МБОУ «Тлянче-Тамакская средняя общеобразовательная школа

имени героя Советского Союза Н.Х. Шарипова»

Тукаевского района Республики Татарстан, Россия

Образовательная программа

Для учащихся 8-10 классов.

Срок реализации 1 год.

«Основы экологии»

подготовила

Ризатдинова Гульназ Закиевна

Учитель биологии и химии

с. Тлянче-Тамак, 2014

Пояснительная записка.

Живая природа – главное достояние нашей земли, в её недрах развивалось и за счёт существует человеческое общество. Оно удовлетворяет наши пищевые потребности и обеспечивает условия жизни людей на планете. Глобальные экологические катастрофы, опасность которых так беспокоит современное человечество, возникают в результате развития самого общества, его одностороннего научно-технического прогресса, последствия которого выливаются в нарушении механизмов стабильности биосферы. Главное, что предстоит сделать – это изменить принципы природопользования, отказаться от потребительского отношения к природе, действовать в соответствии с фундаментальными законами живой природы. Для этого надо знать и широко распространять полученные знания.

Цель данной программы – формирование у учащихся экологической культуры и мышления.

Задачи программы:

  1. Формировать экологические понятия о биосферных процессах и роли антропогенных факторов.

  2. Ознакомить с экологическим состоянием республики, села, а также принципами охраны памятников природы.

  3. Прививать практические навыки и умения исследования окружающей среды.

  4. Развивать творческие способности учащихся.

  5. Воспитывать чувства бережного отношения к природе и доброжелательного отношения к окружающим.

За время обучения учащимся последовательно излагаются разделы в соответствии с тематическим планом. Учащимся даются навыки написания конспектов при проведении уроков в форме лекций и семинаров. На практических занятиях знания закрепляются с помощью викторин, кроссвордов, дискуссий. На лабораторных занятиях учащиеся применяют полученные теоретические знания: знакомятся с методиками и техникой постановки опытов, учатся анализировать полученные результаты и делать выводы. Применяются также усложненные формы проведения занятий с разделением на творческие группы ( 3-5 человек): уроки-семинары, уроки-конференции, брейн-ринги, КВНы, где учащиеся систематизируют, расширяют и углубляют свои знания по экологии, а также представляют собственные творческие проекты по определенным темам. В течение учебного года учащиеся знакомятся с редкими видами растений и животных по Красной Книге РТ и РФ, с особо охраняемыми территориями (заповедники, национальные парки, памятники природы заказники).

По окончании курса обучения учащиеся сдают творческий проект. На протяжении всего времени обучения педагогом выявляются способные ученики. Они рекомендуются на подготовку к олимпиаде по экологии. Любознательные, склонные к творческому поиску и самостоятельным открытиям загадок природы учащиеся с результатами своей исследовательской деятельности выступают на различных научно-практических конференциях.

Тематический план.

Наименование темы

Количество часов

Всего

В том числе

Теор.

Прак.

Эксп.

Мер.

Пр.зн.

1.

Введение.

4

1

1

2

2.

Организм и среда.

20

8

6

2

2

2

3.

Сообщества и популяции.

24

8

7

3

2

4

4.

Экосистемы.

24

7

5

2

8

2

5.

Социальная экология.

18

5

4

5

2

2

6.

Здоровье человека.

14

5

5

1

2

1

7.

Экология быта, экология села.

26

7

11

2

4

2

8.

Охрана природы.

12

5

4

2

1

9.

Итоговое занятие.

2

2

Итого:

144

46

42

16

24

16

Содержание программы.

  1. Введение.

Знакомство с программой, задачами, расписанием. Экология как наука. История её развития и роль в современном мире. Необходимость экологических знаний для человека. Структура экологии.

Экскурсия в пришкольный участок.

  1. Организм и среда обитания.

Потенциальные возможности размножения организмов. Рост численности в геометрической прогрессии. Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Экологические факторы, их классификация. Закон оптимума. Пессимум. Критические точки. Ограничивающий фактор. Пути приспособления организмов к среде. Анабиоз. Постоянство внутренней среды. Избегание неблагоприятных факторов.

Практическая работа: ситуационные вопросы. Решение задач.

Экскурсия в яблоневый сад. Многообразие живых организмов.

  1. Основные среды жизни.

Водная среда жизни. Планктон, бентос. Водная флора: гигрофиты, гидрофиты, гидатофиты. Водная фауна. Заморы.

Практическая работа: определение физико-химической особенностей воды.

Экскурсия на водоем. Знакомство с обитателями воды. Наблюдение за их поведением.

Почва как среда жизни. Структура почвы. Обитатели почвы. Почва – биокосное тело природы. Плодородие почвы.

Практическая работа: определение структуры почвы. Работа с коллекцией насекомых – обитатели почвы.

Наземно-воздушная среда. Физико-химические особенности среды, её обитатели. Образование механических тканей у растений и скелета у животных. Влияние экологических факторов на среду. Организм как среда жизни. Паразитизм. Закон большого числа яиц.

Практическая работа: работа с литературой, определителем.

Приспособительные формы организмов. Роющие, летающие, прыгающие, плавающие типы животных. Конвергенция. Жизненные формы растительности: деревья, кустарники, травы, лианы. Семена, плоды, их распространение. Правило Аллена. Приспособительные ритмы жизни. Суточные, годовые, приливно-отливные ритмы. Фотопериодизм. Длиннодневные, короткодневные виды.

Практическая работа: изучение влияния освещенности на рост побегов древесных и кустарниковых растений.

  1. Сообщества и популяции.

Типы взаимодействия организмов. Биотические связи. Прямые и косвенные. Взаимовыгодные (симбиоз, мутуализм, протокооперация). Полезно – нейтральные (комменсализм: нахлебничество, квартиранство, сотрапезничество; синойкия). Полезно – вредные ( хищничество, паразитизм, полупаразитизм). Взаимно вредные (конкуренция). Нейтральные отношения. Законы и следствия пищевых отношений. Конкуренция. Закон Гаузе. Правило Тинеманна. Экологическая инженерия.

Практическая работа: составление биотических связей между различными организмами. Решение задач.

Понятие «Популяция». Внутривидовые взаимодействия. Основные характеристики популяций: численность, плотность, рождаемость, смертность, возрастная и половая структура.

Демографическая структура популяций. Демография. Пирамида возрастов. Растущая и сокращающаяся популяция. Прогноз численности видов. Простые и сложные возрастные структуры.

Рост численности и плотность популяций. Емкость среды. Кривые роста популяции. Саморегуляция численности популяции. Самоизреживание растений. Территориальное поведение животных. Отрицательная обратная связь. Регуляция численности. Динамика популяций: стабильная, изменчивая, взрывная. Одностороннее действие фактора. Двустороннее взаимодействие. Немедленная и запаздывающая реакции на увелечение плотности популяции. Взрывы численности. Этология.

Практическая работа: подсчет плотности птиц для определения численности их в лесу (в яблоневом саду). Решение задач.

Биоценоз как надорганизменная структура. Доминирующие виды. Малочисленные виды. Видовая структура биоценоза. Ярусность. Опушечный эффект. Виды – средообразователи. Экологические ниши. Формула Жаккара.

Практическая работа: составление и анализ упрощенной модели биоценоза (аквариума). Решение задач.

  1. Экосистема.

Потоки вещества и энергии. Биологический круговорот веществ. Биогенные элементы. Продуценты, консументы, редуценты. Сукачев В.Н. Тенсли А. закон биологической продуктивности. Цепи и сети питания. Трофические уровни. Правило 10%. Биологическая продукция. Биомасса. Пирамида биологической продукции. Белковое голодание. Агроценоз и агроэкосистемы. Урожайность. Удобрения минеральные и органические. Пестициды. Инсектициды. Биологический метод борьбы. Неустойчивость агроэкосистемы. Саморазвитие экосистем. Незрелые сообщества. Зрелые сообщества. Восстановительные смены. Замедление темпов развития экосистемы. Биологическое разнообразие. Функции биологического разнообразия. Устойчивость жизни на Земле. Биосфера. Структура биосферы. Озоновый экран. Живое вещество. Органогенные породы. Биокосные тела. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот кислорода. Эволюция биосферы. В.И.Вернадский.

Практическая работа: наблюдение за сменой сообщества сенного настоя.

Экскурсии в лес, яблоневый сад: наблюдение за живыми обитателями в различных экосистемах.

  1. Социальная экология.

Человек – биосоциальный вид. Экологическое сходство и экологическое отличия. Развитие пищевых и информационных связей. Экологическая ёмкость среды. Социально – экологические связи. Коммуникативность. Орудийная деятельность. Гоминиды. Австралопитеки. Человек умелый, человек разумный, человек прямоходящий, питекантроп, синантроп. Неандертальцы. Кроманьонцы. Социальные связи. Промышленная революция. Урбанизация. Информационная революция. Экологический кризис. Природоохранные (экологические) движения. Экологические образования. Демография человека. эпидемии. СПИД. Прирост населения. Региональные особенности численности населения. Демографические перспективы.

Практическая работа: встреча с врачами Тлянче-Тамакской участковый больницы на тему «Болезни XXXXIвеков».

  1. Здоровье человека.

Основы рационального питания. Основные принципы: умеренность, разнообразие, режим приема пищи. Энергозатраты человека. Энергетическая ценность пищевых продуктов. Польза овощей и фруктов. Витамины. Пищевая аллергия. Природная косметика. Одежда, натуральные, искусственные и синтетические волокна.

Практическая работа: знаки на упаковках. Пищевые добавки (обозначения Е). Изучение состава препарата (продукты питания, косметика, лекарства), изготовленных из натуральных продуктов. Определение типа волокон у различных тканей.

Понятие здорового образа жизни. Вредные привычки. Табакокурение, алкоголизм, наркомания.

Практическая работа: встреча с врачом – наркологом. Демонстрация опыта «Алкоголизм и табакокурение: иллюзии и реальность».

  1. Экология села.

Особенности сельской экосистемы: световой, температурный режим , влажность, состояние атмосферного воздуха. Сельские построения.

Экскурсия в пришкольный участок.

Автомобильный транспорт. Выхлопные газы. Экологически чистые виды транспорта.

Практическая работа: анализ количества выхлопных газов от транспортных средств.

Бытовые отходы, их классификация. Вторичное использование бытовых отходов. Пути утилизации.

Экология жилища. Интерьер, его влияние на человека. микроклимат жилища. Строительные и отделочные материалы, их влияние на здоровье человека. Вредные бытовые отходы. Электробытовая техника. Безопасность эксплуатации. Компьютеры на работе и в быту. Препараты бытовой химии. Воздух жилища, его очистка. Лампа Чижевского. Очистка воды в быту. Бытовые фильтры, их классификация.

Практическая работа: составление экологического паспорта кабинета. Изучение запыленности помещения. Изучение влияние препаратов бытовой химии на проростки растений.

Экскурсии в ООО»Челныпромагрегат», расположенный село Тлянче-Тамак ул.Сельхозтехника.

  1. Охрана природы.

Атмосфера, её структура. Озоновые дыры. Парниковый эффект. Радиоактивные загрязнения. Водные ресурсы. Очистные сооружения.

Почвенные ресурсы. Виды эрозии почв. Пути сохранения почв.

Практическая работа: составление карты по источникам загрязнения и зонам их воздействия села Тлянче-Тамак Тукаевского муниципального района. Участие в природоохранных акциях – операциях.

Особо охраняемые территории. Заповедники, национальные парки, памятники природы, заказники. Виды растений и животных, нуждающиеся в охране. Красная Книга России, РТ. Зеленая Книга. Основные подходы к рациональному использованию природных ресурсов.

Практическая работа: выявление ООПТ РТ: работа с картой Татарстана, России, с Красной Книгой. Разработка и защита собственных экологических проектов.

Итоговое занятие. Сдача зачёта.

Образовательный минимум:

Учащиеся должны знать:

  1. Основные закономерности процессов, протекающих в биосфере, а также влияние антропогенных факторов.

  2. Основные понятия и термины по экологии.

  3. Особо охраняемые территории.

  4. Виды животных и растений, занесенных в Красную Книгу РТ (Тукаевский район).

Учащиеся должны уметь:

  1. Применять теоретические знания для решения экологических задач.

  2. Работать с определителями растений и животных, с гербарным материалом.

Этапы педагогического контроля.

Сроки

Какие знания умения, навыки контролируются

Форма подведения итогов

1.

Ежеурочно

Усвоение темы.

Работа с вопросами по изученной теме.

2.

Декабрь

Законы организации экосистем.

Контрольная работа.

3.

Февраль

Сообщества и популяции.

Тестовые занятия.

4.

Апрель

Социальная экология.

Контрольная работа.

5.

Май

Охрана окружающей среды.

Контрольная работа.

6.

Май

Итоговое занятие по курсу «Основы экологии».

Творческий проект.

Методическая работа.

Мероприятия.

1.

Открытые занятия для учителей школы.

2.

Подготовка наглядности для занятий.

3.

Подготовка вопросов для контрольных работ.

4.

Выступления на педсоветах, методобъединениях, семинарах.

Образовательно-воспитательная работа.

Задачи

Дела коллективные и решения задач

Сроки

1.

Работа по созданию и развитию коллектива.

Мероприятие «Посвящение в экологию»

Беседа «Алкоголь и табакокурение: иллюзия и реальность».

Встреча с врачом-наркологм.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

2.

Организация досуга

Вечер отдыха у Новогодней елки вечер отдыха, посвященный праздникам 23 февраля и 8 Марта.

Декабрь

Февраль

Март

3.

Работа по изучению родного края

Сезонные экскурсии на учебную экологическую тропу.

Участие в природоохранных акциях-операциях «Ель», «Марш парков», «Поможем реке».

Сентябрь Январь

Апрель

Декабрь

Май

4.

Профориентационная работа

Встреча врачами участковой больницы села Тлянче-Тамак.

Беседы на тему: «профессия – экология».

Ноябрь

Декабрь

В течении года.

Список использованной литературы:

  1. Волкова А.В. Адаптированная программа занятий объединения «Юный эколог» — 1999. – 9 с.

  2. Гайсин И.Т., Хусаинов З.А., Галимов Ш.Ш. География и экология Республики Татарстан: Учебное пособие. – Казань: КГПУ, 2003.

  3. Ибрагимова К.К., Зиятдинов А.И., Рахимов Р.И. Основы экологических знаний: Учебное-методическое пособие – Казань: ЗАО «Новое знание», 2003. – 60 с.

  4. Миронов А.В. Природа и экология Республики Татарстан: Пособие для учиетелй и студентов педвузов. 2-е изд. – Набережные Челны: НГПИ, 2007. – 135 с.

  5. Программы для общеобразовательных учрежений: Экология / Под ред. Совоглазова В.И. –М.: Просвещение, 1994. – 47с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here