ОРГАНИЧНОЕ СЛИЯНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСЕ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ» КАК ЭЛЕМЕНТ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ в 10-11 классах

ОРГАНИЧНОЕ СЛИЯНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСЕ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ» КАК ЭЛЕМЕНТ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

Чевычалова Маринэ Эдуардовна, ЛГ МБОУ «СОШ №5»,

учитель биологии, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Предмет (направленность): биология.

Возраст детей: 10 11класс.

Место проведения: кабинет.

При введении итоговой аттестации в формате ЕГЭ ощутимо проявилось так называемое «слабое звено» в нынешних образовательных программах по биологии. Структура программ для общеобразовательных учреждений по биологии построена таким образом, что в содержание курса «Общая биология», изучаемого обучающимися в 10-11 классах, не включены два из семи содержательных блоков контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена. Так, изучение содержательной линии «Система и многообразие органического мира» предусмотрено программами в 6 и 7 классах. Линия «Организм человека и его здоровье» изучается в 8 классе. В программу курса «Общая биология» (10-11 класс) не включены указанные выше содержательные линии. В экзаменационной работе задания по основным содержательным блокам распределены таким образом, что на указанные выше темы приходится 17 из 50 заданий, что составляет 33%.

Один из вариантов, позволяющий решить проблему – это органичное слияние содержания среднего (полного) и основного общего образования в курсе «Общая биология». Данный вариант предполагает включение обобщенного содержания курсов биологии за 6-8 классы в соответствующие им темы курса «Общая биология» (10-11 классы). Так, например, в теме «Уровни организации живого. Тканевый уровень» (10-11 класс) рекомендуется подробно рассмотреть отличительные особенности тканей растений и животных – материал 6-8 классов, и т.д. [таблица 1].

Таблица 1. Органичное слияние содержания среднего (полного) и основного общего образования в курсе «Общая биология» как элемент систематизации и обобщения знаний в рамках подготовки обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ

Содержание тем среднего (полного) общего образования

(10-11 класс)

Кол-во часов

Содержание основного общего образования

(6-8 класс)

Класс

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ

ТЕМА 1.1. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО.

Тканевый уровень

2

— Отличительные особенности тканей растений и животных

6-8

ТЕМА 1.2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА.

Царства живой природы; естественная классификация живых организмов

3

— Отличительные особенности царств живой природы.

— Единицы систематики растений и животных

6-7

РАЗДЕЛ 3. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

ТЕМА 3.2. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА.

Витамины: строение, источники поступления, функции.

9

— Авитаминозы: цинга, рахит, куриная слепота, бери-бери.

— Синтез витаминов в организме.

8

ТЕМА 3.4. СТРУКТУРА КЛЕТОК ЭУКАРИОТ.

Транспорт веществ через клеточную мембрану

6

— Диффузия газов, газообмен в легких и тканях

— Разрушение эритроцитов в изотоническом и гипертоническом растворе

8

ТЕМА 3.5. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В КЛЕТКЕ

Этапы диссимиляции.

7

— Расщепление органических веществ в пищеварительном канале

— Обмен белков, жиров, углеводов в организме

— Возрастное соотношение ассимиляции и диссимиляции

— Роль печени в углеводном обмене

8

ТЕМА 3.7. НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ.

Вирусные заболевания человека.

2

— Активный и пассивный иммунитет. Вакцина и сыворотка.

— Исследования Мечникова

8

РАЗДЕЛ 4. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

ТЕМА 4.1. БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ.

Вегетативное размножение растений

2

— Размножение видоизмененными побегами (корневищами, клубнями, луковицами)

— Размножение усами, отводками, черенками

— Прививка

6

ТЕМА 4.2. ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ.

Развитие половых клеток у высших растений

Двойное оплодотворение

5

— Чередование поколений у растений

— Схема жизненного цикла споровых растений

— Спорофит и гаметофит мхов и папоротников

— Строение цветка. Однополые и двуполые, однодомные и двудомные растения. Опыление.

6

РАЗДЕЛ 5. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

ТЕМА 5.1. ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ

Гаструляция. Соответствие стадий эмбриогенеза этапам исторического развития организмов

6

— Колониальные жгутиковые простейшие.

— Организация и происхождение кишечнополостных.

7

ТЕМА 5.2. ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ.

Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз.

Прямое развитие.

2

— Стадии непрямого развития: личинка, куколка, имаго

— Отряды насекомых с по лным и неполным метаморфозом

— Личинки амфибий и насекомых как доказательство их происхождения

— Особенности организации и развития однопроходных, сумчатых и плацентарных млекопитающих

7

ТЕМА 5.3. ОНТОГЕНЕЗ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ.

Прорастание семян. Формирование побеговой и корневой систем.

1

— Строение семян однодольных и двудольных растений

— Вегетативные и генеративные органы высших растений

6

Раздел 7. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

ТЕМА 7.3. СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ.

Приспособленность организмов как результат действия естественного отбора

14

— Особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений

— Приспособления семян к распространению

— Приспособления птиц к полету

6

7

РАЗДЕЛ 8. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.

ТЕМА 8.1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭВОЛЮЦИИ РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО МИРА.

Развитие жизни в архее-кайнозое.

10

— Организация одноклеточных животных и растений

— Сравнительная характер истика отделов растений

— Основные типы беспозв оночных и классы позвоночных животных

— Эволюция систем органов животных

6-7

6

7

7

ТЕМА 8.2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности

10

— Особенности скелета человека в связи с прямохождением.

8

РАЗДЕЛ 9. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ

ТЕМА 9.1. ПОНЯТИЕ О БИОСФЕРЕ

6

— Условия образования биогенного вещества (торфа, каменного угля)

6

ТЕМА 9.4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОРГАНИЗМАМИ.

Биотические отношения

6

— Плоские и круглые черви. Пути заражения гельминтами.

— Паразитические простейшие и членистоногие животные.

— Организация и роль лишайников.

7

6

Таким образом, структура действующих программ существенным образом не изменяется, но появляется возможность систематизации и обобщения знаний в рамках подготовки обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.

Примерная программа является ориентиром для составле­ния рабочих и авторских программ, она определяет инвари­антную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается 25% времени, отводимого на вариатив­ную часть программы, содержание которой формируется ав­торами рабочих программ. Это позволяет авторам предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (дета­лизации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспита­ния и социализации учащихся.

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here