Урок по биологии 5 класса к учебнику А.А. Плешакова, Э. Л. Введенского «Введение в биологию» (ФГОС)
Тема: «Появление жизни» (в сопровождении презентации).
Цель: познакомиться с хронологией процесса появления жизни , понятиями яйцеклетка и сперматозойд, опыление, оплодотворение, зигота, зародыш.
Задачи:
Познавательные: формирование умения выделять главное в тексте; формулировать понятия: яйцеклетка и сперматозойд, опыление, оплодотворение, зигота, зародыш, используя рисунки учебника; интерпретировать информацию в виде вертикальной и горизонтальной логически вытроенной схемы
Регулятивные: формирование умения самостоятельно формулировать цель, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце, формулировать выводы
Коммуникативные: формирование умения вести диалог, озвучивать информацию качественным биологическим языком
Личностные: формирование представления о процессе появления жизни как об одном из самых важных в живой природе и для человека, благодаря которому люди и все живые организмы существуют на Земле
Педтехнологии: ИКТ – технология, технология интеллект – карты.
Ход урока:
1.Этап актуализации и мотивации
(слайд 1) Изображены картинки:
— Ребята, посмотрите на картинки, какие объекты показаны? (живые организмы).
2.Этап целеполагания (слайд № 2)
— А какой процесс живых организмов демонстрируют картинки?(процесс развития)
— А с чего начинается развитие? (с появления).
3. Этап изучения нового — этап самостоятельной работы
— Итак, на картинках показан … процесс, предмет, явление…Что? (процесс)
— А у любого процесса можно изучить… Что? ( с чего начинается, чем продолжается – этапы, чем заканчивается)(слайд № 3)
— Так с чего же начинается процесс появления жизни? Где мы можем найти ответ? (в источнике информации – в учебнике)
— А какие ориентиры есть в учебнике для нас? (курсивный шрифт, рисунки)
— Итак, начало жизни дают …? (половые клетки)
— Сколько типов половых клеток существует?(2 типа)
— Что мы про них должны знать?(названия, особенности)
— Какой вариант выберем для оформления информации? (схему)
— Используя источник представьте информацию виде схемы в тетрадях за …(обговариваем время) (слайд № 4)
3. Этап контроля
Ребята озвучивают то, что получилось, для самоконтроля вывожу информацию на слайде для тех, кто не смог или не успел
(слайд № 5)
— Теперь мы знаем, с чего начинается жизнь, пришло время узнать, чем она продолжается.
— Обратите внимание на рис. 27 «а». Что там показано? (опыление у растений)
— Это новое для вас понятие? Говорящее? (да)
— Что мы будем делать на следующем этапе изучения темы?(формулировать понятие)
— Опыление – это … (задаю наводящие вопросы и прошу обратить внимание на рисунок и на происхождение термина) (слайд № 6)
Для возврата к целям и задачам (проговариваем действия: отбирали в источнике главную информацию, интерпретировали ее в виде схемы, анализировали рисунки, формулировали понятия: сперматозойд, яйцеклетка, опыление), а так же для самоконтроля вывожу информацию на слайде. (слайд № 7)
— Теперь обратите свое внимание на рис. 27 «б». Что на нем показано? (процесс оплодотворения).
— Еще одно понятие. Значит, нашей следующей задачей станет –задача… (сформулировать понятие)
— Оплодотворение – это … (задаю наводящие вопросы и прошу обратить внимание на рисунок и на происхождение термина) (слайд № 8)
Для возврата к целям и задачам (проговариваем действия: отбирали в источнике главную информацию, интерпретировали ее в виде схемы, анализировали рисунки, формулировали понятия: сперматозойд, яйцеклетка, опыление, оплодотворение), а так же для самоконтроля вывожу информацию на слайде. (слайд № 9)
— Появление жизни – процесс сложный. Мы уже знаем, что начинается он с …. (половых клеток), продолжается … (опылением и оплодотворением). Пришло время поговорить и о результатах. (слайд № 10)
— Итак, в чем заключается ваша следующая задача? (в поиске информации для продолжения предложений, обговариваем время)
Ребята озвучивают то, что получилось, для самоконтроля вывожу информацию на слайде для тех, кто не смог или не успел. (проговариваем действия: отбирали в источнике главную информацию, интерпретировали ее в виде схемы, анализировали рисунки, формулировали понятия: сперматозойд, яйцеклетка, опыление, оплодотворение, дополняли предложения) (слайд № 11)
— Мы с вами изучали сегодня тему: «Появление жизни». Точку в изучении любой темы мы ставим в виде … (вывода)
5. Этап повторения
— А вывод я предлагаю вам сделать в следующей форме (слайд № 12)
— Что это за форма? (схема)
— В чем ваша задача? (вставить информацию вместо знаков «?», обговариваем время)
Ребята озвучивают то, что получилось, для самоконтроля вывожу информацию на слайде для тех, кто не смог или не успел. (проговариваем действия: отбирали в источнике главную информацию, интерпретировали ее в виде вертикальной схемы, анализировали рисунки, формулировали понятия: сперматозойд, яйцеклетка, опыление, оплодотворение, дополняли предложения, интерпретировали информацию в виде горизонтальной логической схемы) (слайд № 13)
6. Этап рефлексии
Задаю 2 вопроса:
— Что узнали? (существует 2 типа половых клеток: сперматозойды и яйцеклетки, что такое опыление, оплодотворение, зигота, зародыш – хронология процесса появления жизни)
— Какие действия для этого совершали? ( отбирали в источнике главную информацию, интерпретировали ее в виде вертикальной схемы, анализировали рисунки, формулировали понятия: сперматозойд, яйцеклетка, опыление, оплодотворение, дополняли предложения, интерпретировали информацию в виде горизонтальной логической схемы, формулировали вывод,анализировали интеллект – карту)
Прошу ответить на вопросы, используя созданную в течении урока интеллект – карту (слайд № 14)
7. Этап домашнего задания
Обращаю внимание на картинки и прошу ответить на вопрос
— Что будете делать в рамках домашнего задания?(анимационно выходит информация).