Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа №2
г. Сызрань
План урока биологии для 7-ого класса.
Тема «Класс Насекомые»
Разработала :
учитель биологии
Гернец Людмила Федоровна
г. Сызрань 2012 год
Цель: установить во внешнем строении характерные особенности насекомых в сравнении с ракообразными и паукообразными.
Оборудование: таблицы, рисунки учащихся, коллекции насекомых.
Методы: совместный, наглядный.
Ход урока:
-
организационный момент
-
домашнее задание п.15. вопросы 1-3 стр.65
-
фронтальная беседа с записью схемы на доске с оформлением ее в тетрадях «Систематика тина Членистоногие»
|
|
|
|
|
| ||
|
| ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ |
|
| |||
|
|
|
|
|
|
| |
КЛАСС | КЛАСС | КЛАСС | |||||
РАКООБРАЗНЫЕ | ПАУКООБРАЗНЫЕ | НАСЕКОМЫЕ | |||||
|
|
|
|
|
|
| |
1. ДЕСЯТИНОГИЕ | ОТРЯДЫ | 1. ПРЯМОКРЫЛЫЕ | |||||
2. ВЕСЛОНОГИЕ |
| 1. ПАУКИ |
| 2. ЧЕШУЕКРЫЛЫЕ | |||
3. ВЕТВИСТОУСЫЕ |
| 2. КЛЕЩИ |
| 3. ЖЕСТКОКРЫЛЫЕ | |||
|
|
| 3. СКОРПИОНЫ |
| 4. ДВУКРЫЛЫЕ | ||
|
|
|
|
| 5. ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫЕ |
В ходе беседы учащимся предлагается вспомнить основные признаки животных Типа Членистоногие.
Предлагается учащимся записать в тетрадях основные признаки Типа Членистоногие, прослушав:
«У всех членистоногих скажем без промедления
Конечности имеют членистое строение
На несколько отделов разделено их тело
Отделы-из сегментов, такое, братцы, дело.
Скелет у них наружный — хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.»
Все это характерные особенности животных, относящихся к типу членистоногих.
Прослушав нескольких учащихся, предлагается определить особенности, характеризующие животных, относящихся к Классу насекомых. Работа учащихся в группах по таблицам «Насекомые. Отряды насекомых».
Для определения основных признаков класса. Учащимся предлагается прослушать:
«Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют,
Все это насекомые, они и там и тут.
Отрядов очень много, нам все не перечесть,
Но все-таки особенности основные есть:
У насекомых тело состоит из 3-х отделов,
На голове два усика и сложные глаза.
Особенно большие имеет стрекоза.
А как же насекомые по свету расселились?
Да дело в том, что крылья у многих появились,
Они отходят от груди, внимательно посмотри.
Три пары ног еще у них отходят от груди.
Так быстро бегают, к примеру, трудяги муравьи
Вот что еще хотел бы сказать я в заключении-
Дыханье-трахейное, развитие- с превращением».
Учащимся предлагается назвать основные стадии развития насекомых, прослушав стихотворение Э.Успенского:
«Этот странный до без окон
У людей зовется кокон,
Свив на ветке этот дом.
Дремлет гусеница в нем,
Спит без просыпа всю зиму.
А зима промчалась мимо.
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся, сонюшка,
Под весеннем ярким солнышком!
Гусенице не до сна!»
Сегодня нам предстоит познакомиться с отрядом, который объединил в себе основные признаки класса насекомые. Попробуйте, посмотрев творческие работы учащихся, определить о каком отряде пойдет речь. На доске представлена выставка рисунков отряда чешуекрылые.
Ученик №1:
Для каждого любителя природы бабочки это праздник души. Богатство красок и полета – то стремительный, то неторопливый – вот что замечают большинство из нас. Бабочки – это прекрасное творение живой природы, вершина ее хожожественного мастерства, шедевр эволюции. Вот и мы с вами познакомимся с этими удивительным созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты. Поэт А.Майков писал:
«Долина вся в цветах.
Над этими цветами –
Рой пестрых бабочек,
Цветов летучий рой!»
Ученик №2:
Давайте послушаем одну легенду.
«Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы. Красоту и благоуханье всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, видев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! – цветок оторвался от стебля и полетел. Так, о древнегреческой легенде, появились бабочки.
А зачем в природе нужны бабочки?
Группа учащихся исполняет песню на музыку «Ой, цветет калина».
Для чего в природе бабочки нужны?
Мы сейчас об этом вам сказать должны.
Пищей они служат птицам и зверькам,
Ящерицам, земноводным, даже паукам.
Также могут бабочки опылять цветы,
Чтоб потом образовались из цветов плоды,
А для человечества много лет подряд
Шелковые нити поставляет шелкопряд.
Бабочки – природы нашей красота,
В них любовь и сказка, счастье и мечта.
Учащимся предлагается «Собрать народные приметы». Задание заранее готовится на доске. Соедините предлагаемые ниже начало и конец фраз так, чтобы можно было прочитать 5 народных примет. Сделайте вывод.
-
Ночные бабочки в дом влетают — …
-
Бабочка-крапивница в ясную погоду стремится укрыться в защищенном месте — …
-
Апполон летит и нектар собирает — …
-
Ночные бабочки в дождь летают — …
-
Гусеницы соснового шелкопряда не выходят из гнезда — …
А) …- быть беде
Б) …- сильный ветер предвещают
В) …- быть солнечной погоде
Г) …- быть грозе
Д) …- тепло предвещают
Ответы:
1 – Б
2 – Г
3 – В
4 – Д
5 – А
Вывод: по поведению можно предсказать погоду.
Учитель:
Сегодня мы познакомились с одним из отрядов класса Насекомых. Далее мы узнаем и другие. Но все должны запомнить, что в основе деления класса на отряды лежат 3 признака:
-
строение и количество крыльев
-
тип ротового аппарата
-
тип превращения (полный и неполный)
Для закрепления ранее изученного учащимся предлагается работа.
Задание: выпишите последовательно цифры, за которыми даны сведения, имеющие отношение к
В – 1 П – паукообразным
В – 2 Р – ракообразным
В – 3 Н – насекомым
-
Тело животных с наружи имеет хитиновый покров.
-
Тело состоит из 2 отделов: головогруди и брюшка
-
Тело состоит из 3 отделов: головы. Груди и брюшка
-
Брюшко членистое
-
Брюшко не членистое
-
Животные имеют по 3 пары ног
-
Животные имеют по 4 пары ног
-
На голове есть усики
-
Усиков нет
-
Усиков 2 пары – длинные и короткие
-
Усиков 1 пара
-
Животные имеют простые глаза или совсем не имеют их
-
большинства животных по 2 орасеточных глаза
-
Органы дыхания – жабры
-
Воздух поступает в организм через дыхальца или трахеи
-
Дыхание трахейно-легочное
-
Кровеносная система не замкнутая
-
Нервная система состоит из окологлоточного кольца и нервной цепочки
-
Большинство животных имеют крылья
П – 1, 2, 5, 7, 9, 12, 16, 17, 18
Р – 1, 2, 4, 8, 10, 13, 14, 17, 18
Н – 1, 3, 4, 6, 8, 11, 13. 15, 17. 18, 19
Работа учащихся сдается на проверку.
Использованная литература:
Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс, Дрофа, 2000г.
Пепеляева О.А. Поурочные разработки по биологии; М, 2004 год
Единая коллекция образовательных ресурсов. Интернет.
Теремов А.А. Занимательная зоология, М, 2004г.