класс

8«а»

дата

Урок № 27

Тема: Свойства мышц. Их утомление. Гигиена.

Цель урока:  На основе самонаблюдений сформировать понятие работы мышц, роли нагрузки и ритма работы на развитие утомления.

Задачи:

1.Образовательные: Раскрыть условия правильного формирования скелета и мышц;

2.Развивающие: Подвести школьников к выводу о важнейшем значении мышечной активности для здоровья человека, особенно для растущего организма.

3.Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. 

Оборудование и материалы: видеофрагмент «Работа мышц», компьютер, дидактические карточки, таблицы по теме: «Гигиена опорно-двигательной системы» — «Влияние физических упражнений на организм».

Тип урока: комбинированный урок.

Методы: объяснительно- иллюстративный, исследовательский метод.

Ход урока:

Действия учителя

Действия учащихся

  1. Организационный момент. (2мин)

Здравствуйте, класс. Проверка посещаемости. Кто сегодня отсутствует на уроке?

Тема нашего урока «Свойства мышц. Их утомление. Гигиена»

  1. Формирование новых знаний(20 мин)

Ставится проблемный вопрос:
«От чего зависит работа мышц и утомление? Это мы должны выяснить сегодня на уроке».

Свойства мышц:

1.Возбудимость. Способность мышцы отвечать на действие раздражителя самой мышцы или двигательного нерва измене­нием физиологических свойств и возникновением возбуждения.

2.Проводимость. Способностъ проводить возбуждение, воз­никшее в каком-либо участке мышечного волокна, по всему во­локну.

3.Сократимость. Способность изменять свою длину или напряжение при возбуждении. Это основная функция скелет­ном мышцы. В период относительного покоя скелетные мыш­цы полностью не расслаблены, а умеренно напряжены.

Утомление

Утомление мышц- временное функциональное состояние, наступающее вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы, проявляющееся в снижении работоспособности и исчезающее после отдыха. Это нормальное явление. Биологическая роль утомления — своевременная защита организма от истощения при длительной или напряженной мышечной работе.

После отдыха мышцы восстанавливаются. В минуты отдыха кровь обеспечивает мышцы кислородом и способствуют выделению из клеток организма вредных веществ. Для предупреждения утомления во время работы рекомендуется делать перерывы.

Гигиена мышц.

У детей и подростков утомление работающих мышц происходит быстрее, чем у взрослых. При организации и проведении физических упражнений, труда и спортивных занятий детей и подростков необходимо щадить их мышечную систему, дозировать нагрузку и проводить эти занятия с соответствующими паузами для отдыха.
Неблагоприятное влияние на организм детей оказывает и недостаточная нагрузка на отдельные группы мышц. ГИПОДИНАМИЯ-пониженная подвижность . При продолжительном неподвижном сидении без перерывов и активного отдыха нарушается кровообращение органов брюшной полости (желудка, кишок, печени), ведущее к функциональным нарушениям.

  1. Закрепление(15 мин).Исследовательский метод.

Выполнение лабораторной работы№9.

Лабораторная работа №9

Тема Антропометрический метод определения уровней роста и развития организма».

Цель: измерять и оценивать показатели физического развития. 
Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента. 
Ход работы:

1. Измерение роста. Измерение роста проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост испытуемого и записывает полученный результат. 
2. Измерение окружности грудной клетки Экспериментатор с помощью сантиметровой ленты измеряет окружность грудной клетки. Для этого испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает ленту так чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна проходить по среднегрудинной точке и плотно прилегать к телу. Затем испытуемый опускает руки. Окружность груди измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном выдохе.. 
3.Определение массы тела Измерение проводится с помощью медицинских весов. Полученный результат запишите. 
4. Заполните таблицу. 

Рост

Окружность грудной клетки

Вес 

спокойное дыхание

максимальный вдох

максимальный выдох 

5. Сделайте вывод о степени вашего физического развития. 
IV.Выводы. Итоги урока(5мин).

Подведение итогов урока. Работа мышц необходимое условие их жизнедеятельности. Длительная бездеятельность мышц ведёт к их атрофии и потери ими работоспособности. Тренировка мышц способствует увеличению их объёма, силы и работоспособности, что влияет на развитие всего организмаПодумайте, достаточно ли в вашем режиме дня двигательной активности.

Благодарю всех за внимание. Спасибо за урок!

V.Задание на дом(2 мин): повторить №25. Подумайте и составьте физические упражнения, которые бы развивали различные группы мышц, для сохранения правильной осанки и работоспособности мышц

Ученики открывают тетради и записывают число и тему урока.

  

Учащиеся записывают основные свойства мышц в тетрадь.

Учащиеся записывают определение «утомление» в тетрадь.

Учащиеся записывают определение «гиподинамия» в тетрадь.

Учащиеся выполняют лабораторную работу.

Учащиеся записывают домашнее задание.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here