительной клетки имеются клеточная стенка, вакуоли с клеточным соком и пластиды;
3.Каждая часть клетки имеет свои особенности в связи с выполняемыми функциями. ( записать в тетрадь, если будет время)
Рефлексия.
Отсюда мораль сказки , что в любом деле нам первый помощник – знание. А еще какие вы знаете другие подобные пословицы? Ученье свет, а неученье тьма. Труд при ученье скучен, да плод от чтенья вкусен. Ученью — время, игре — час Учиться всегда пригодится. Ученье — путь к уменью.
Молодцы! Вам понравился сегодняшний урок? А что больше всего?
IV этап Выставление оценок и дом. задание.
А теперь запишите домашнее задание
§ 5, нарисовать «портреты» животной и растительной клеток.
Ткани животных
Особенности строения | Выполняемая работа | |
| Очень длинные многоядерные клетки-волокна связаны друг с другом небольшим количеством межклеточного вещества. | Обеспечивает движение тела в пространстве и перемещение одних частей по отношению к другим. |
| Состоит из клеток различных типов, располагающихся обычно далеко друг от друга. Межклеточного вещества много. | Главная опора организма животного. Она составляет скелет, соединяет между собой различные ткани и органы, окружает некоторые органы, защищая их от повреждения. |
| Клетки цилиндрической формы, в форме куба, бокаловидные, могут иметь реснички. Но все они плотно прилегают друг к другу. Межклеточного вещества очень мало.
| Защита соответствующих органов от механических повреждений и инфекции. |
| Состоит из нервных клеток с короткими и одним длинным отростками и клеток спутниц. | Образует головной, спинной мозг и нервы, проводят импульсы от клетки к другим клеткам.
|
Ткани растений
Особенности строения | Выполняемая работа | |
| Клетки здесь лежат очень близко друг к другу и постоянно делятся. | Образуют множество новых клеток, обеспечивая тем самым рост растения в длину и толщину. |
| В прозрачной цитоплазме клеток этой ткани так много хлоропластов, что порой трудно рассмотреть ядро. | Создание и накопление органических веществ. |
| Клетки покровной ткани плотно сомкнутыми между собой, их клеточная стенка очень прочная. | Защищает растение от высыхания, перегрева и от механических повреждений.
|
| Представлена сосудами и ситовидными трубками. В их стенках есть поры и сквозные отверстия. | Осуществляет передвижение растворенных питательных веществ по растению. |
| Образована длинными клетками с очень прочными клеточными стенками. | Благодаря им растения могут противостоять большим механическим нагрузкам: переносить раскачивание порывами ветра, удерживать вертикальное положение.
|