МОУ «Малошелковниковская средняя общеобразовательная школа»

Егорьевского района Алтайского края

Проект урока

Биология. Живой организм. 6 класс

Тема: «Листья»

Автор проекта: Какошкина Т. В.

Учитель биологии,

высшая категории

с. Малая Шелковка

2009 г.

Тема: Листья.

Тип урока: комбинированный

Цели:

Образовательная: создание условий для осознания и осмысления признаков бокового органа растения – листа, его

внешнего строения, функциях, видоизменениях.

Развивающая: продолжить формирование умений: выделять главное, конкретизировать, анализировать,

синтезировать, обобщать, делать выводы; сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная: создание условий для появления интереса к биологии; формирования трудолюбия, целеустремлён —

ности, коммуникативных и рефлексивных качеств личности; культуры поведения.

Оборудование:

  • Учебник: Н. И. Сонин Биологияю Живой организм. 6 класс.

  • Энциклопедии: Я познаю мир (Экология); Словарь юного натуралиста.

  • Книга для чтения по ботанике.

  • И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов Биология растений, грибов, лишайников.

  • Таблицы: «Простые листья», «Сложные листья», «Листорасположение».

  • Гербарии листьев.

  • Схемы жилкования листьев.

  • Мультимедийные средства: CDROM диск Биология. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина.

  • Комнатные растения

Методы:

  • Проблемный

  • Частично – поисковый

Структура, содержание урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Методический комментарий

М

о

т

и

в

а

ц

и

о

н

н

о

ц

е

л

е

в

о

й

Предлагаю учащимся создать 3 рабочих группы.

Даю задания группам для актуализации субъектного опыта учащихся о побеге, его строении; строении почек; клеточном строении листа, функциях его тканей.

Работаю с основными понятиями: «Орган», «Ткань», «Побег», «Почка»

Организую промежуточную рефлексию

Предлагаю учащимся отгадать загадку:

Зелёные как изумруд,

На ветках дерева растут.

Записываю тему урока на доске

Предлагаю решить творческую задачу:

Известно, что у пальм большие листья с ровными краями, а у берёз листовые пластинки мелкие и их края изрезаны. Почему?

Записываю цели на доске:

  • Строение листьев

  • Функции листьев

  • Видоизменения листьев

Предлагаю обсудить способы достижения цели урока.

Знакомятся с заданиями, обсуждают, анализируют, синтезируют, делают выводы.

  • Задание на тренажёре.

Обозначают части вегетативной и

генеративной почек. Называют

черты сходства и различия.

  • Найти неточности в загадке.

На ветках – плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки.

(Дают определение понятия «Почка», называют неточности)

  • На схеме «Клеточное строение листа» обозначить ткани; назвать их функции. Обосновать связь строения тканей с их функцией.

При помощи условных знаков отвечают на вопрос: Насколько успешно я справился с заданием?

Работают в группах, выдвигают гипотезу:

Листья

Записываю тему урока в тетради

Работают в группах, выдвигают свои гипотезы, создают банк идей (возможные варианты):

  • Пальмы растут в тёплом климате

  • В тропическом лесу почва плодородная.

  • Листья пальм получают больше света

Формулируют цели урока (возможные варианты):

  • Зачем мне надо знать строение листьев?

  • Какие бывают листья?

  • Какую функцию выполняют листья?

  • Бывают ли видоизменённые листья?

  • Как связано строение листьев с их функцией?

Учащиеся предлагают для работы источники информации :

  • текст и рисунки учебника

  • Дополнительная литература

  • Мультимедийное приложение

  • Гербарии

  • Таблицы

  • Комнатные растения

Развивается абстрактное мышление через способы умственной деятельности: анализ, синтез , обобщение, формулирование выводов; сравнение, выявление сходства, различий; установление причинно – следственных связей.

Актуализируются знания по темам: «Ткани растений», « Побег. Почки.»

Формирование коммуникативных и рефлексивных качеств

В течение урока создаю ситуации формирования знаний, умений, навыков через способы умственной деятельности.

Проблемная ситуация с выходом на тему урока.

Ситуация интеллектуального затруднения с выходом на целеполагание.

СУД: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, установление причинно-следственных связей.

О

р

г

а

н

и

з

а

ц

и

о

н

н

о

д

е

я

т

е

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

н

ы

й

Работа с понятием «Лист»

Предлагаю изучить текст учебника на с.39 (2 абзац)

Организую работу в группах.

Предлагаю определить строение листьев с помощью текста, рисунков учебника, гербария.

Организую обсуждение принципа классификации листьев

Предлагаю группам задания по изучению видов жилкования листьев

Предлагаю отчитаться группам о проделанной работе.

Находят определение, записывают в словарь , объясняют.

Выполняют задание 31, с. 15 в рабочей тетради

Работают в группах, определяют простые и сложные листья :

Вариант 1

  • Изучите гербарии листьев смородины черной, клевера лугового, липы сибирской, берёзы бородавчатой, клёна ясеневидного, акации жёлтой.

  • Распределите гербарии на две группы. По какому признаку вы это сделали?

Вариант 2

  • Изучите гербарии листьев малины, сирени обыкновенной, ивы плакучей, рябинолистника, люпина, боярышника алтайского.

  • Распределите гербарии на две группы. По какому признаку вы это сделали?

Вариант 3

  1. Изучите гербарии листьев смородины красной, чины луговой, яблони домашней, бузины красной, клёна татарского, пшеницы.

Распределите гербарии на две группы. По

какому признаку вы это сделали?

Объясняют, обосновывают, выставляют баллы в «Лист контроля».

Работают в группах.

Используя схемы «Жилкование листьев», учащиеся определяют жилкование листьев у предложенных комнатных растений: кливия, эвхарис, пеларгония.

Называют виды жилкования, обосновывают свой выбор. Оценивают работу группы.

Учатся выделять главное, конкретизировать.

При работе в группе формируются коммуникативные качества, культура поведения.

Развивается абстрактное мышление через способы умственной деятельности: анализ, синтез , обобщение, формулирование выводов; сравнение, выявление сходства, различий;

Предлагаю выяснить способы листорасположения у растений, используя таблицы, комнатные растения, мультимедийные средства ( тренажёр)

Предлагаю проанализировать работу

Организую промежуточную рефлексию через вопросы:

  1. Что вы узнали нового?

  2. Что вы для этого делали?

  3. Что у нас получилось?

  4. Что нам пока не удаётся?

Работают в группах, определяют листорасположение у растений:

Вариант 1

Соотнести рисунки побегов растений и виды листорасположения (тренажёр)

Вариант 2

Соотнести рисунки побегов растений и виды листорасположения ( таблицы)

Вариант 3

Изучить побеги комнатных растений (пеларгония, традесканция, гибискус китайский, бегония лотосовидная) и определить виды листорасположения.

Анализируют, объясняют, делают выводы, выставляют баллы в «Лист контроля»

Анализируют работу в группах:.

  1. Что я узнал нового?

  2. Какими способами мы пользовались при изучении нового материала.

  3. Где могут пригодиться полученные знания?

  4. Насколько успешно я справился с заданиями

  5. Какие были трудности в работе

СУД: анализ, синтез, обобщение, формулирование вывода; сравнение: выявление черт сходства и различий.

Формирование рефлексивных качеств.

Позволяет выяснить степень личной заинтересованности.

Предлагаю решить творческую задачу:

Известно, что хищные растения обитают только на болотах. Почему?

Фиксирую идеи на доске.

Предлагаю группам работу с учебником (с.39, 40) ;дополнительной литературой.

Отрабатываю навыки работы с различными источниками информации

Организую беседу:

  • Назовите основные функции листа.

  • Какие встречаются видоизменения листьев?

  • Каковы причины видоизменений листьев?

Предлагаю учащимся вернуться к решению задачи, которая вызвала у них интеллектуальное затруднение в начале урока.

Предлагаю учащимся вернуться к целям и вопросам урока

Работают в группах, выдвигают гипотезы, создают банк идей (возможные варианты):

  • На болотах водится много насекомых

  • Растения болот испытывают недостаток кислорода

  • Растениям не хватает каких – то веществ

Используя различные источники информации, выполняют задания и ищут решение задачи:

Задания:

Работая с текстом учебника, заполните пропуски.

Вариант 1

Основными функциями листа можно считать участие в процессах ______________ , ________________ , _______________ . Иногда листья накапливают _______________ вещества, а также служат для вегетативного ________________ растений.

Вариант 2

В листе происходят сложные процессы ________________ , образования питательных_________________ , __________________ воды. У некоторых растений листья видоизменяются и выполняют несвойственные им функции: колючки кактуса __________________ испарение, а колючки барбариса ___________ от _________________ .

Вариант 3

Лист выполняет три основные функции ____________, ____________ , _______________ . Кроме того, у растений семейства бобовых имеются усики – это видоизменённые листья, которые выполняют ___________________ функцию. У хищных растений листья превратились в _____________ аппараты.

Озвучивают результат работы, отвечают на вопросы.

Находят решение творческой задачи:

Известно около 450 видов хищных растений, чьи листья превратились в особые ловчие аппараты. При недостатке азота и минеральных веществ насекомые являются хорошим дополнительным питанием этим растениям.

Учащиеся делают вывод и фиксируют в тетрадях:

Строение листьев связано с их функциями.

Работают в группах, выдвигают гипотезы, создают банк идей (варианты ответов):

  • Большие листья лучше осуществляют фотосинтез

  • В тропиках много влаги, поэтому растениям не нужно экономить влагу.

  • Берёзы растут в умеренной зоне, где осадков выпадает меньше. Поэтому листовые пластинки маленькие. Меньше листьями испаряется воды.

  • Вырезы на листьях уменьшают испаряющую поверхность листа

Проговаривают цели урока, определяют личную значимость изученного материала.

Работая с различными источниками информации, развивается умение анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, обобщать, делать выводы.

Обеспечиваю право выбора.

СУД: анализ, синтез, обобщение, выделение главного

СУД: анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей, формулирование вывода; сопоставление; сравнение.

Р

е

ф

л

е

к

с

и

в

н

о

о

ц

е

н

о

ч

н

ы

й

Осуществляю самоконтроль и самооценку через организацию беседы по вопросам:

  • Что было наиболее успешно выполнено?

  • Что вызвало затруднение?

  • Кому вы помогли?

  • Кто вам помог?

  • Когда и где могут пригодиться полученные знания?

Комментируя, выставляю учащимся отметку за урок.

Осуществляют самоконтроль и самооценку.

Лист контроля

Этапы урока

Максимальный балл

Баллы

I

Проверка домашнего задания

3

II

Изучение нового материала

2.1

Творческая задача

5 + 5

2.2

Строение органа

1

2.3

Листорасположение

2

2.4

Функции

2

2.5

Видоизменения

2

Критерии оценки:

«5» — 20– 15 баллов; «4» — 14 –12 баллов; «3» — 11 – 10 баллов

Анализируется степень личного участия в работе группы

Озвучивают и аргументируют отметку за работу каждого члена группы

Формирование рефлексивных, коммуникативных качеств

Выявляю эмоциональный фон в классе на конец урока

При помощи сигнальных знаков отвечают на вопрос: Насколько успешно я работал в течение урока?

Благодарю учащихся за работу по достижении цели урока

И

н

ф

о

р

м

а

ц

и

я

о

д

о

м

а

ш

н

е

м

з

а

д

а

н

и

и

Предлагаю варианты домашнего задания:

  • Изучить текст учебника на с. 39,40; ответить на вопросы 9 -11, с. 45, знать определения терминов, выделенных жирным шрифтом.(обязательно для всех)

  • Подготовить информацию о самых больших и самых маленьких листьях ( по желанию)

  • Сочинить сказку, легенду о листьях ( по желанию)

  • Подготовить сообщение о растениях, листья которых используют в пищу. Предложить рецепт вкусного и полезного блюда. ( по желанию)

Выбирают варианты домашнего задания

Осуществляется предоставление возможности выбора, привлечение субъектного опыта учащихся и членов их семей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here