ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида с. Приволжское Ровенского района»
Конспект открытого урока
по биологии в 6 классе
«Волшебная капелька воды»
подготовила
учитель биологии
Морозова Ольга Владимировна
с. Приволжское
2011г.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цель: — закрепить знания и умения о значении воды и её свойствах, о круговороте воды в природе, о экономии воды, очистке воды; — систематизация знаний по теме; — развитие синтетической деятельности учащихся; — развитие интереса к предмету.
Оборудование: название станций, дидактический материал, пробирки, стакан, колба, вода, сахар, воздушные шарики-капельки с веселыми рожицами.
Ход урока:
I. Орг. момент: отчет дежурных (отсутствующие, готовность к уроку); психологический настрой
II. Постановка цели урока:
Рассказ с элементами беседы: О воде Вы слышали много. Но сегодня я расскажу новую интересную историю. «Высоко в горах жили Снег и Лед. Они жили в горах давно, что их назвали вечными. Там всегда было холодно и тихо. Но вот у них появился сынок – Снежок. Он был очень любопытным и задавал много вопросов, а родители не могли ответить, так как они жили на самой вершине и ничего не видели кроме белого снега. И тогда он решил узнать все сам. Спустился с гор, менялся и превращался в ручей. Ручей с шумом бежал вниз. Он напоил людей, животных. Устал, вода стала медленно течь, стала рекой. К реке присоединились другие реки. Все вместе слились в Море. Светило солнце. Оно так грело крошечные частички воды, что они становились легкими и поднимались высоко-высоко. Но там было так холодно, что стали они собираться вместе и получилось облако. Ветер подхватил облако и понес в горы. Когда облако плакало, на землю проливался дождь».
Вопрос: 1) О каком явлении здесь говорится?
2) Дайте научное определение, что такое круговорот воды в природе?
Учитель говорит в какой форме будет проведен урок, сообщает тему и цель урока.
Дни, недели сложились в месяцы и пора нам подвести итог по теме «Её величество вода».
III. Закрепление, выработка умений и навыков по теме:
1 Станция: Речки, реки и моря на Земле текут не зря. (Вывешивается маршрут вместе с шариком-капелькой)
Вопросы: 1) Где в природе находится вода? (Она находится в реках, морях, океанах. Занимает 2/3 всей поверхности нашей планеты).
2) Для чего нужна вода? (Выступления учащихся)
1 ученик: Поить землю. Воду пьют все на свете поля, леса. Без нее не могут жить ни птицы, ни звери, ни люди.
2 ученик: Вода не только всех поит, но и кормит. Моря-океаны днем и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов. Ловят рыбу, крабов.
3 ученик: Умываются люди, умываются машины, принимают душ города и дороги.
4 ученик: Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать бумагу для книжек и тетрадок, или ткань для одежды — ни чего не сделать без воды.
Учитель: Вот какая она волшебная, её величество вода.
2 Станция: «Путешествие капельки воды».
Учитель: А еще вот какие чудеса происходят! Солнце воду греет-старается. Вода от этого испаряется, к небу поднимается и превращается в тучи, а из них идет снег, град. Вот так получается. Вода ______ пар ______ лед.
(Раздача дидактического материала, демонстрация опытов о том, что вода – прозрачная, не имеет постоянной формы, растворитель).
Обобщение учителя: Вода находится в 3-х состояниях. В каких?
3 Станция: «Проверь себя». Раздается дидактический материал
Тест: правильный ответ отметить знаком « + » : Что такое вода? Это твердое тело Это жидкое тело Это газообразное тело
Допиши предложение: Вода в твердом состоянии – это …….. . Вода в газообразном состоянии – это ……… .
Тест: Часть веществ в воде не растворяется и загрязняет ее. Как можно очистить воду от грязи? – перелить воду в чистую посуду; — дать воде отстоятся; — воду профильтровать.
Допиши предложение: По перечисленным свойствам определи какое вещество они характеризуют – бесцветный, прозрачный, хрупкий, скользкий, легче воды. Это -…
ФИЗМИНУТКА Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо Ветерок все тише, тише Деревцо все выше, выше!!!
4 Станция: «ЭкоКапелька». Учитель: Сказки есть о зверятах, а есть сказка и о воде.
1 ученик: Сказка — сказка, прибаутка, рассказать ее не шутка! Слушай! Вот река бежит, спешит. Солнце воду золотит.
2 ученик: Возле берега крутого Капля капле говорит: До свидания, сестрица! Здесь придется нам проститься! Мне на работу пора. Вон на берегу насосная станция. Я – туда. Как нырну я в широкую трубу, как погонят меня насосы в большой город – окажусь я в каком – нибудь доме.
Учитель: Да ребята частичка океана в виде волшебной капельки бежит к нам в дом, в школу из крана. Без воды и ни туды и ни сюды. Нам всем нужна чистая, прозрачная вода.
Рассказ учителя: 1. Как могут загрязняться водоемы. 2. О культуре использования воды в домашних условиях; о способах экономии воды. 3. В чем заключается охрана воды?
Обобщение учителем: Вот сколько удивительного узнали об Её величестве воде, о волшебной капельки! Знать это хорошо. Вот бы еще умело применить эти знания на практике! Думаю, что вы будете следить за кранами в доме. Помните ребята, мы все взрослые и дети, должны стоять на страже Её величества Воды!
IV. Сообщение домашнего задания: стр.56-57, рассмотреть, что изображено на рисунках – 1 группа; найти правильные ответы — 2 и 3 группы. V. Подведение итога урока:
Вопросы: 1) Какую большую тему повторяли? 2) Какую роль играет вода для человека? 3) Какую воду пьем из под крана прозрачную или чистую? VI. Оценки за урок: Выставляются по 5 бальной системе с комментариями.
Молодцы! Всех благодарю за урок и вручаю Вам капельку воды (шарики-капельки).
Список использованной литературы
1. Калашников В.И., Лаврова С.А. Чудеса живой природы – М.: Белый город, 2003.
3. Рахилин В.К., Рогожкин А.Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста – М.: Педагогика-Пресс, 2000