Тема «Иммунитет»
(с использованием технологии развития критического мышления)
8 класс
Цель:
Обучающие:
-
углубить знания учащихся об иммунитете, видах иммунитета, лечебных сыворотках и вакцинах.
Развивающие:
-
развивать учебно-интеллектуальные умения: выделять главное и существенное;
-
развивать учебно-познавательные умения: составлять и высказывать тезисы, пользоваться предметным языком;
-
развивать поисково-информационные умения: использовать литературные источники.
Воспитательные:
-
формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха,
-
способствовать воспитанию культуры общения.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Оборудование: презентация «Иммунная система».
Ход урока:
Слайд 1
1. Стадия “ Вызов”
— Урок хотела бы начать с отрывка из произведения А.С.Пушкина «Пир во время чумы».
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, —
Тихо все. (Одно кладбище)
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.
Слайд 2
— Оспа, чума, тиф, холера и многие другие заболевания лишили огромное число людей жизни. Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек.
В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: “Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было увидеть только могильщиков”.
В VI веке от чумы в Европе погибла большая часть населения – 10 млн человек. Чуму называли черной смертью.
Слайд 3
Не менее опасна была оспа.
В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Особой приметой того времени считалось “Знаков оспы не имеет”.
Слайд 4
В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера.
Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год.
— Как вы думаете, почему одни люди умирали от этих страшных болезней, а другие нет?
— Сегодня на уроке мы будем говорить об иммунной системе организма.
Слайд 5
— Вспомните все что вы знаете, или считаете что знаете о иммунитете.
Для этого напишите в тетради число и тему сегодняшнего урока.
Слайд 6
«Знаю»
Запишите в данной строчке все ассоциации, которые у вас возникают со словом “иммунитет”. Записи должны быть емкими и краткими.
(Время – 2 мин.)
– Поработайте в группе, обменяйтесь сведениями и дополните свои записи (Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа)). (Время – 3 мин.)
– Давайте обсудим, что у вас получилось.
«Корзина идей»
— Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей, все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны).
– Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда давайте попробуем ее дополнить.
«Хочу знать». В данной строке запишите вопросы, на которые хотели бы получить ответ, а ваших знаний ещё не хватает.
— Обсудите в группах и озвучьте.
(время 3 мин.)
Слайд 7
2. Стадия — осмысление
– Поработайте с текстом (учебник “Биология. Человек. 8 класс», Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.) , проставляя пометки на полях:
“?” — знал;
“+” — новое;
“ ?” — появился вопрос.
Не нужно слишком часто ставить значки, попытайтесь выделить наиболее важные факты по данной теме.
— Обсудите в группах:
-
Что из того, что Вы узнали было для вас знакомо?
-
Что оказалось новым?
-
Какие вопросы возникли у вас по ходу чтения текста?
— На все ли вопросы при обсуждении вы нашли ответ? (если нет, то обсудить в классе)
Слайд 8
Самостоятельная работа.
1. Развитие представлений об иммунитете связано с именами большого числа учёных. Среди них И.И. Мечников, Л. Пастер, П. Эрлих и Э. Дженнер. Какова роль каждого из перечисленных учёных в развитии представлений об иммунитете? Составьте таблицу:
Вклад в развитие знаний об иммунитете | |
Мечников И.И. |
|
Луи Пастер |
|
П.Эрлих |
|
Э. Дженнер |
|
— Обсудите в группах и озвучьте.
Слайд 9
2. Рассмотрите схему и внесите в нее недостающие сведения
ИММУНИТЕТ
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ
______________ _____________ ______________ ____________
(врождённый) (приобретённый) (активный) (пассивный)
— Объясните.
Слайд 10
3. Третья стадия – рефлексия
— «Узнал». Заполните строчку, что вы узнали нового на уроке, запишите одним или несколькими словами. Напоминаю, записи должны быть емкими, но краткими.
— Посмотрите на предложения на доске и закончите их:
-
Сегодня для меня …
-
Так как я знаю, что такое иммунитет …
-
Я думаю, что …
-
Если бы ученые не открыли вакцину, то …
– Какие оценки сегодня заработали?
Слайд 11
Составьте свой рецепт «Как поддержать свой иммунитет»
Слайд 12
Домашнее задание:
В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита).
Ответьте на вопрос:
— Почему СПИД смертелен?