Тема урока № 1:Разнообразный мир линий (класс 5)

РАЗРАБОТАЛА: ЖУК Наталья Павловна

Дидактическая цель:

сформировать представления о многообразном мире линий, сформировать умения распознавать, описывать и характеризовать линии, видеть внутреннюю и внешнюю область линий , изображать и конструировать линии.

Цели по содержанию:

обучающие: познакомить учащихся с видами линий на плоскости, показать практическое применение через выполнение реальных измерений и построений, решать задачи исследовательского характера, приводить примеры аналогов в окружающем мире, формировать наглядные представления о геометрических фигурах.

— развивающие: развивать умение воспринимать и усваивать новую информацию, анализировать, сравнивать, обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание;

— воспитательные: воспитание ценностного отношения к математическим знаниям, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Тип урока: урок открытия и изучения новых знаний через экспериментальную проверку, с помощью наблюдений и исследований.

Методы:

По источникам знаний :словесные, практические, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: формирование умений;

Относительно характера познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование:.компоненты УМК «Сферы. Математика. 5-6», мультимедиа проектор, компьютер, ИД, рабочие тетради учащихся. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.:Просвещение, 2013. – 223 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы), Задачник-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др.. – М.:Просвещение, 2010. – 127 с.: ил., Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2013. – 128 с

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

Организационный

Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Создание ситуации успеха.

На ИД слайд 2,3.Приветственное слово учителя:

Учитель представляется и высказывает свое удовольствие от встречи с данным классом.

Испытывают чувство гордости за свою Родину

, за свою школу и за свой класс Включаются в деловой ритм урока

Саморегуляция действий при работе в новой обстановке, с новым коллективом и новым учителем.

Рефлексия

Определить настроение на начало урока

Учитель анализирует

полученную картину настроения учащихся

Учащиеся показывают карточку, которая соответствует их настроению(можно схематично зарисовать в тетрадь).

Навыки психологической рефлексии

Актуализации знаний и умений

Целеполагания

Развитие эстетического восприятия учебника и его успешного освоения.

Формирование представления о многообразном мире линий

На доске дата и запись «Классная работа. Разнообразный мир линий»

Предлагает детям почитать на стр.7 «Интересно».Впервые человек взял в руки кусок угля и провел им по стене пещеры еще в глубокой древности. Он изобразил контуры предметов, животных, объектов природы.

Из чего состоят эти рисунки?

Мы отправляемся в путешествие в разнообразный мир линий

— Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Один читает вслух

-из линий

Цель урока: познакомится с разными линиями и узнать как и где они применяются, как их построить.

.Учащиеся делают запись в тетрадь.

Прогнозирование, рефлексия

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели, планирование предстоящей деятельности.

Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: разнообразный мир линий.

На экране появляется виртуальная лаборатория «Лини», учитель рисует замкнутую и незамкнутую линии.

Флеш –демонстрация 4 «ЛИНИИ»

На экране интерактивная модель

«Внутренняя и внешняя области»

Флеш-демонстрация 2 «Внутренняя и внешняя области»

Флеш-демонстрация 3 «Внутренняя и внешняя области»

Виды линий: фото (1.1)

Линии можно проводить от руки , а можно с помощью различных инструментов: линейки, циркуля, лекала. Все точки одинаковы, и одна точка от другой ничем не отличаются. А мир линий разнообразен. (рис.1.2)

Давайте поработаем с учебником страница 9

Линии делятся также на самопересекающиеся и линии без самопересечений

Вопрос: «Что изображено на рисунке?»

На рисунке 1.3 изображена

замкнутая линия без самопересечений. Она делит плоскость на две области – внутреннюю и внешнюю. Сама линия служит границей этих областей.

1.Начертите в тетради замкнутую линию, закрасьте внутреннюю область синим цветом, а внешнюю – красным.

2.Чтобы из одной области попасть в другую, надо пересечь ее границу.

2.Определить сколько раз три различные кривые пересекают границу между внешней и внутренней

(На столе у каждого распечататка для определения числа пересечений)

Где еще встречаются внешние и внутренние области?

Упражнения из учебника №1,2.

Ребята читают о происхождении слова «линия».

Отвечают на вопрос №3 ст.10 учебника.

Ребята рассматривают рис.1.2

Ребята рассматривают рис.1.4 Политическая карта Африки и смотрят на ИД

Флеш-демонстрацию 3 «Внутренняя и внешняя области»

Ответы: граница озера, море, граница государства и т.д.

Ребята выполняют упражнение

Рассматривают рисунок и подсчитывают количество точек пересечений.

Приводят примеры

Познавательные УУД: анализ данных,

постоение линий и их конструкций, распознавание различных линий , проводение наблюдений и

экспериментов под руководством учителя, формирование математической речи.

Регулятивные УУД: развитие внимания, сохранение цели и четкое выполнение требований познавательной задачи.

Физминутка

Учитель показывает несколько физических упражнений

Повторяют за учителем

Здоровьесбережение,

саморегуляция

Организация первичного закрепления

Установление правильности и осознанности изучения темы «Разнообразный мир линий».

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Выполняем упражнения из У. №6

Посетили одно большое государство. Какие наши новые знакомые?

Ребята выполняют в тетради, один человек комментирует решение с места.

КРИВЫЕ линии. Перечисляют.

Познавательные:Поиск и выделение необходимой информации, которая определяет данную предметную область, применение ее при выполнении практических заданий

Творческого применения и добывания знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Клетчатая бумага – это удобный «инструмент» для вычерчивания линий; он помогает видеть характерные точки линии, выработать алгоритм изображения.

Рисуем на клетчатой бумаге упр. Учебник №10 на воспроизведение рисунка всегда нужно начинать с анализа, который лучше выполнять с карандашом в руке. Спираль (№10) можно «прочитать»: одна клетка вправо, одна клетка вверх, две клетки влево, и т.д.; теперь легко будет ее воспроизвести. Сначала это нужно сделать «от руки», тонко очерченным простым карандашом, а потом при желании провести ярче уже намеченные линии с помощью линейки. (Можно все делать «от руки», без инструментов).

Учащиеся выполняют задание(помощь учителя при необходимости)

Позитивное отношение к учебному процессу, творческий подход к решению задач, умения эмоционального общения

Осознание роли приобретенных знаний и способов решения практических задач с помощью моделирования

Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Предлагается учащимся подвести итоги (стр.9 по вопросам и заданиям)

Обобщить знания и умения пот слайду

Отвечают на вопросы и выполняют задания

-Сообщают, чему научились, что узнали на уроке

Осознание роли приобретенных знаний и способов решения практических задач с помощью

моделирования

различных линий.

Контроль и оценка процесса и результата деятельности, выделение и осознание учащимися

того, что уже усвоено.

Сопоставление внешней оценки учителя и самооценки. Сопоставление и сравнение личных успехов

с успехами других.

Рефлексия

Сформировать рефлексивную самооценку деятельности на уроке

Просьба учителя нарисовать в тетрадь рисунок из слайда, который соответствует настроению учащегося в конце урока

Дети рисуют значок в тетради

Навыки психологической рефлексии, умение выражать настроение, анализировать его в течение урока.

Информирования о домашней работе

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Учитель комментирует домашнее задание по тексту учебника и отвечает на вопросы учащихся.

Задают вопросы при непонимании. Записывают задание в дневники

Формирование регулятивного опыта.

Развитие умений формулировать вопросы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here