Щипцова Наталья Борисовна

Учитель биологии ГБОУ «Плоскошская специальная школа-интернат»

Тверская област, Торопецкий район.

Урок биологии 8 класс.

Тема урока: «Общая характеристика пресмыкающихся» Урок для обучающихся специальной /коррекционной/ школы VIII вида

Цели: Образовательная:

а) закрепить основные понятия по теме “Класс пресмыкающиеся”;

б) расширить кругозор о многообразии класса пресмыкающихся и об их значении в природе и жизни человека.

Коррекционно-развивающая:

а) продолжить развитие познавательного интереса к предмету биология

б) Развитие памяти, внимания, мышления

Воспитательная:

воспитывать любовь к окружающему миру, бережное отношение к природе

Содержание:

1.Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас, и надеюсь, что наш урок он будет плодотворным и принесёт вам новые открытия. Речь сегодня пойдёт об удивительных животных.

Посмотрите на свои рабочие места, проверьте все ли готовы к уроку. Прежде, чем мы перейдем к главному я предлагаю выполнить вам следующее задание.

Задание, направленное на концентрацию внимания, развитие памяти.

Посмотрите, запомните. Слайд 1

Что изменилось? Слайд 2

(поменялись местами позвоночные и беспозвоночные животные).

2.Повторение изученного и проверка домашнего задания:

А-(фронтальный опрос)

Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках и о чем говорили на прошлом уроке.

— на какие две группы делятся все животные на земле? (позвоночные и беспозвоночные)

— почему беспозвоночные и позвоночные так называются?

— какие группы беспозвоночных животных мы изучили?

— с какими группами позвоночных животных мы уже познакомились?

— что изучали на предыдущем уроке?

— в какое время года происходит размножение лягушек?

— куда откладывают лягушки свою икру?

— при помощи чего дышат головастики?

— чем головастик схож с рыбой?

Б- работа с тестами в тетради №10 стр. 21 в рабочей тетради.

Проверка, (кто сделал без ошибок, молодцы)

3. Изучение нового материала. Чтобы узнать тему урока нужно прежде разгадать кроссворд (первую букву отгаданного слова вписать в пустые клеточки)

1 2 3 4 5

р

е

м

ы

а

ю

и

е

я

1 2 3 4 5

П

р

е

с

м

ы

к

а

ю

щ

и

е

с

я

1.Участок, на котором размещается много ульев (пасека).

2. Промысловая морская рыба (сельдь)

3. Насекомое с неприятным запахом (клоп)

4 Хищная пресноводная рыба (щука)

5.Морская рыба, обладающая электрическим разрядом (скат)

Воспитанники подходят к доске и вписывают первую букву отгаданного слова.

Тема нашего сегодняшнего урока пресмыкающиеся Слайд 3, 4.

Древние пресмыкающиеся – динозавры. Слайд 5.6

Пресмыкающиеся, это первые настоящие наземные позвоночные животные. К ним относятся разнообразные ящерицы, змеи, черепахи и крокодилы. слайд 7. у пресмыкающихся сухая кожа покрытая роговыми чешуями. Эти животные обитают и жарких пустынях, в реках , например крокодил и черепаха, а так же в лесной и лесостепной зонах.

Работа с учебником. Откройте учебник на стр. 82. Найдите в тексте какая особенность строении языка у пресмыкающихся?

Познакомимся с внешним строением ящерицы. Слайд 8-10.

4.Физ. пауза.

1.Гимнастика для глаз.

2. Распределить животных по группам (на стенах развешены название животных, их нужно распределить по группам беспозвоночные и позвоночные)

(муравей, червь, пиявка, бабочка, пчела, треска, окунь, жаба, ящерица)

Продолжаем знакомится с пресмыкающимися. К ним относятся змеи, черепахи и крокодилы. Слайд 11-20

Охрана животных. Долгое время люди истребляли пресмыкающихся. Использовали их кожу, яд, употребляли в пищу. Крокодилов ящериц змей и черепах становилось все меньше. Слайд 21-23.

Легенда о змеином яде. Символ медицины./приложение/

Физ. пауза.

2. Распределить животных по группам (на стенах развешены название животных, их нужно распределить по группам беспозвоночные и позвоночные)

(муравей, червь, пиявка, бабочка, пчела, треска, окунь, жаба, ящерица)

5.Закрепление.

Из предложенных тестов выберите тот ответ, который относится к пресмыкающимся. Слайд 24

1.Обитают только в воде.

2.Обитают на суше и в воде

4. Тело покрыто влажной, слизистой кожей

5.Кожа сухая, покрытая роговыми чешуйками

6.Шея имеется.

7. Длинный и раздвоенный на конце язык.

8. Язык короткий.

Человек наблюдая за поведением пресмыкающихся придумал разные поговорки и высказывания. И теперь мы слышим их, когда даем характеристику поступкам некоторых людей.

Составьте предложения: Учитель раздает карточки с разрезанными предложениями. Их нужно составить и объяснить смысл.

Ужасно  кровожадный

как крокодил

Быстрый  и  юркий 

как ящерица

Ужасно  переменчив

как  хамелеон

Медлительный

как черепаха

6. Итог урока. С какой группой животных мы познакомились, какие животные относятся к пресмыкающимся? Молодцы. Выставление оценок. Спасибо за урок.

Д. задание стр. 82-84

Используемые источники:

1.А.И. Никишов Учебник Биология 8 класс Животные.

2. А.И. Никишов Биология 8 класс Животные Рабочая тетрадь.

3.Интернет ресурсы.

4. Урок И.Н. Кузнецовой учитель биологии коррекционной школы №4 г. Осинки.

Приложение:

А сейчас послушайте легенду:

В древности один великий врач не мог вылечить больного. Больной вернулся домой и увидел, как в его кувшин с молоком залезла змея. Тогда он решил выпить молоко, чтобы отравиться. Прошел день второй, но человек не умер, наоборот, стал поправляться. Выздоровев, он пошел к врачу и все ему рассказал. С тех пор уже 4 тыс. лет назад было избрано изображение змеи для знака профессии врача, а яд стали использовать, для приготовления лекарств.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here