Тема урока: Способы распространения плодов и семян местных видов растений.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян на примере растений местных видов, с различными приспособлениями к распространению.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Проверка знаний учащихся.

А) Индивидуальный опрос:

  • по карточкам (3 учащихся);

  • у доски:

1-й ученик: составьте схему классификации плодов. Какие

признаки лежат в основе этой классификации?

(сухие, сочные, односемянные, многосемянные).

после того, как первый ученик закончит, вызываются еще

четверо учащихся:

2-й ученик: напишите все известные вам сухие

плоды. Какие растения имеют такие плоды?

3-й ученик: напишите все известные вам сочные

плоды. Какие растения имеют такие плоды?

Б) Работа с классом (фронтальный опрос):

  • Из чего развивается плод?

  • Какое строение имеет плод?

  • По каким признакам можно отличить плод от других органов растения?

  • Какую роль выполняют плоды в жизни растений?

(проверка ответов у доски)

  1. Подготовка к усвоению новых знаний (беседа).

  • Что такое семя?

  • Какова роль семян в жизни растений?

  • Много ли семян образуется у одного растения?

Учитель: редька полевая обычно дает примерно 160 семян, одуванчик – 5000,

мак самосейка – 20 тыс., лебеда – около 100 тыс. семян, тополь –

около 27 млн.

  • Какое значение для жизни растений имеет образование у них большого числа семян?

  • Что произойдет, если все семена упадут возле материнского растения и прорастут?

  • Как решает эту проблему природа?

Вс. Рождественский

Одуванчик.

Когда идешь тропинкою,

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо-шарики

На тонких стебельках.

Сквозные, серебристые,

Они, как пух, легки,

Стоят и не качаются

От ветерка с реки.

Но лишь пройдется осенью

Других ветров волна, —

Срываются, взвиваются

На воздух семена.

Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

Учитель: цель нашего урока – выяснить, какими способами распространяются

плоды и семена растений нашей местности, какие приспособления к распространению они

имеют.

I.Изучение нового материала

  1. Способы распространения плодов и семян.

Вопрос: о каких способах распространения говорится в следующих

загадках?

Пролетают вереницы –

Новоселы — птицы;

Прилетят домой

И крылья долой.

Коробка запечатана,

А в ней берёза спрятана –

С ветками, с сережками,

С белыми одежками.

Коробку ветер носит –

Где-нибудь да бросит.

(На доске записывается первый способ распространения)

  1. На сучке – арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась –

Все раскатилось.

Под кустами, у плетня,

Не смолкает трескотня;

Пуля – слева, пуля – справа…

На кого идет облава?

Есть матери с чудными замашками:

Швыряют детей вверх тормашками.

Что за диво: плод плюётся –

Целым в руки не даётся.

(записывается второй способ)

  1. Расцветаю всюду смело

И порой бывает так.

Что вцеплюсь я озверело

Даже в самых злых собак.

(записывается третий способ распространения).

4. Вопрос: О каком еще способе распространения идет речь в

стихотворении А. Рыбочкина «Желудь»?

Лесной ручей певуч и звонок

Мы гоним плот к большой реке.

Вот желудь – крошечный бочонок,

Упав, плеснулся в омутке.

По всем законам полагалось

Ему бы здесь пойти ко дну

Да спас листок случайный – парус

Он вынес желудь на волну.

Волна, как искорка дробиться

И дар свой к берегу несёт

Ему в земле бы укрепиться,

А там уж он не пропадёт.

В зелёном встанет океане,

Где без границ лесная ширь.

Как в сказке о царе Салтане

Плывет в бочонке богатырь.

(записывается четвертый способ распространения)

Вывод: плоды и семена растений распространяются в природе разными

способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и

человеком.

Учитель: о роли человека стоит поговорить подробнее, т.к. человек участвует

в распространении не только пассивно, но и активно, именно че —

ловек сыграл большую роль в расселении растений. Очень много

семян культурных растений перевозилось из одной страны в другую.

Так, подсолнечник и помидоры привезли из Перу, кукурузу – из

Мексики.

Вопрос: Какие приспособления имеют растения, чтобы их семена и плоды

разносил ветер, животные и человек, чтобы семена сами вылетали из

плодов?

  1. Приспособления к распространению плодов и семян.

Показ презентации

Учитель: процесс распространения плодов и семян не случайный, многооб —

разные приспособления у плодов и семян выработались в результате

длительного развития растительного мира на Земле. Способ распро –

странения зависит от конкретных условий среды.

II.Закрепление знаний учащихся

  1. Отгадать кроссворд

  2. написать сказку «Путешествие семени».

III.Итог урока.

Дом. задание: параграф 31 пересказывать, написать сказку «Путешествие семени».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here