Тема урока: Клеточное строение листа

6 класс

Цель: продолжить развивать понятия о клеточном строении растений, о растительных тканях, особенностях их строения с выполняемой функцией и условиями внешней среды.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. углубить знания учащегося о клеточном строении растений, изучив клеточное строение листа;

  2. выявить особенности клеточного строения листа и выполняемые им функции;

Развивающие:

  1. продолжить развитие навыков работы с текстом (учебником);

  2. содействовать развитию умений объяснять и делать выводы;

Воспитательные:

5. формирование культуры учебного труда школьников, выражающееся в грамотной постановке и реализации цели учебно-познавательной деятельности на уроке, в процессе проведения домашней работы.

Тип урока: комбинированный

Логический подход: дедуктивный.

Методы:

Общий – эвристический (частично-поисковый)

Частный – словесно-наглядный

Конкретный – рассказ, объяснение, беседа.

Обеспечение урока:

комнатные растения (пеларгония, традесканция), листья зеленого лука. Таблица «Клеточное строение листа», микроскопы, готовые микропрепарат среза листа и кожицы листа, конспект урока (для учителя), учебник, тетрадь.

Понятия: кожица листа, устьица, хлоропласты, столбчатая и губчатая ткани, мякоть листа, проводящий пучок, сосуды, ситовидные трубки, волокна.

Литература для учителя:

1. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 272 с.: ил. (§ 24 Клеточное строения листа – стр. 108-111);

2. Кузнецова В.И. Уроки биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1991. – 91 с.: ил. (стр. 50-53).

Литература для учащихся:

1. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 272 с.: ил. (§ 24 Клеточное строения листа – стр. 108-111);

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный этап – 2 мин.

Здравствуй Леша.

Начнем урок.

Включенный компьютер, интернет ресурс Телешкола, тетрадь , учебник, ручка

II. Этап проверки домашнего задания – 6 мин.

Леша, какие вопросы у тебя возникли вопросы при выполнении домашнего задания?

Прежде чем приступить к изучению новой темы, обратим внимание на внешнее строение листа:

Беседа с учеником

?Каково внешнее строение листа?

Большая часть листьев имеет зеленую окраску и состоит из двух частей: листовой пластинки и черешка.

?Какие листья называют сложными, а какие – простыми? Приведи примеры.

Простые листья – это листья, состоящие из одной листовой пластинки (например, листья березы, клена, дуба, черемухи).

Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединенных с общим черешком небольшими черешками (например, листья малины, ясеня, рябины)

?Как однодольные растения отличаются от двудольных по жилкованию листьев?

Однодольные растения имеют параллельное и дуговое жилкование листьев, а двудольные растения – сетчатое.

?Какую функцию выполняют жилки листьев?

Хорошо. Молодец

Жилки листьев выполняют проводящую и механическую функции (не только проводят растворы питательных веществ, но и придают листу прочность).

III. Этап подготовки к активному усвоению знаний – 2 мин.

Сегодня мы с рассмотрим и изучим клеточное строение листьев, выявим основные ткани и клетки листовой пластинки.

В своей тетради запишите тему урока.

Клеточное строение листа

IV. Этап усвоения новых знаний – 15 мин.

Объяснение по таблицам «Клеточное строение листьев»: рис 3 .учебника

Сверху и снизу лист покрыт тонкой прозрачной кожицей, ее клетки предохраняют лист от различных механических повреждений и высыхания. Кожица относится к покровной ткани.

Обратите внимание, что среди бесцветных и прозрачных клеток кожицы встречаются устьица. Это расположенные парами замыкающие клетки, в цитоплазме которых содержатся зеленые пластиды хлоропласты. Между ними находится щель.

?Как ты думаешь, почему хлоропласты находятся в кожице листа?

Под кожицей находится мякоть листа, состоящая из клеток основной ткани.

Хлоропласты находятся в кожице листа, чтобы больше поглощался солнечный свет

.

10 мин — Работа с компьютером

А теперь перейдем к выполнению заданий в Телешкола модуль 7, урок №4 , тренажеры 1,2,3. Зоо №2

Выход в интернет- телешкола. Выполнение задания.

V. Этап закрепления новых знаний – 6 мин.

Итак, лист имеет клеточное строение. Представим в виде таблицы ткани листа. Записываем в тетрадь.

Таблица «Ткани в листьях»

Название ткани

Где находится

Покровная

Кожица и устьице

Основная

Клетки мякоти листа с хлорофилловыми зернами

Проводящая

Сосуды и ситовидные трубки

Механическая

Волокна проводящего пучка

VI. Этап информации о домашнем задании – 2 мин.

2. Знать § 24, ответь на вопросы на стр. 111 (устно); Телешекола модуль 7 урок № 4 Контрольные задания 1,2,3 Вопросы домашнего задания по модулю

Записывает в тетрадь домашнее задание

VII. Итог урока – 2 мин.

Сегодня на уроке мы рассмотрели клеточное строение листа, выявили основные ткани в листьях растений, что очень важно для последующего понимания его функций.

До свидания, Леша. Урок окончен.

Подает дневник учителю для выставления отметки

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here