Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

8 класс. Лейкоциты, их строение и функции. И.И.Мечников, открытие фагоцитоза.

Цель урока: познакомить учащихся со строением и функциями лейкоцитами.

воспитывать личность:

Задачи:

Образовательные: углубить знания о строении и функции белых кровяных клеток — лейкоцитов, о заслуге И.И.Мечникове в открытии фагоцитоза;

Развивающие: совершенствовать навыки работать учащимися с микроскопом и микропрепаратами.

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Оборудование: презентация, таблицы «Кровь», микропрепараты «кровь лягушки», «кровь человека», микроскопы, «Открытая биология», «Электронное пособие. 8 класс» (ISBN978-601-7438-01-2), видеофильм.

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

А). Работа по карточкам.

Карточка № 1.

Заполните таблицу « Состав и функции внутренней среды»:

Вопросы для сравнения

Компоненты внутренней среды

Кровь

Тканевая жидкость

Лимфа

1.

Состав

2.

Местонахождение

3.

Источник и место образования

4.

Функции

Карточка № 2.

Рассмотрите рис 1 «Внутренняя среда организма», запишите , что обозначено на нем цифрами 1- 3 и ответьте на вопрос:

как взаимосвязаны друг с другом компоненты внутренней среды организма?

Рис 1 «Внутренняя среда организма».

Карточка № 3.

Рассмотрите рис 2 и ответьте на вопрос:

Чем отличаются эритроциты в крови человека от эритроцитов в крови лягушки (их форма, наличие ядер, размеры)?

Рис 2 «Эритроциты».

1- рыбы, 2- лягушки, 3- голубя, 4- лошади,

5- человека.
Б). Фронтальная работа с классом.

Объясните:

1. В чём связь строения и функции эритроцитов?

2. Почему в высокогорных местностях количество эритроцитов увеличивается?

3. Почему при малярии нарастает малокровие? Кто является возбудителем, а кто переносчиком малярии?

В). Решение биологических задач.

1. В 1929 г. американский физиолог У.Коннон для обозначения относительного постоянства внутренней среды организма ввёл понятие- «гомеостаз». Как вы думаете, почему же сохранение гомеостаза столь важно для организма?

2. Кровь движется по замкнутой системе сосудов. Как же она может выполнить свои функции?

3. В 0,3% раствор NaCI добавили несколько капель крови. Что произойдёт при этом с эритроцитами? Что называют осмотическим гемолизом?

4. Угарный газ, образующийся при неполном сгорании бытового газа и топлива в печи, вступает с гемоглобином в прочное соединение. Почему в результате длительного вдыхания этого газа наступает смерть?

III. Изучение нового материала.

(Использование ИСЭТа «Лейкоциты, их строение и функции. И.И.Мечников, открытие фагоцитоза»).

 1. Лейкоциты свое название получили от греч. «леуцос» — белый, бесцветный». Это самые крупные клетки крови. Их размер колеблется от 8 до 20мк, имеют  шаровидную форму и ядро, способны к самостоятельному активному передвижению, выходя за пределы сосудов.

2. Лейкоциты делятся на две основные группы:  гранулоциты (зернистые) —  нейтрофилы, эозинофилы, базофилы) и агранулоциты (незернистые) – моноциты и

лимфоциты.

Рис 3 «Клетки крови под микроскопом».

4. Какой процесс изображён на рис 29, каково его значение для организма?

Рис 4 «Фагоцитоз».

7. Почему лейкоциты более разнообразны по своему строению?

V. Д/З: конспект.

Творческое задание: изобразите воспалительный процесс при попадании в кожу занозы.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here