Конспект урока по биологии в 5 классе
ФИО учителя: Фомина Лидия Олеговна.
ОУ: ГБОУ СОШ №3 г.Похвистнево Самарской области
Тема урока: Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».
Цель урока: формирование представлений о единстве живых организмов на основе знаний об их клеточном строении.
Ведущая мировоззренческая идея или ценностные ориентиры: представления о единстве живых организмов способствует целостному восприятию мира .
Планируемые образовательные результаты: Ученик по окончании изучения данной темы:
-
формулирует правила пользования микроскопом;
-
выполняет лабораторную работу по алгоритму;
-
применяет знания о строении микроскопа;
-
выполняет учебную задачу в сотрудничестве;
-
делает выводы по проделанной работе;
-
дает объективную оценку собственной деятельности;
-
обнаруживает и формулирует проблему вместе с учителем.
Программные требования
Метапредметные результаты | Предметные результаты | |
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении способов действий. Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Умение проводить простейшие наблюдения. Готовность слушать собеседника и вести диалог. Определение общей цели и путей её достижения. | Овладение навыками -работы со световым микроскопом; -выполнения лабораторной работы по алгоритму; -простейшего анализа проделанной работы и формулировки выводов. |
Программное содержание: Строение клетки.
Основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету: клетка, цитоплазма, оболочка, ядро
План изучения нового материала:
-
Повторение правил пользования микроскопом.
-
Выполнение лабораторной работы.
-
Сохранение результатов работы в компьютере при помощи цифрового микроскопа.
-
Формулирование выводов по проделанной работе.
Тип урока: Открытие новых знаний
Форма урока: Урок-исследование
Технология обучения: Системно-деятельностное обучение
Оборудование: световые микроскопы, пинцеты, луковица, предметные стекла, цифровой микроскоп, документ-камера, ноутбук, проектор.
Мизансцена урока: Традиционная.
Домашнее задание: п.5,стр. 15-18 в р.т.
Т
ехнологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
|
|
|
| Изучая материал параграфов 4 и 5 в учебнике мы узнали строение и правила пользования световыми микроскопами, а также узнали, что все живые организмы состоят из клеток. Можно ли рассмотреть эти клетки, и убедиться в правильности утверждения авторов учебника? Можно ли рассмотреть живые клетки под световым микроскопом? Из чего лучше приготовить микропрепарат? Какие органоиды можно увидеть под микроскопом?
|
|
| |
|
| Проговаривание алгоритма пользования микроскопом. -стёкла окуляра и объектива протирайте только специальными салфетками; -храните микроскоп в футляре; -переносите микроскоп двумя руками; -работайте с микроскопом сидя; -микроскоп устанавливайте на расстоянии 5-10 см от края стола; -добейтесь полного освещения поля зрения; -стекло с объектом кладите на предметный столик; -сбоку глядя на предметный столик, вращайте винт до опускания объектива на 5мм от стекла; -глядя в окуляр и вращая регулировочный винт, медленно поднимайте зрительную трубку, добиваясь наиболее четкого изображения.
|
|
III. постановка учебной задачи – 8 мин. | ||
— обнаруживает и формулирует проблему вместе с учителем
— формулирует цели и задачи с помощью учителя
— аргументирует свою точку зрения
— планирует пред-стоящую деятель-ность с помощью учителя | Главный вопрос урока
Как выглядят живые клетки?
Гипотезы: Чешуя лука состоит из клеток; Под микроскопом можно рассмотреть клетки кожицы чешуи лука и их органоиды.
Что нужно сделать, чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения?
|
Устно. Фронтально
Фронтально
Фронтально |
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА – 15 мин. | ||
— формулирует пра-вила пользования микроскопом
— выполняет лабораторную работу по инструкции
аргументирует свою точку зрения |
Помещаем свой микропрепарат на предметный столик цифрового микроскопа, добиваемся четкого изображения, делаем снимок.
— кожица чешуи лука состоит из клеток; — клетки можно рассмотреть под световым микроскопом; — под световым микроскопом можно рассмотреть; органоиды клетки: ядро, оболочку, цитоплазму.
|
Фронтально
В парах
индивидуально
Фронтально
|
V. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО – 10 мин. | ||
— обозначает на рисунке органоиды клетки — формулирует основное положение клеточной теории — называет основные органоиды клетки
— зарисовывает строение клетки |
| Взаимопроверка
Фронтально
В тетрадях самостоятельно |
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА | ||
— даёт объективную оценку собственной деятельности | — Что нового узнали на уроке? — Чему научились? — Что особенно понравилось на уроке? Почему? — Что вызвало наибольшую трудность? Почему? | Фронтально
|