Щипцова Наталья Борисовна
Учитель биологии ГБОУ «Плоскошская специальная школа-интернат»
Тверская област, Торопецкий район.
Урок биологии 8 класс.
Тема урока: «Общая характеристика пресмыкающихся» Урок для обучающихся специальной /коррекционной/ школы VIII вида
Цели: Образовательная:
а) закрепить основные понятия по теме “Класс пресмыкающиеся”;
б) расширить кругозор о многообразии класса пресмыкающихся и об их значении в природе и жизни человека.
Коррекционно-развивающая:
а) продолжить развитие познавательного интереса к предмету биология
б) Развитие памяти, внимания, мышления
Воспитательная:
воспитывать любовь к окружающему миру, бережное отношение к природе
Содержание:
1.Организационный момент:
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас, и надеюсь, что наш урок он будет плодотворным и принесёт вам новые открытия. Речь сегодня пойдёт об удивительных животных.
Посмотрите на свои рабочие места, проверьте все ли готовы к уроку. Прежде, чем мы перейдем к главному я предлагаю выполнить вам следующее задание.
Задание, направленное на концентрацию внимания, развитие памяти.
Посмотрите, запомните. Слайд 1
Что изменилось? Слайд 2
(поменялись местами позвоночные и беспозвоночные животные).
2.Повторение изученного и проверка домашнего задания:
А-(фронтальный опрос)
Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках и о чем говорили на прошлом уроке.
— на какие две группы делятся все животные на земле? (позвоночные и беспозвоночные)
— почему беспозвоночные и позвоночные так называются?
— какие группы беспозвоночных животных мы изучили?
— с какими группами позвоночных животных мы уже познакомились?
— что изучали на предыдущем уроке?
— в какое время года происходит размножение лягушек?
— куда откладывают лягушки свою икру?
— при помощи чего дышат головастики?
— чем головастик схож с рыбой?
Б- работа с тестами в тетради №10 стр. 21 в рабочей тетради.
Проверка, (кто сделал без ошибок, молодцы)
3. Изучение нового материала. Чтобы узнать тему урока нужно прежде разгадать кроссворд (первую букву отгаданного слова вписать в пустые клеточки)
1 2 3 4 5
р | е |
| м | ы |
| а | ю |
| и | е |
| я |
1 2 3 4 5
р | е | с | м | ы | к | а | ю | щ | и | е | с | я |
1.Участок, на котором размещается много ульев (пасека).
2. Промысловая морская рыба (сельдь)
3. Насекомое с неприятным запахом (клоп)
4 Хищная пресноводная рыба (щука)
5.Морская рыба, обладающая электрическим разрядом (скат)
Воспитанники подходят к доске и вписывают первую букву отгаданного слова.
Тема нашего сегодняшнего урока пресмыкающиеся Слайд 3, 4.
Древние пресмыкающиеся – динозавры. Слайд 5.6
Пресмыкающиеся, это первые настоящие наземные позвоночные животные. К ним относятся разнообразные ящерицы, змеи, черепахи и крокодилы. слайд 7. у пресмыкающихся сухая кожа покрытая роговыми чешуями. Эти животные обитают и жарких пустынях, в реках , например крокодил и черепаха, а так же в лесной и лесостепной зонах.
Работа с учебником. Откройте учебник на стр. 82. Найдите в тексте какая особенность строении языка у пресмыкающихся?
Познакомимся с внешним строением ящерицы. Слайд 8-10.
4.Физ. пауза.
1.Гимнастика для глаз.
2. Распределить животных по группам (на стенах развешены название животных, их нужно распределить по группам беспозвоночные и позвоночные)
(муравей, червь, пиявка, бабочка, пчела, треска, окунь, жаба, ящерица)
Продолжаем знакомится с пресмыкающимися. К ним относятся змеи, черепахи и крокодилы. Слайд 11-20
Охрана животных. Долгое время люди истребляли пресмыкающихся. Использовали их кожу, яд, употребляли в пищу. Крокодилов ящериц змей и черепах становилось все меньше. Слайд 21-23.
Легенда о змеином яде. Символ медицины./приложение/
Физ. пауза.
2. Распределить животных по группам (на стенах развешены название животных, их нужно распределить по группам беспозвоночные и позвоночные)
(муравей, червь, пиявка, бабочка, пчела, треска, окунь, жаба, ящерица)
5.Закрепление.
Из предложенных тестов выберите тот ответ, который относится к пресмыкающимся. Слайд 24
1.Обитают только в воде.
2.Обитают на суше и в воде
4. Тело покрыто влажной, слизистой кожей
5.Кожа сухая, покрытая роговыми чешуйками
6.Шея имеется.
7. Длинный и раздвоенный на конце язык.
8. Язык короткий.
Человек наблюдая за поведением пресмыкающихся придумал разные поговорки и высказывания. И теперь мы слышим их, когда даем характеристику поступкам некоторых людей.
Составьте предложения: Учитель раздает карточки с разрезанными предложениями. Их нужно составить и объяснить смысл.
как крокодил | |
Быстрый и юркий | как ящерица |
Ужасно переменчив | как хамелеон |
Медлительный | как черепаха |
6. Итог урока. С какой группой животных мы познакомились, какие животные относятся к пресмыкающимся? Молодцы. Выставление оценок. Спасибо за урок.
Д. задание стр. 82-84
Используемые источники:
1.А.И. Никишов Учебник Биология 8 класс Животные.
2. А.И. Никишов Биология 8 класс Животные Рабочая тетрадь.
3.Интернет ресурсы.
4. Урок И.Н. Кузнецовой учитель биологии коррекционной школы №4 г. Осинки.
Приложение:
А сейчас послушайте легенду:
В древности один великий врач не мог вылечить больного. Больной вернулся домой и увидел, как в его кувшин с молоком залезла змея. Тогда он решил выпить молоко, чтобы отравиться. Прошел день второй, но человек не умер, наоборот, стал поправляться. Выздоровев, он пошел к врачу и все ему рассказал. С тех пор уже 4 тыс. лет назад было избрано изображение змеи для знака профессии врача, а яд стали использовать, для приготовления лекарств.