МОУ «Малошелковниковская средняя общеобразовательная школа»
Егорьевского района Алтайского края
Проект урока
Биология. Живой организм. 6 класс
Тема: «Листья»
Автор проекта: Какошкина Т. В.
Учитель биологии,
высшая категории
с. Малая Шелковка
2009 г.
Тема: Листья.
Тип урока: комбинированный
Цели:
Образовательная: создание условий для осознания и осмысления признаков бокового органа растения – листа, его
внешнего строения, функциях, видоизменениях.
Развивающая: продолжить формирование умений: выделять главное, конкретизировать, анализировать,
синтезировать, обобщать, делать выводы; сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательная: создание условий для появления интереса к биологии; формирования трудолюбия, целеустремлён —
ности, коммуникативных и рефлексивных качеств личности; культуры поведения.
Оборудование:
-
Учебник: Н. И. Сонин Биологияю Живой организм. 6 класс.
-
Энциклопедии: Я познаю мир (Экология); Словарь юного натуралиста.
-
Книга для чтения по ботанике.
-
И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов Биология растений, грибов, лишайников.
-
Таблицы: «Простые листья», «Сложные листья», «Листорасположение».
-
Гербарии листьев.
-
Схемы жилкования листьев.
-
Мультимедийные средства: CD – ROM диск Биология. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина.
-
Комнатные растения
Методы:
-
Проблемный
-
Частично – поисковый
Структура, содержание урока:
Деятельность учителя
| Предполагаемая деятельность учащихся | Методический комментарий | |
М о т и в а ц и о н н о — ц е л е в о й
| Предлагаю учащимся создать 3 рабочих группы. Даю задания группам для актуализации субъектного опыта учащихся о побеге, его строении; строении почек; клеточном строении листа, функциях его тканей.
Работаю с основными понятиями: «Орган», «Ткань», «Побег», «Почка»
Организую промежуточную рефлексию
Предлагаю учащимся отгадать загадку: Зелёные как изумруд, На ветках дерева растут.
Записываю тему урока на доске
Предлагаю решить творческую задачу: Известно, что у пальм большие листья с ровными краями, а у берёз листовые пластинки мелкие и их края изрезаны. Почему? Записываю цели на доске:
Предлагаю обсудить способы достижения цели урока.
| Знакомятся с заданиями, обсуждают, анализируют, синтезируют, делают выводы.
Обозначают части вегетативной и генеративной почек. Называют черты сходства и различия.
На ветках – плотные комочки, В них дремлют клейкие листочки. (Дают определение понятия «Почка», называют неточности)
При помощи условных знаков отвечают на вопрос: Насколько успешно я справился с заданием?
Работают в группах, выдвигают гипотезу: Листья
Записываю тему урока в тетради
Работают в группах, выдвигают свои гипотезы, создают банк идей (возможные варианты):
Формулируют цели урока (возможные варианты):
Учащиеся предлагают для работы источники информации :
| Развивается абстрактное мышление через способы умственной деятельности: анализ, синтез , обобщение, формулирование выводов; сравнение, выявление сходства, различий; установление причинно – следственных связей. Актуализируются знания по темам: «Ткани растений», « Побег. Почки.»
Формирование коммуникативных и рефлексивных качеств
В течение урока создаю ситуации формирования знаний, умений, навыков через способы умственной деятельности.
Проблемная ситуация с выходом на тему урока.
Ситуация интеллектуального затруднения с выходом на целеполагание.
СУД: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, установление причинно-следственных связей.
|
Работа с понятием «Лист» Предлагаю изучить текст учебника на с.39 (2 абзац)
Организую работу в группах. Предлагаю определить строение листьев с помощью текста, рисунков учебника, гербария.
Организую обсуждение принципа классификации листьев
Предлагаю группам задания по изучению видов жилкования листьев
Предлагаю отчитаться группам о проделанной работе. | Находят определение, записывают в словарь , объясняют.
Выполняют задание 31, с. 15 в рабочей тетради
Работают в группах, определяют простые и сложные листья : Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Распределите гербарии на две группы. По какому признаку вы это сделали?
Объясняют, обосновывают, выставляют баллы в «Лист контроля». Работают в группах. Используя схемы «Жилкование листьев», учащиеся определяют жилкование листьев у предложенных комнатных растений: кливия, эвхарис, пеларгония. Называют виды жилкования, обосновывают свой выбор. Оценивают работу группы. | Учатся выделять главное, конкретизировать.
При работе в группе формируются коммуникативные качества, культура поведения.
Развивается абстрактное мышление через способы умственной деятельности: анализ, синтез , обобщение, формулирование выводов; сравнение, выявление сходства, различий;
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
| Предлагаю выяснить способы листорасположения у растений, используя таблицы, комнатные растения, мультимедийные средства ( тренажёр)
Предлагаю проанализировать работу
Организую промежуточную рефлексию через вопросы:
| Работают в группах, определяют листорасположение у растений: Вариант 1 Соотнести рисунки побегов растений и виды листорасположения (тренажёр) Вариант 2 Соотнести рисунки побегов растений и виды листорасположения ( таблицы) Вариант 3 Изучить побеги комнатных растений (пеларгония, традесканция, гибискус китайский, бегония лотосовидная) и определить виды листорасположения. Анализируют, объясняют, делают выводы, выставляют баллы в «Лист контроля» Анализируют работу в группах:.
|
СУД: анализ, синтез, обобщение, формулирование вывода; сравнение: выявление черт сходства и различий.
Формирование рефлексивных качеств.
Позволяет выяснить степень личной заинтересованности.
| |||||||||||||||||||||||||||||||
| Предлагаю решить творческую задачу:
Известно, что хищные растения обитают только на болотах. Почему?
Фиксирую идеи на доске. Предлагаю группам работу с учебником (с.39, 40) ;дополнительной литературой. Отрабатываю навыки работы с различными источниками информации
Организую беседу:
Предлагаю учащимся вернуться к решению задачи, которая вызвала у них интеллектуальное затруднение в начале урока.
Предлагаю учащимся вернуться к целям и вопросам урока |
Работают в группах, выдвигают гипотезы, создают банк идей (возможные варианты):
Используя различные источники информации, выполняют задания и ищут решение задачи: Задания: Работая с текстом учебника, заполните пропуски. Вариант 1 Основными функциями листа можно считать участие в процессах ______________ , ________________ , _______________ . Иногда листья накапливают _______________ вещества, а также служат для вегетативного ________________ растений.
Вариант 2 В листе происходят сложные процессы ________________ , образования питательных_________________ , __________________ воды. У некоторых растений листья видоизменяются и выполняют несвойственные им функции: колючки кактуса __________________ испарение, а колючки барбариса ___________ от _________________ .
Вариант 3 Лист выполняет три основные функции ____________, ____________ , _______________ . Кроме того, у растений семейства бобовых имеются усики – это видоизменённые листья, которые выполняют ___________________ функцию. У хищных растений листья превратились в _____________ аппараты.
Озвучивают результат работы, отвечают на вопросы. Находят решение творческой задачи:
Известно около 450 видов хищных растений, чьи листья превратились в особые ловчие аппараты. При недостатке азота и минеральных веществ насекомые являются хорошим дополнительным питанием этим растениям. Учащиеся делают вывод и фиксируют в тетрадях: Строение листьев связано с их функциями.
Работают в группах, выдвигают гипотезы, создают банк идей (варианты ответов):
Проговаривают цели урока, определяют личную значимость изученного материала. |
Работая с различными источниками информации, развивается умение анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, обобщать, делать выводы.
Обеспечиваю право выбора.
СУД: анализ, синтез, обобщение, выделение главного
СУД: анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей, формулирование вывода; сопоставление; сравнение. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Р е ф л е к с и в н о — о ц е н о ч н ы й | Осуществляю самоконтроль и самооценку через организацию беседы по вопросам:
Комментируя, выставляю учащимся отметку за урок. | Осуществляют самоконтроль и самооценку.
Лист контроля
Критерии оценки: «5» — 20– 15 баллов; «4» — 14 –12 баллов; «3» — 11 – 10 баллов
Анализируется степень личного участия в работе группы Озвучивают и аргументируют отметку за работу каждого члена группы
|
Формирование рефлексивных, коммуникативных качеств
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Выявляю эмоциональный фон в классе на конец урока | При помощи сигнальных знаков отвечают на вопрос: Насколько успешно я работал в течение урока?
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
| Благодарю учащихся за работу по достижении цели урока |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
И н ф о р м а ц и я
о
д о м а ш н е м
з а д а н и и | Предлагаю варианты домашнего задания:
| Выбирают варианты домашнего задания | Осуществляется предоставление возможности выбора, привлечение субъектного опыта учащихся и членов их семей. |