Вырубовский филиал МБОУ «Никифоровская сош №1»

Никифоровский район Тамбовская область

Урок биологии в 7 классе

«Многообразие земноводных»

Учитель биологии ДУВАНОВА НАТАЛЬЯИХАЙЛОВНА

Вырубово, 2014 год

Тема урока «Многообразие Земноводных и их роль в природе»

Цель урока: Обобщить и расширить знания о классе Земноводные

Задачи урока: 1) познакомить учащихся с многообразием земноводных и их основными отрядами

2) развитие знаний о значении земноводных

3) воспитание бережного отношения к животным класса Земноводные

Оборудование: таблицы: внешнее строение лягушки, внутреннее строение лягушки, скелет лягушки; индивидуальные карточки задания, ; «черный ящик», ласты, камуфляжная ткань

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Оргмомент

-Здравствуйте!

— Сегодня на уроке нам будут нужны: учебник, тетрадь, дневник, пенал.

— Проверяют наличие оборудования на уроке

II

IIроверка дом.зад.

Фронтальная работа с классом

— С каким классом животных мы познакомились на прошлом уроке?

— Почему он получил такое название?

— Из перечисленных признаков, выберите только те, которые относятся к классу Земноводные: обтекаемая форма тела, жаберное дыхание, 2 круга кровообращения, слизистая кожа, легочное дыхание, развитие яиц в воде, наличие барабанных перепонок, развитие с метаморфозом, пятипалая конечность, наличие внутреннего уха, клоака

— Какие особенности строения земноводных, позволяют жить им как в воде, так и на суше?

-Расскажите о внешнем строении земноводных, на примере лягушки

— Каково строение скелета Земноводных

-Каково внутреннее строение земноводных

— Разместите соответствующие названия отдельных органов с названиями систем органов:

Системы органов: дыхательная, кровеносная, пищеварительная

Органы: жабры, легкие, двухкамерное сердце, трехкамерное сердце, печень, поджелудочная железа, клоака, пищевод, желудок, кишечник, кровеносные сосуды

-Объясните, чем кровеносная система земноводных отличается от кровеносной системы рыб?

-Когда размножаются земноводные?

-Какие стадии развития проходит лягушка?

— Что общего между головастиком лягушки и рыбой?

-Существует ли конкуренция между головастиком и лягушкой за пищу и место обитания?

Индивидуальная работа с учащимися по карточкам (проводится во время фронтальной)

— Класс Земноводные

— Обитают в воде (личинки) и на суше (взрослые)

— Выбирают признаки, относящиеся к Земноводным: слизистая кожа, легочное дыхание, развитие яиц в воде, наличие барабанной перепонки, развитие с метаморфозом, пятипалая конечность, наличие внутреннего уха, клоака

— Слизь,легочное дыхание, конечности

индивидуальный ответ у доски с использованием таблицы

Дыхательная: легкие

Кровеносная: трехкамерное сердце, кровеносные сосуды

Пищеварительная: печень, пищевод, желудок, поджелудочная железа, кишечник

— В связи с выходом на сушу и появлением легочного дыхания у земноводных появился второй круг кровообращения, сердце стало трехкамерным: два предсердия и один желудочек. У рыб один круг кровообращения и двух камерное сердце

-Откладывают яйца в воду

— яйцо- личинка – головастик – взрослое земноводное

— наличие боковой линии,жабр. Двухкамерное сердце, один круг кровообращения

— Нет, так как живут в разных средах: головастик в воде, лягушка на суше

-Смотри Приложение №1

III Актуализация знаний учащихся

— Вспомните, а каких Земноводных вы знаете?

— Где вы их встречали?

Учащиеся вспоминают названия земноводных

( например, лягушки, жабы)

встречали в огороде, земле, в прудах и т.д.

IV Сообщение темы урока и постановка задач

— Земноводные широко распространены по всему земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде и высокогорных районах. Сегодня мы познакомимся с наиболее яркими и интересными представителями класса Амфибий и узнаем о их значении.

Учащиеся записывают тему урока в тетради «Многообразие земноводных. Их роль в природе»

V Изучение нового материала

-У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью, но сегодня мы с вами сможем убедиться, что они наши настоящие друзья. а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту.

— Просмотр презентации «Многообразие земноводных. Их роль в природе»

— На территории нашей Тамбовской области также встречаются представители класса Земноводные.

— А как вы думаете представители каких отрядов есть в нашей области?

— Среди земноводных есть свои рекордсмены

— Ребята, а как вы думаете, все ли земноводные чувствуют себя хорошо и уютно на земле?

— Что влияет на сокращение их численности в природе?

— Что можем мы предпринять, чтобы сохранить их на нашей планете?

— А для чего их нужно охранять? Каково их значение?

— Подумайте и запишите в тетради значение земноводных

— Теперь проверим «Значение Земноводных»

— Итак, амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они часть сложной системы с названием «Природа», а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.

. Во время беседы зарисовывают в тетрадь схему «отряды земноводных»

— учащиеся записывают в тетрадь представителей отрядов.

— Учащиеся высказывают свое мнение.

— учащиеся записывают сведения в тетрадь

— нет, не все

-уничтожает человек, загрязняется окружающая среда, повышается температура (глобальное потепление)

— соблюдать чистоту, не загрязнять, не убивать

питаются насекомыми, употребляют в пищу

учащиеся дописывают значения

VI Закрепление

— А теперь посмотрим как вы запомнили Земноводных. Ваша задача распределить названия Земноводных по отрядам: квакша, альпийский тритон, краснобрюхая жерлянка, чесночница, жаба, углозуб, саламандра, озерная лягушка, кольчатая червяга.

Учащиеся выполняют задания, находят соответствие:

Хвостатые- альпийский тритон, углозуб, саламандра

Бесхвостые: квакша, краснобрюхая жерлянка, чесночница, жаба, озерная лягушка

Безногие – кольчатые червяги

VI Творческое задание

— А теперь, внимание! Черный ящик! В нем находятся два предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных, и предмет, обладающий свойством, подсмотренным у представителей земноводных. Угадайте, что в черном ящике?

— Учащиеся высказывают свои предположения. В черном ящике находятся ласты и ткань с камуфляжной окраской

VIПодведение итогов

Учитель выставляет оценки за урок

VIII Домашнее задание

  1. страница учебника193 (уч. Н.И. Сонина, 2013г) пересказ

  2. 2) творческое задание (на выбор): составить кроссворд, или викторину, или синквейн о Земноводных

Учащиеся записывают задание в дневник

Приложение №1

Карточки для индивидуальной работы

Карточка №1

Назовите кости скелета лягушки, обозначенные цифрами

Карточка №2

1 Опишите внешнее строение лягушки. Сравните форму тела лягушки и рыбы. Назовите черты сходства и различия. С чем это связано?

Карточка №3

Назовите внутренние органы лягушки, обозначенные цифрами. Каковы их функции?

Карточка №4

Пользуясь схемой, расскажите о стадиях развития лягушки

Используемая литература:

  1. Учебник «Биология: животные» В.В.Латюшин,В.А.Шапкин –М., Дрофа,2014

  2. Поурочные разработки по биологии. Н.И.Галушкова, Волгоград,Учитель,2006. – 281стр

  3. Диск «Биология – 1С»

  4. Электронное приложение «Кирилл и Мефодий»

  5. Энциклопедия для детей «Аванта плюс», 2001.

  6. Видеоролики из Интернета

  7. Красная книга Тамбовской области, 2006

  8. Учебник «Экология животных Тамбовской области»,2006

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here