План-конспект урока по теме «Формы естественного отбора»

(биология 10-11кл.)

Цели:

  1. Формирование у учащихся системы знаний о естественном отбое и его формах:

  2. Развитие аналитико-синтезирующего мышления; классифицировать факты, делать обобщающие выводы.

  3. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к эколого-биологическим знаниям

Оборудование урока: диафильм «Естественный отбор»,слайд по биологии «Формы отбора», дополнительная литература по биологии, набор наглядного материала.

Эпиграф урока: Одни существа идут, другие следуют за ними;

Одни укрепляются, другие слабеют;

Одни создаются, другие разрушаются.

IV V вв до н.э.

Этапы урока

  1. Фронтальный опрос с целью ориентаиии на воспроизведение нового материала: -что является предпосылкой естественного отбора?

-что является факторами естественного отбора?

-в чем проявляется суть естественного отбора?

-что такое норма реакции?

-почему естественный отбор-направляющий фактор эволюции?

-итак, какой можно сделать вывод о сути естественного отбора? ( в результате отбора накапливаются признаки, полезные для организма в условиях данной местности)

  1. Изучение нового материала

Дарвиновские представления о естественном отборе в настоящее время существенно расширены и углублены благодаря развитию генетики, трудами И.И.Шмальгаузена (фото стр.171уч-ка) и знакомого нам С.С.Четверикова (фото стр.164уч-ка,доп.лит-ра)

Под действие отбора могут попасть как отдельные особи, так и целые популяции. В любом случае отбор сохраняет наиболее приспособленные к данным условиям существования организмы. Однако, в зависимости от его направленности, эффективности и особенностей условий обитания организмов, формы естественного отбора могут быть разными.

Хорошо изучены следующие формы отбора:

(схема заранее заготовлена! Формы отбора

Движущая Стабилизирующая Разрываются

(дивергентная)

В конкретных условиях преобладает одна форма отбора и поэтому каждая форма характеризуется своими признаками.

Посмотрев кадры диафильма и пользуясь текстом учебника группам стр.44 и рис. 55, 56 стр.17 дайте характеристику движущей

Задание №1.

и стабилизирующей формах отбора, заполнив таблицу «Формы естественного отбора»

п/п

Вопросы

Движущая

Стабилизирующая

Разрывающая

1.

В каких

условиях

действует?

В изменяющихся условиях среды

В постоянных условиях среды

Изменение

условий

существования

2.

Какие особи

отбраковываю

тся?

Особи с отклонением от средней величины и одним из крайних проявлений признака

Особи с двумя крайними проявлениями признака

Особи со средним проявлением признака

3.

Какие особи выживают?

Особи с другим крайним проявлением признака (т.е. в противоположную сторону)

Особи со средним

проявлением

признака

Особи,

имеющие

любое из двух

крайних

проявлений

данного

признака

4.

Примеры

Промышленный /ййланизм, появление и расцвет крыс, тараканов

Цветки со

средними

размерами

соответствующих

опылителям.

Птицы со средним

крылом

Много

вариантов

окраски

популяции

лягушки,

образование

бескрылых

насекомых на

островах


У. А теперь сравним формы естественного отбора и сделаем вывод о направлении каждой формы. Вам выданы 3 карточки с выводом о направлениях форм отбора.

Задание №2. Проанализировав предложенный слайд о формах отбора, подберите соответствующий вывод о направлениях и прикрепите соответственно форме отбора к схеме на доске «Формы отбора».

Задание №3. Вновь обратимся к рисунку 55 и 56 на стр. 171 учебника.

Проанализируйте график форм отбора и проследите взаимосвязь форм отбора и нормы реакции. Выскажите свое мнение.

У. Выявив преимущественную форму отбора, которая действует в той или иной популяции конкретного вида животных или растений, можно

прогнозировать изменения, которые могут произойти впоследствии.

Задание №4. (На листочках напечатано)

Предположим, что в исследованной вами популяции одного из видов животных с одинаковой частотой встречаются особи средних, крупных

и мелких размеров. Какие изменения могут произойти впоследствии

для каждой формы отбора, учитывая их направления (на доске)

Характеристика гипотетической

популяции.

33,3% мелкие

33,3% особи

33,3% особи

особи

со средними

с крупными

размерами

размерами

33,3% особи

тела

со средними

33,3% особи

размерами тела

с крупными

размерами

тела


Стабилизирующий Разрывающий

Движущий

Мелких — 10%

10%

40%

Средних — 30%

80%

20%

Крупных — 60% Или наоборот

10%

40%


У. Обсудим результаты.

III. Закреплениетестирование с самоконтролем.

Ответы: 1-2 4-3

  1. 1 5-1

  2. 1

Оцените свои ответы!

IV. Домашнее задание

& 44. Задание 31


V. Подведение итогов урока.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here