Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Белоевская средняя общеобразовательная школа»
Кудымкарского района Пермского края
Конспект урока по биологии
в 7 классе
«Общая характеристика типа Моллюски»
подготовила
учитель биологии
Рочева Раиса Николаевна
с. Белоево
2014
Тема: Общая характеристика типа Моллюски
Класс: 7
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Познакомиться с особенности строения и жизнедеятельности животных, относящихся к типу моллюски;
Задачи:
Образовательные
-
Дать общую характеристику типа Моллюски;
-
Изучить классификацию типа Моллюски
-
Определить усложнения организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными;
-
Выявить особенности происхождения моллюсков, организации их строения и жизнедеятельности;
Развивающие
-
Развить у школьников умение сравнивать, обобщать изучаемые факты;
-
Выделять главное в тексте и записывать в таблицу.
Воспитательные
-
Научить ценить красоту окружающего мира и воспитать ценностное отношения к природе
Методы: Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный
Тип и вид урока: урок изучения нового материала, урок-беседа
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, таблица.
Понятия (новые): асимметрия, раковина, перламутр, нога, мантия, мантийная полость, терка (радула), печень, легкое, сердце, почки, околосердечная сумка.
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Сегодняшний урок начнем с эпиграфа:
«Сотри случайные черты, и ты увидишь мир прекрасен!»
А. Блок (слайд 1).
II. Этап актуализации и пробного учебного действия.
— На последнем уроке мы с вами изучали тему?
— Кольчатые черви. Класс Малощетинковые.
— Кто на доске напишет систематику этих животных?
— Назовите ароморфозы кольчатых червей?
III. Этап выявления места и причины затруднения.
А теперь послушайте интересные факты и посмотрите слайды.
1. Самый большой когда-либо пойманный весил около 340 килограмм. Он был выловлен в Окинаве, Япония в 1956 году.
2. Самый старый пойманный человеком, по оценкам ученых имел возраст в районе 405 лет, возможно, он был самым старым морским животным.
3. Возраст можно определить по количеству колец на створке раковины. Каждое кольцо отличается от предыдущего за счет особенностей пищи потребляемой в этот период, состояния экологии, температуры и количества кислорода в воде.
4. Основным видом пищи является планктон, который они отфильтровывают из воды.
5. У самого большого животного в мире длина составляет более 18 метров. Выловили этого представителя беспозвоночных в 1880 году в Новой Зеландии. Первые упоминания о них датированы 1555 годом. Их в то время называли и спрутами, и морскими змеями, и вообще люди долгое время отказывались верить в их существование. Сфотографировать впервые этих животных смогли ученые Японии в 2007 году.
6. История жемчужин связана с историей человечества. Не все знают, что жемчуг – первое из известных людям драгоценных украшений. За десятки тысячелетий до нашей эры первобытный человек в поисках еды случайно нашел на побережье нечто прекрасное, спрятанное внутри раковины.
— Про каких животных говорится?
— Про моллюсков.
— Назовите тему урока?
— Тип Моллюски.
— Почему моллюски? Давайте обратимся к словарю. (Дать задание Эльвире С.: посмотреть из словаря, что означает слово «Моллюски»).
— Читает Эльвира Старцева. (значит, мягкотелые).
— Что знаете о моллюсках? (работают устно, учитель записывает на доске: что хотели бы узнать).
— Дети говорят.
— Что хотели бы узнать?
— Дети говорят.
Хочу узнать | Узнал | |
|
|
|
|
|
|
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.
— К каким источникам обратитесь по изучению этих вопросов?
— Книга, интернет, словари, энциклопедии.
V. Этап реализации построенного проекта.
— Как можно кратко изложить новый материал в тетради?
— В виде схем, таблицы.
Изучать новый материал будете в группах по тексту в учебнике. Выделять самое главное и записывать в таблицу. (Дети, изучая новый материал, заполняют таблицы). (Выдается алгоритм работы).
Задание для 1 группы: заполнить таблицу.
Характеристика | |
Среда обитания |
|
Внешнее строение |
|
Задание для 2 группы:
Особенности строения | |
Органы пищеварения |
|
Органы дыхания |
|
Система кровообращения |
|
Органы выделения |
|
Задание для 3 группы: заполнить таблицу.
Особенности строения | |
Нервная система |
|
Органы чувств |
|
Размножение |
|
Задание для 4 группы: заполнить таблицу.
Характеристика | |
Значение моллюсков |
|
Происхождение |
|
Задание для 5 группы: выписать в тетрадь ароморфозы и подготовить вывод по теме.
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Проверяем таблицу: каждая группа рассказывает ту информацию, которая была дана в таблице.
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Задание: заполните пропуски в тексте.
Задание для 1 группы:
Тело моллюсков состоит из _______________________________________ . В отличие от моллюсков тело моллюсков _______________________________ .
Задание для 2 группы:
Тело многих моллюсков покрыто твердой ___________________________ . Снаружи тело моллюсков окружено кожной складкой — ________________ .
Задание для 3 группы:
Между телом моллюсков и кожной складкой расположена ___________________________________. Органами ________ одних моллюсков являются жабры, другие моллюски _____________ с помощью легких.
Задание для 4 группы:
Кровеносная система моллюсков состоит из _____________ и кровеносных сосудов. Нервная система моллюсков представлена отдельными скоплениями ____________________________. Органами __________________ моллюсков служат парные почки.
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.
Задание: выберите правильные утверждения (выполняется в парах):
1. Тело моллюсков состоит из туловища и ноги.
2. Некоторые моллюски не имеют раковины.
3. Нервная система моллюсков образована нервными стволами, соединенными перемычками.
4. Органы дыхания — жабры, у наземных представителей — легкие.
5. Кровеносная система замкнутая.
6. Все моллюски — растительноядные животные.
7. Органы выделения моллюсков — почки.
8. Все моллюски — гермафродиты.
Задание проверяется. Правильные ответы: 2, 4, 7.
Задание: написать на доске систематику Типа Моллюски.
Дети догадываются, что нет класса. Отсюда делают вывод, что на следующем уроке познакомимся с классами типа Моллюски.
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Что мы хотели выяснить на уроке?
Что нам удалось узнать?
Мы ответили на поставленный вопрос?
Что будем делать завтра?
Что было самым важным на уроке?
Кто хочет кого-нибудь похвалить?
Д/з: параграф 20. Сделать маленькие сообщения: кто не все узнал на уроке, что хотел, найти интересные факты с моллюсками.
Литература
-
Константинов В.М. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко: под. ред. проф. В.М. Константинова.- 4-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф,2011.- 304 с.: ил.
-
Под общей редакцией доктора биологических наук, профессора А.И.Шевеля Животные Прикамья: Учебное пособие. – Пермь: «Книжный мир», 2001.- 184 с.