Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа №2

г. Сызрань

План урока биологии для 7-ого класса.

Тема «Класс Насекомые»

Разработала :

учитель биологии

Гернец Людмила Федоровна

г. Сызрань 2012 год

Цель: установить во внешнем строении характерные особенности насекомых в сравнении с ракообразными и паукообразными.

Оборудование: таблицы, рисунки учащихся, коллекции насекомых.

Методы: совместный, наглядный.

Ход урока:

  1. организационный момент

  2. домашнее задание п.15. вопросы 1-3 стр.65

  3. фронтальная беседа с записью схемы на доске с оформлением ее в тетрадях «Систематика тина Членистоногие»

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

КЛАСС

КЛАСС

КЛАСС

РАКООБРАЗНЫЕ

ПАУКООБРАЗНЫЕ

НАСЕКОМЫЕ

1. ДЕСЯТИНОГИЕ

ОТРЯДЫ

1. ПРЯМОКРЫЛЫЕ

2. ВЕСЛОНОГИЕ

1. ПАУКИ

2. ЧЕШУЕКРЫЛЫЕ

3. ВЕТВИСТОУСЫЕ

2. КЛЕЩИ

3. ЖЕСТКОКРЫЛЫЕ

3. СКОРПИОНЫ

4. ДВУКРЫЛЫЕ

5. ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫЕ

В ходе беседы учащимся предлагается вспомнить основные признаки животных Типа Членистоногие.

Предлагается учащимся записать в тетрадях основные признаки Типа Членистоногие, прослушав:

«У всех членистоногих скажем без промедления

Конечности имеют членистое строение

На несколько отделов разделено их тело

Отделы-из сегментов, такое, братцы, дело.

Скелет у них наружный — хитиновый покров,

Он защитить способен от всяческих врагов.»

Все это характерные особенности животных, относящихся к типу членистоногих.

Прослушав нескольких учащихся, предлагается определить особенности, характеризующие животных, относящихся к Классу насекомых. Работа учащихся в группах по таблицам «Насекомые. Отряды насекомых».

Для определения основных признаков класса. Учащимся предлагается прослушать:

«Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют,

Все это насекомые, они и там и тут.

Отрядов очень много, нам все не перечесть,

Но все-таки особенности основные есть:

У насекомых тело состоит из 3-х отделов,

На голове два усика и сложные глаза.

Особенно большие имеет стрекоза.

А как же насекомые по свету расселились?

Да дело в том, что крылья у многих появились,

Они отходят от груди, внимательно посмотри.

Три пары ног еще у них отходят от груди.

Так быстро бегают, к примеру, трудяги муравьи

Вот что еще хотел бы сказать я в заключении-

Дыханье-трахейное, развитие- с превращением».

Учащимся предлагается назвать основные стадии развития насекомых, прослушав стихотворение Э.Успенского:

«Этот странный до без окон

У людей зовется кокон,

Свив на ветке этот дом.

Дремлет гусеница в нем,

Спит без просыпа всю зиму.

А зима промчалась мимо.

Март, апрель, капель, весна…

Просыпайся, сонюшка,

Под весеннем ярким солнышком!

Гусенице не до сна!»

Сегодня нам предстоит познакомиться с отрядом, который объединил в себе основные признаки класса насекомые. Попробуйте, посмотрев творческие работы учащихся, определить о каком отряде пойдет речь. На доске представлена выставка рисунков отряда чешуекрылые.

Ученик №1:

Для каждого любителя природы бабочки это праздник души. Богатство красок и полета – то стремительный, то неторопливый – вот что замечают большинство из нас. Бабочки – это прекрасное творение живой природы, вершина ее хожожественного мастерства, шедевр эволюции. Вот и мы с вами познакомимся с этими удивительным созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты. Поэт А.Майков писал:

«Долина вся в цветах.

Над этими цветами –

Рой пестрых бабочек,

Цветов летучий рой!»

Ученик №2:

Давайте послушаем одну легенду.

«Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы. Красоту и благоуханье всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, видев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! – цветок оторвался от стебля и полетел. Так, о древнегреческой легенде, появились бабочки.

А зачем в природе нужны бабочки?

Группа учащихся исполняет песню на музыку «Ой, цветет калина».

Для чего в природе бабочки нужны?

Мы сейчас об этом вам сказать должны.

Пищей они служат птицам и зверькам,

Ящерицам, земноводным, даже паукам.

Также могут бабочки опылять цветы,

Чтоб потом образовались из цветов плоды,

А для человечества много лет подряд

Шелковые нити поставляет шелкопряд.

Бабочки – природы нашей красота,

В них любовь и сказка, счастье и мечта.

Учащимся предлагается «Собрать народные приметы». Задание заранее готовится на доске. Соедините предлагаемые ниже начало и конец фраз так, чтобы можно было прочитать 5 народных примет. Сделайте вывод.

  1. Ночные бабочки в дом влетают — …

  2. Бабочка-крапивница в ясную погоду стремится укрыться в защищенном месте — …

  3. Апполон летит и нектар собирает — …

  4. Ночные бабочки в дождь летают — …

  5. Гусеницы соснового шелкопряда не выходят из гнезда — …

А) …- быть беде

Б) …- сильный ветер предвещают

В) …- быть солнечной погоде

Г) …- быть грозе

Д) …- тепло предвещают

Ответы:

1 – Б

2 – Г

3 – В

4 – Д

5 – А

Вывод: по поведению можно предсказать погоду.

Учитель:

Сегодня мы познакомились с одним из отрядов класса Насекомых. Далее мы узнаем и другие. Но все должны запомнить, что в основе деления класса на отряды лежат 3 признака:

  1. строение и количество крыльев

  2. тип ротового аппарата

  3. тип превращения (полный и неполный)

Для закрепления ранее изученного учащимся предлагается работа.

Задание: выпишите последовательно цифры, за которыми даны сведения, имеющие отношение к

В – 1 П – паукообразным

В – 2 Р – ракообразным

В – 3 Н – насекомым

  1. Тело животных с наружи имеет хитиновый покров.

  2. Тело состоит из 2 отделов: головогруди и брюшка

  3. Тело состоит из 3 отделов: головы. Груди и брюшка

  4. Брюшко членистое

  5. Брюшко не членистое

  6. Животные имеют по 3 пары ног

  7. Животные имеют по 4 пары ног

  8. На голове есть усики

  9. Усиков нет

  10. Усиков 2 пары – длинные и короткие

  11. Усиков 1 пара

  12. Животные имеют простые глаза или совсем не имеют их

  13. большинства животных по 2 орасеточных глаза

  14. Органы дыхания – жабры

  15. Воздух поступает в организм через дыхальца или трахеи

  16. Дыхание трахейно-легочное

  17. Кровеносная система не замкнутая

  18. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и нервной цепочки

  19. Большинство животных имеют крылья

П – 1, 2, 5, 7, 9, 12, 16, 17, 18

Р – 1, 2, 4, 8, 10, 13, 14, 17, 18

Н – 1, 3, 4, 6, 8, 11, 13. 15, 17. 18, 19

Работа учащихся сдается на проверку.

Использованная литература:

Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс, Дрофа, 2000г.

Пепеляева О.А. Поурочные разработки по биологии; М, 2004 год

Единая коллекция образовательных ресурсов. Интернет.

Теремов А.А. Занимательная зоология, М, 2004г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here