Тищкина Наталия Петровна, учитель биологии

ГУ СКОШ VII вида, г.Твери.

Разработка урока биологии в 7 классе.

«Внешнее строение рыбы».

Задачи урока:

Учебная: Раскрыть особенности внешнего строения представителей надкласса Рыбы в связи обитанием в водной среде. Показать единство приспособительной организации рыб и условиями жизни в воде. Отметить относительность этих приспособлений.

Развивающая: Продолжить формирование понятий об эволюции, взаимосвязи организма и среды. Расширить представления учащихся об окружающей природе.

Воспитывающая: Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Коррекционная: Развитие умения общаться друг с другом, слушать мнение товарищей. Активизация мыслительной деятельности учащихся на основе работы с моделями, опорными конспектами, игровой формы урока.

Методы:

Словесный: беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся, чтение текстов учебника.

Наглядный: работа с таблицами, открытками, опорным конспектом, моделями из пластилина, просмотр фрагмента видеофильма.

Практический и частично-поисковый: лабораторная работа, оформление результатов работы в рабочей тетради.

Форма организации учебной деятельности учащихся: игровая, коллективная, групповая, индивидуальная.

-2-Средства обучения:

Изобразительные: таблицы: «Общее строение типа хордовых животных», «Ланцетник». Плакат «Разнообразие рыб», опорный плакат, последовательные рисунки на доске, открытки с изображением разных видов рыб, рисунки «Ошибки художника», видеокассета «Голубой мир».

Натуральные объекты: свежая рыба в ванночках, чешуя рыбы между предметными стеклами, кусочки кожи рыб, чучело акулы, камбала.

Вспомогательное оборудование: ручные лупы, иголки, магнитофон, диск «Звуки природы».

Ход урока.

Звучит музыка.

Учитель: Сегодня на уроке вы продолжите изучение хордовых животных. Тема нашего урока «Внешнее строение рыбы». Задача урока: раскрыть особенности внешнего строения рыбы в связи с ее обитанием в водной среде, понять, как она приспособлена к обитанию в воде, почему существует такое многообразие рыб.

Урок мы с вами проведем, разделившись на два экипажа: «Батискаф» и «Батисфера». (Плакаты с изображением этих аппаратов вывешиваются на доске, кратко поясняется их назначение).

За каждый правильный и полный ответ экипажи будут награждаться рыбкой. Задача экипажей набрать как можно больше рыбок.

Прежде, чем отправиться в плавание, проверим, как экипажи готовы к плаванию.

Проверка домашнего задания.

Экипаж «Батискафа»: Рассказ учащегося об общих признаках хордовых животных.

-3-

Экипаж «Батисферы»: Рассказ учащегося о приспособлении ланцетника к водной среде обитания.

Индивидуальная работа с моделями из пластилина (тихий опрос): каждый учащийся показывает основные системы органов у себя на модели, шепотом их называет.

Учитель: Экипажи к плаванию готовы. Но прежде, чем спуститься под воду, необходимо определить объект исследования.

Используя таблицу «Тип Хордовые» учащиеся определяют место рыб в классификации хордовых: тип Хордовые, подтип Черепные, надкласс Рыбы (класс Хрящевые, класс Костные).

Учитель: Рыбы имеют хорду в зародышевом состоянии, затем она преобразуется в скелет, образуется позвоночник и череп, жабры у рыбы сохраняются всю жизнь, подробно об этом поговорим на следующем уроке.

Вопрос экипажам: В какой воде обитают рыбы? (Учащиеся отвечают, что в пресной воде рек, озер, прудов и в соленой воде океанов и морей).

Шум моря, крики чаек.

Учитель: Мы с вами на берегу океана, нам предстоит спуститься в подводный мир.

Вопросы экипажам: Как по-вашему, чем отличается водная среда от наземно-воздушной?

Ответы экипажей. 1.Вода более плотная, в ней передвигаться тяжелее. 2. Вода менее прозрачна, чем воздух. 3.В воде мало кислорода. 4. Вода хорошо передает звуковые колебания. 5. В воде нет резких перепадов температуры.

Учитель: Именно к такой среде и должны быть приспособлены рыбы.

(Рассказ учителя по плакату «Многообразие форм рыб»). Не всякий ясно представляет ехидну или, скажем, ленивца, но трудно найти человека, который не видел бы рыбу. Ведь увидеть ее довольно просто. Достаточно купить в магазине. Рыбы – наши кормильцы. Какое

-4-

разнообразие форм! Прообразы торпед, стрел, ядер и метательных дисков с завидной легкостью пронизывают толщу вод. А вот вроде бы не рыба – змея. Да это угорь! А это блаженствует в мягком иле чудовище. Оно долежалось до того, что стало плоским, даже глаза у него переместились на один бок. (Демонстрация камбалы). Ожившие фигурки коней с шахматной доски самого Нептуна. Рыбы, вооруженные мечами, пилами, рыбы почти крылатые. В общем, кого только нет! Большие и малые, огромная китовая акула ,длинной 20 метров и самая маленькая на свете рыбка – филиппинский бычок длинной всего 7 мм. Этих рыбок одно время модницы носили в ушах в хрустальных серьгах-аквариумах.

Вопрос экипажам: Чем обусловлено такое разнообразие форм тел рыб?

( Учащиеся отвечают, что рыбы обитают в разных условиях водной среды).

Учитель: Мы пришли к выводу, что многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большому разнообразию форм их тела, множеству приспособлений к условиям обитания. Но есть общие признаки во внешнем строении рыб, которые позволяют им жить в водной среде. Начинаем исследовательскую работу.

Лабораторная работа. Учащиеся выполняют лабораторную работу №6. Инструкция по выполнению лабораторной работы на стр.156- 157. Учащиеся получают картонные фигурки рыбы, которые они обводят карандашом в тетради, а затем подписывают части рыбы. (Консультация учителя, работа со слабыми учащимися).

Обсуждение итогов лабораторной работы .(По каждому пункту). Выполнение опорного плаката на доске в процессе беседы с учащимися.

Просмотр видеофильма. Обсуждение увиденного: форма тела рыб, передвижение рыб, движение жаберных крышек, особенностей глаз, цвета тела, боковая линия.

Закрепление материала. (Вывешивается опорный плакат).

Вопросы экипажам:

1.На какие отделы делится тело рыбы? Какое значение имеет плавный переход от одного отдела к другому?

-5-

2.Какие органы находятся на голове рыбы, каково их значение?

3.Чем покрыто тело рыбы, какое значение имеет слизь?

4.Назовите непарные плавники и их функции.

5.Назовите парные плавники и их функции, смогут ли служить плавники органами передвижения на суше?

6.Художник совершил ошибки при изображении рыбы. Найдите эти ошибки. (Экипажам раздаются листы с изображением рыб, на которых у рыбы нарисованы глаза с ресницами, нет спинного плавника, или брюшного, чешуя только внизу и т. д.).

7. Среди выданных вам открыток найдите рыб. По каким признакам вы их определили? ( Раздаются открытки с изображением разных животных, в том числе и рыб).

Подведение итогов урока.

Учащиеся делают вывод: Рыбы хорошо приспособлены к водной среде, Они имеют обтекаемую форму тела, плавники, обеспечивающие им передвижение в воде, органы чувств, которые позволяют им ориентироваться в водной среде.

Определение экипажа – победителя, выставление отметок.

Домашнее задание. Учить параграф 31, ответить на вопросы параграфа. Уметь рассказать о внешнем строении рыбы, используя опорный плакат.

ТИП ХОРДОВЫЕ.

Подтип Бесчерепные. Подтип Черепные (Позвоночные)

Класс Ланцетники Надкласс Рыбы

Класс Хрящевые Класс Костные

рыбы рыбы

Класс Земноводные или Амфибии

Класс Пресмыкающиеся

или Рептилии

Класс Птицы

Класс Млекопитающие

Используемая литература:

1.Учебник Биология 7 класс «Животные». Автор В.Константинов.

Москва, Вентана- Граф, 2006.

2.Опорные конспекты : учителя Тишкиной Н.П.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here