Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

муниципального образования Успенский район Краснодарского края

с. Успенское Успенского района ул. Гагарина, д. 2 тел. 88614056463

Разработка урока на тему:

«Этапы развития жизни

на Земле»

для учащихся 9 классов

Автор: учитель биологии МОУСОШ № 2 Карпенко М.В.

Домашний адрес: Краснодарский край, Успенский район, с. Успенское,

ул. Партизанская д. 27А. тел. 8 928 429 40 36

с. Успенское 2009

Тема урока: «Этапы развития жизни на Земле».

Цели урока: 1. Сформировать у учащихся систему знаний об основных итогах развития жизни во всех эрах, научить школьников правильно определять причины и следствия различных эволюционных событий о многообразии вымерших видов живых организмов, существовавших в различных эпохах. 2. Развивать интерес у учащихся к проблеме происхождения и эволюции жизни на нашей планете, умения и навыки логического мышления, и прежде всего аналитической и творческой их сторон. 3. Формировать научное мировоззрение: убедить школьников в познаваемости процесса эволюции органического мира.

Тип урока: раскрывающий основное содержание темы.

Вид урока: формирующий знания и умения.

Методы: наглядный, словесный.

Оборудование: 1. учебник И.Н Пономаревой, О.А Корниловой, И.М.Черновой «Основы общей биологии». – М.: Вентана – Граф, 2008г.

2.Мультимедийная установка.

3.Презентации на тему: «Этапы развития жизни на Земле», части 1,2.

4.Палеонтологическая коллекция «Ископаемые останки живых организмов ».

5.Таблица «Эволюция органического мира».

6.Карточки-задания по теме «Этапы развития жизни на Земле» для индивидуального выполнения.

7. Задания по теме «Этапы развития жизни на Земле» для выполнения в группах.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Основное содержание урока.

Учитель: Запишите, пожалуйста, название темы урока: «Этапы развития жизни на Земле».

Ребята, как может быть познан процесс исторического развития органического мира?

Как доказать вообще сам факт эволюции? В чем заключается преимущество эукариотической клетки над прокариотической? Какой биологический смысл в возникновении многоклеточности? Какими были первые наземные растения и животные? На эти и многие другие вопросы мы найдем ответ в течение урока.

Важнейшими ориентирами во времени служат ископаемые остатки живых организмов, постепенно менявшихся и менявших облик планеты. По палеонтологическим находкам построена геохронологическая шкала. Первые достоверные находки живых существ известны из отложений, имеющих возраст около 3,5 млрд. лет.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ (ЧАСТЬ 1).

Названия геологических эр содержат указания на наличие жизни или ее форму.

Запишите:

В истории Земли выделяют 6 эр:

катархей (4500 – 3500 млн. лет назад) «ниже древнейшего»;

архей (3500 – 2500 млн. лет назад) «древнейший»;

протерозой (2500 – 534 млн. лет назад) «первичная жизнь»;

палеозой (534 – 248 млн. лет назад) «древняя жизнь»;

мезозой (248 – 65 млн. лет назад) «средняя жизнь»;

кайнозой (65 млн. лет назад и до настоящего времени).

В названиях периодов отражены наиболее значительные результаты жизнедеятельности организмов: каменноугольный период (каменный уголь как остаток лесов), меловой (меловые отложения как остатки древних корненожек, имевших створки из карбоната кальция), или названия тех мест, в которых впервые обнаружены захоронения организмов, характерных для данного периода (пермский, юрский).

Каждая эра отражает определенный этап эволюции живого на планете, при этом разнообразие видов живых существ зависело от специфического для данного времени набора экологических условий.

В катархее происходило образование «первичного бульона» в водах Мирового океана, шел процесс коацервации.

Первые одноклеточные организмы жили и развивались в бескислородной среде, что не позволяло осуществлять активный обмен веществ и не способствовало ускоре­нию их темпов эволюции.

Ускорение эволюционного процесса, появление разнооб­разных форм жизни связано с возникновением первых автотрофных фотосинтезирующих организмов, насытив­ших водную и наземно-воздушную среду свободным кислородом.

Основными итогами развития жизни в архее и проте­розое, кроме появления фотосинтеза, являются возник­новение ядра в клетке, аэробного дыхания, полового процесса, многоклеточности.

В конце протерозоя — начале палеозоя на нашей плане­те в водах Мирового океана, вероятно, уже обитали губки, моллюски, кишечнополостные, плоские и коль­чатые черви, иглокожие, древние членистоногие и дру­гие животные.

В палеозойскую эру наблюдается стремительная эволю­ция жизни, появление огромного разнообразия расте­ний и животных.

Основным итогом развития жизни в палеозое можно счи­тать выход на сушу растений и позвоночных животных.

Первыми покорителями суши среди многоклеточных растений, вероятно, были псилофиты, а среди по­звоночных животных — древние земноводные стегоце­фалы.

Уже в палеозое в процессе эволюции возникают такие высокоразвитые организмы, как голосеменные среди растений и пресмыкающиеся среди животных.

Основными итогами развития жизни в мезозое являют­ся: завоевание суши голосеменными (цветковыми) рас­тениями, биологический прогресс и вымирание дино­завров, появление первых птиц, млекопитающих.

Биологический прогресс перечисленных групп организ­мов был обеспечен появившимися у них в процессе эволюции прогрессивными эволюционными изменения­ми (ароморфозами).

К основным итогам развития жизни в кайнозойскую эру относятся: господство покрытосеменных растений; биологический прогресс насекомых, птиц и млекопи­тающих; появление приматов и человека.

Биологический прогресс вышеназванных групп организ­мов объясняется появлением у них ароморфозов, сущест­венно повысивших их шансы в борьбе за существование.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ (ЧАСТЬ 2).

3. Закрепление изученного материала.

Задание № 1

Изучите школьную коллекцию ископаемых остатков живых организмов, составьте в тетрадях таблицу:

п/п

Название вида

Характеристика (систематическая принадлежность, период существования)

Задание № 2

Вам предлагается 4 задания для работы в группах (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Оценки «отлично» получат все участники группы, набравшей максимальное количество баллов.

4. Выводы урока.

1. Современная биологическая наука располагает разнооб­разными доказательствами эволюции, среди которых выделяются сравнительно-анатомические, биохимиче­ские, эмбриологические, биогеографические, генетиче­ские, палеонтологические, цитологические.

2.Синтез органических веществ из неорганических осуще­ствлялся в водной среде при уникальном сочетании внешних условий, более не повторяющемся в истории планеты.

3. Непосредственными предшественниками первых одно­клеточных организмов, вероятно, были коацерватные капли.

4. В истории Земли выделяют следующие эры: архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская, кайнозой­ская.

5. Основными итогами развития жизни в архее и проте­розое являются: возникновение одноклеточных организ­мов, эукариотической клетки, автотрофного питания, аэробного дыхания, полового процесса, многоклеточности, насыщение воздушной и водной среды ки­слородом, образование почвы.

6. Палеозойская эра характеризуется возникновением в процессе эволюции удивительного многообразия бес­позвоночных животных, появлением позвоночных жи­вотных, выходом растений и животных на сушу.

7. Мезозойская эра ознаменовалась следующими эволю­ционными событиями: завоеванием суши голосемен­ными растениями, появлением первых покрытосемен­ных растений, расцветом и вымиранием гигантских рептилий, появлением птиц и млекопитающих.

8. Основными итогами развития жизни в кайнозое явля­ются господство покрытосеменных растений, биологи­ческий прогресс насекомых, расцвет птиц и млекопи­тающих, появление приматов и человека.

9. Эволюционное прошлое человека связано с историче­ским развитием древних человекообразных обезьян.

5. Домашнее задание.

1. выучить § 35;

2. выполнить задания по карточкам (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Т. Л. Биология: Задания и упражнения. По­собие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1999. 350 с.

2. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органи­ческого мира: Факультатив, курс: Учеб. пособие для 9-10 класса средней школы. М.: Просвещение, 1998. 223 с.

3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. М.: Мир, 1990. 368 с.

4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию: Пер. с англ. М.: Мир, 1988. 671 с.

5. Комиссаров Б. Д. Методологические проблемы школьно­го биологического образования. М.: Просвещение, 1991. 159 с.

6. Корсунская В. М„ Мироненко Г. Н.и др. Уроки общей биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. 224 с.

7. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: Курс для самообразования. М.: Просвеще­ние, 1992. 414 с.

8. Методика обучения разделу «Эволюция» в школьном курсе общей биологии. Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1992. 80 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here