Конспект урока по теме: «Обмен веществ и энергии» в 8 классе
учитель высшей квалификационной категории
Глебова Татьяна Сергеевна
Цели урока:
1) развивающие:
— формировать умения анализировать, выделять главное, обобщать и решать проблемы.
2) образовательные:
— раскрыть сущность обмена веществ;
— рассмотреть особенности обмена углеводов, белков, жиров и воды;
— ввести понятие о пластическом и энергетическом обмене;
3) воспитательные:
— способствовать эстетическому воспитанию школьников, прививать любовь к родной природе;
— содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приемы поддержания работоспособности учащихся.
— Здравствуйте, ребята!
По дороге в школу я видела первых грачей, а это вестники весны. И этот грач будет давать вам жетоны за ваши правильные ответы:
3 жетона – оценка «5»
2 жетона – оценка «4»
А оценки «3» сегодня не будет.
Дежурных я попрошу написать на листочке отсутствующих.
— Я очень люблю биологию, надеюсь, вы тоже. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто ее любит, так же как и я.
— Вот вас сколько?! А кто ее любит больше чем я и уже мечтает стать великим ученым?
— Нет никаких?! Ничего страшного, все еще может измениться.
— И все же, вы любите биологию, значит, вы знаете, что эта за наука?
— Эта наука о живой природе.
— Правильно. Я смотрю не все любят биологию, зато им, наверное, нравятся другие науки: математика, физика, химия, литература. А наука биология тесно с ними взаимосвязана. И знания, полученные на уроках биологии, помогут вам сохранить здоровье и вести здоровый образ жизни.
— А что такое здоровый образ жизни?
— Правильно питаться, вести здоровый образ жизни, избегать вредных привычек.
— Молодцы. И сегодня мы с вами вместе будем постигать таинства живой природы. Ведь человек является ее частью. А что общего у человека с другими организмами?
— рождается и умирает; питается и дышит; воспроизводит потомство.
— Да, действительно, именно поэтому человек является предметом изучения биологии.
— И все уже названные процессы, происходящие в организме человека, обеспечиваются химическими превращениями, составляющими обмен веществ.
Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока.
Открываем рабочие тетради, записываем число и тему урока «Обмен веществ и энергии».
— А что такое обмен веществ?
— Когда одно вещество меняется на другое.
— Правильно. А какой обмен веществ вы можете назвать у человека?
— Газообмен в легких и тканях.
— Верно. И на сегодняшнем уроке мы познакомимся:
1) с обменом веществ и его этапами;
2) пластическим и энергетическим обменом;
3) особенностями обмена белков, жиров, углеводов.
Клетка – является единицей строения всех живых оргазмов и все процессы, характерные для целостного организма, характерны и для нее.
И обмен веществ так же происходит на клеточном уровне.
Давайте вместе подумаем, какие вещества поступают в клетку, а какие выводятся?
Поступают кислород, питательные вещества, вода. Выводятся — углекислый газ, жидкие продукты распада и вода.
— Хорошо. Вот и произошел обмен веществ6 одни вещества поступили в клетку, другие выделились. А что произошло в клетке, почему вещества другие?
— Они преобразовались, участвовали в химических реакциях.
— Все верно. Выделяют три этапа обмена веществ:
I подготовительный – это поступление веществ в клетку;
II основной – преобразование веществ в клетке;
Ш заключительный – выведение из клетки и организма продуктов жизнедеятельности.
Поступление веществ происходит через особые системы органов, например, кислород через легкие, питательные вещества, вода – через пищеварительную систему. В выведении углекислого газа также участвуют легкие. Вода и жидкие продукты распада – через кожу и почки.
— А что же происходит на II этапе. Ваше мнение? Для чего нужны поступившие вещества клетке?
— Клетка строится, растет, делится.
— Да, вы правы, из веществ, поступающих в клетки, создаются вещества необходимые данной клетке. И такие реакции называют пластическим обменом.
— Как вы думаете, от какого слова происходит это название?
— Пластилин, пластичный.
— Верно, как мы лепим все, что задумаем из пластилина, так строятся вещества в пластическом обмене. Но на эти реакции требуются затраты энергии. Что же является источником энергии?
— Дыхание О2, окисление веществ.
— И здесь вы правы. Биологическое окисление веществ, поступивших в клетку, обеспечивает пластический обмен энергией – это реакции энергетического обмена.
— И это две стороны одного процесса, взаимосвязанные между собой пластического и энергетического обмена, обеспечивающие друг друга энергией и необходимым материалом.
— Итак, пластический обмен. Как вы поняли? Что это такое?
-Образуются вещества и затрачивается энергия.
— Хорошо. А что такое энергетический обмен?
— Разрушение (окисление) сложных веществ, выделение энергии.
— Возьмите по 1-2 жетону в зависимости от количества правильных ответов.
— Рассмотрим особенности обмена питательных веществ. Какие вещества поступают вместе с пищей?
— Белки, жиры, углеводы.
ДОСКА: белки аминокислоты
жиры глицерин и ж. кислоты
углеводы глюкозы
— Хорошо. Теперь внимание на экран. Мы посмотрим видеосюжет об обмене углеводов. Будьте внимательны. После просмотра все вместе заполним схему.
— Все понятно? Теперь рассмотрим схему:
Сложные углеводы -> под действием ???(ферментов) -> расщепляются ->
до глюкозы
глюкоза -> доставляется в печень -> превращается в гликоген
всасывается в кровь клетку -> используется
как источник энергии
— Замечательно. Теперь работаем самостоятельно по рядам. Открываем книжечки с заданиями на стр. 51-52 зад. 112, учебник на стр. 185-186 § 36
1 ряд – обмен белков
2 ряд – обмен жиров
3 ряд – обмен воды
Начинаем выполнять задания. Внимательно читаем текст учебника и схему составляем в тетради.
Пока вы работаете, будет звучать музыка Моцарта. Считается, что именно его произведения наиболее благотворно виляют на работоспособность.
— Закончили. Теперь проверяем. Пожалуйста, обмен белков — 1 ряд, что у вас поучилось?
— Проверьте, у всех так? А теперь решим задачу:
Белую мышь кормили исключительно белками и не давали ей углеводов. После смерти мыши в ее печени был обнаружен животный крахмал.
(Белки расщепляются до аминокислот, в печени избыток аминокислот разрушается и из образовавшихся веществ синтезируются углеводы и жиры)
2 ряд – обмен жиров
— Правильно. Все проверьте свои схемы.
— И последняя схема – 3 ряд – обмен воды.
— Молодцы. Все справились. Те, кто участвовал в обсуждении особенностей обмена вещества, возьмите жетоны.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
— Так что же такое обмен веществ? Как вы поняли? Что составляет основу обена веществ? Что обеспечивают эти химические реакции?
— Химические реакции, процессы жизнедеятельности.
— Теперь посмотрим, что нам по этому поводу предлагает учебник – стр. 184 1 абзац 1 пункта.
— Какие этапы включает обмен веществ? Что происходит на 2 основном этапе? Как взаимосвязаны эти 2 процесса?
— молодцы! Получите жетоны, у нашего уважаемого грача.
— Теперь поднимите руки у кого за урок 3 и более жетонов. Поставьте оценки в дневники «5», у кого 2 жетона – «4»
По окончании урока я в них распишусь.
Все открываем дневники и записываем домашнее задание.
§ 36, отвечать на вопросы устно.
-
составить схему «Обмен минеральных солей» по аналогии, как составляли на уроке.
-
Решите задачу: Анализ показал, что у животного после кормления в крови воротной вены печени содержится 0,3% глюкозы, а в крови печеночной вены — 0,12%; у голодного животного в крови воротной вены — 0,05% глюкозы, в крови печеночной вены – 0,12%.
На этом урок окончен. Спасибо за вашу поддержку, мне было приятно работать с вами.