Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №82» г.Перми.
Конспект урока по биологии в 9 классе.
Тема: «Генетика пола и
наследование групп крови».
подготовила
учитель биологии
Лушникова Ольга Владимировна
Пермь, 2013.
Цели: привить учащимся 9 класса знания, умения и навыки в соответствии с программой.
Задачи:
-
рассказать детям о правилах наследования признаков, связанных с генетикой пола.
-
научить решать генетические задачи.
-
познакомить генетическими заболеваниями.
-
рассмотреть наследование групп крови.
-
познакомить учеников с некоторыми примерами живописных картин, подходящих при изучении данной темы.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительный рассказ учителя: В Древнем Китае образовалась и до сих пор существует направление философии: Фен-Шуй. В этом направлении философии говорится о том, что в нашем мире существует единство и борьба противоположностей.(приложение 1).
Это символ отражает в себе, что весь мир поделен на две половины. Черное и белое (приложение 2).
Плюс и минус (приложение 3).
Мужчина и женщина (приложение 4).
Что значит слово «SEX»? Оно произошло от латинского слова «Secare» — делить или разрезать. Русское слово «Пол» означает разделение на две половинки единого целого. Адам и Ева (приложение 5).
При изучении генетики пола мы должны запомнить, что женские хромосомы обозначаются знаком «Х», а мужские – «Y». Пол будущего организма определяется слиянием гамет (половых клеток, содержащих половые хромосомы): «ХХ» — рождается женский организм, сочетание «XY» — определяет рождение мужского организма.
Женская хромосома Х – по своим размерам не отличается от других хромосом и, значит, содержит в себе ряд признаков. Мужская хромосома Y – мала и содержит в себе лишь незначительное количество генов. Генетика пола заключается в изучении признаков, которые сконцентрированы в половых хромосомах.
Действия учеников: учащиеся записывают за учителем основные элементы с доски.
Учитель объясняет детям правила оформления генетических задач и систему их решения.
Действия учеников: учащиеся решают на доске и параллельно в тетради несколько задач предложенных учителем, например:
Ген близорукости доминантен и сцеплен с полом. Определите процентную вероятность рождения близорукого ребенка в браке между здоровой женщиной и близоруким мужчиной.
Учитель знакомит учеников с дальтонизмом и гемофилией:
Дальтонизм – одно из распространенных заболеваний связанных с половыми хромосомами, так как ген дальтонизма находится в Х-хромосоме. (приложение 6).
Y-хромосома подобного гена в себе не несет, по этой причине данным заболеванием страдают в основном мужчины. Заболевание связанно с цветовым зрением, у больного человека отсутствует восприятие зеленого и красного цветов.
Известны случаи приобретенного дальтонизма. Это заболевание, которое развивается только на