МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
«Общая биология»
11 КЛАСС
авторы программы Е.А. Криксунов, А.А. Каменский, В.В. Пасечник
подготовила
учитель биологии
высшая категория
Андреева Эльвира Юрьевна
Норильск – 2010
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта. Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 10-11 классы. — М.: Дрофа, 2008г.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
-
освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
-
овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; -
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
-
воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культурный образный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования.
Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе рабочей программы «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений:
-
объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения;
-
объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в Формировании современной естественно-научной картины мира.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
«Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле»
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.
Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.
«Учение о клетке»
Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.
Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.
Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.
Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
«Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов»
Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.
Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.
«Основы генетики»
История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцеплённых с полом.
Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.
Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.
«Основы селекции»
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.
Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии.
Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы.
«Биосфера и человек»
Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:
-
Обобщить знания учащихся о жизни и уровнях ее организации.
-
Углубить мировоззренческие восприятия происхождения и развития жизни на Земле, понятия об эволюционном развитии организмов.
-
Окончательно сформировать понятия учащихся о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии. Изучение курса «Общая биология» в 10-11 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне.
В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся.
Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней школе, однако в их структуру и содержание включены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что дает возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне и в то же время доступно для учащихся. Программой предусмотрено изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.
4. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
-
особенности жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах;
-
фундаментальные понятия биологии;
-
сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости, основные теории в биологии;
-
соотношение социального и биологического в эволюции человека; —
-
основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, при охране окружающей среды и здоровья человека;
-
историю развития современных представлений о живой природе;
-
роль биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;
-
методы научного познания.
5. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
-
выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
-
определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
-
отличать научные методы, используемые в биологии;
-
определять место биологии в системе естественных наук;
-
доказывать, что организм — единое целое;
-
объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;
-
обосновывать единство органического мира;
-
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
-
отличать теорию от гипотезы.
-
определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
-
приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
-
объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
-
указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
-
отличать биологические системы от объектов неживой природы.
6. УМК:
Планирование составлено на основании Программы общеобразовательных учреждений по биологии (автор А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник) и рекомендовано Управлением развития Мин. Образования РФ (2004г.)
Методические пособия для учителя и учащихся:
-
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология 10-11 классы, М.: Дрофа, 2005г.
-
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Поурочное и тематическое планирование. Общая биология 10-11классы, М.: Дрофа, 2005г.
-
М.В. Оданович, Н.И. Старикова, Е.М. Гаджиева. Развернутое тематическое планирование, Волгоград: Учитель,2006г.
-
Биология. Энциклопедия для детей. — М.: «Аванта+», 1994, с. 92-684.;
-
Сборник нормативных документов. Биология. / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
7. MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:
мультимедийные компакт- диски:
-
«Природа России», 2004;
-
«Живая природа Аляски», 2004г.,
-
«Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия», 2005г.,
-
«Уроки биологии 10 класс», 2007г.,
-
«Биологический энциклопедический словарь», 2004г,
-
«1С: Школа. Экология (Учебное пособие)», 2007г.,
-
«Биология. Варианты ЕГЭ 2005», 2006г.
8. ВСЕГО ЧАСОВ:
-
по программе – 68 часов
-
по КТП – 68 часов
9. ОБОСНОВАНИЕ:
На основании БУП-2004 г. по программе А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник на изучение биологии в универсальных классах отведено 68 часов в 11 классе. На преподавание биологии в 11-ом классе в МБОУ «СОШ №1» отводится 2 часа:1 час из федеральной инвариативной части и 1 час из компонента образовательного учреждения. В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам. Предметная комиссия МОУ «СОШ №1», исходя из условий образовательного учреждения и образовательных запросов, обучающихся и их родителей, внесла предложения по изменению объема и порядка изложения отдельных тем и вопросов, что разрешено программой. Изменения были предложены исходя из следующего:
-
На преподавание биологии в 11-ом классе в МОУ «СОШ №1» отводится 2 часа:1 час из федеральной инвариативной части и 1 час из компонента образовательного учреждения, исходя из условий образовательного учреждения и образовательных запросов, обучающихся и их родителей.
-
В 10-11-ом классах введен для изучения предмет «Экология» (в объеме 68часов, 1час в неделю из компонента образовательного учреждения). Это позволят убрать из курса раздел 9 «Взаимоотношения организма и среды» и увеличить количество часов на изучение других тем.
-
В связи с увеличением часов на изучение тем, увеличивается количество лабораторных и практических работ, уроков по решению задач на ДНКа и по генетике, что позволяет выполнять на практике принцип наглядности при изучении биологии.
Эти изменения были утверждены на заседании методического совета школы (председатель: заместителем директора по УВР Андриайнен О.Б.).
Преподавание «Общей биологии» в 11-ом классе ведется по учебнику А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология 10-11 классы», М.: Дрофа, 2005г., т.к. учащиеся заканчивают свое обучение по этой методической линии. В 11-ом классе учащимися изучаются следующие темы:
-
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (5 часов)
-
Учение о клетке (21 час)
-
Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. (8часов)
-
Основы генетики (17 часов)
-
Основы селекции (7 часов)
-
Биосфера и человек (5 часов)
-
Обобщение и закрепление знаний по курсу (5 часов)
10. ПРИЛОЖЕНИЕ:
-
1 Приложение «Виды учебной деятельности»
-
2 Приложение «Виды учебной деятельности» (сводная по четвертям)
-
3 Приложение «Лабораторные работы, семинары, лекции»
-
4 Приложение «КТП»
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Виды учебной работы по темам
-
наименование
разделов и тем
Всего часов
Лекции
Лабораторные работы
Семинары, конференции
Диктанты
Тесты
Контрольные работы, решение задач
Творческие работы, рефераты
Самостоятельная, практическая работа
«Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле»
5
1
—
—
—
1
—
—
1
«Учение о клетке»
21
1
4
1
1
3
3
1
2
«Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов»
8
1
—
1
—
3
1
—
—
«Основы генетики»
17
1
1
2
1
2
6
2
3
«Основы селекции»
7
1
—
1
—
1
—
1
1
«Биосфера и человек»
5
1
—
1
—
1
—
1
1
«Обобщение и повторение пройденного материала»
5
—
—
1
—
1
2
—
—
Итого:
68
6
5
7
2
12
12
5
8
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Виды учебной работы по четвертям
-
виды учебной работы
всего часов
по учебным четвертям
1
2
3
4
Лекции
6
1
2
1
2
Лабораторные работы
5
4
0
1
0
Семинары, конференции
7
1
1
2
3
Диктанты
2
1
0
1
0
Тесты
12
3
4
4
1
Контрольные работы, решение задач
12
1
4
6
1
Самостоятельная, практическая работа
8
2
3
1
2
Творческие работы, рефераты
5
0
2
2
1
Консультации
по мере необходимости
* В связи с корректировкой КТП в течение учебного года, возможны изменения в данной таблице.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Раздел дисциплины | Темы лекций, семинаров, лабораторных работ | План (определяются основные вопросы, подлежащие рассмотрению и контролю) | |
1. | « Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле » | Лекция «Химические предпосылки возникновения жизни на Земле. Теория происхождения протобиополимеров». | 1. Эксперимент Миллера и Юри. Протобиополимеры. 2 Термическая теория образования биополимеров. 3. Теория адсорбции. 4. Коацервативная теория А.И.Опарина. 5. Газово-пылевое облако, источники энергии, возраст Земли. 6. Протобиополимеры, биополимеры и полимеры (химия). |
2. | «Учение о клетке» | Семинар «Органические вещества, входящие в состав клеток, органические биополимеры- белки». |
3. Полимеры (химия). |
Лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи». |
| ||
Лабораторная работа №2 «Определение крахмала в растительных тканях» | 1. Качественная реакция на углеводы 2. Объяснение результатов опыта 3. Вывод по работе | ||
Лабораторная работа №3 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука» |
| ||
Лабораторная работа №4 «Сходства и различия в строении растительной, животной, грибной и бактериальной клеток». | 1. Особенности строения растительной, животной, грибной и бактериальной клеток. 2. Сравнение результатов 3. Вывод по работе | ||
Лекция «Питание клетки. Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез». | 1. Автотрофы и гетеротрофы (8 класс). 2. Фототрофы и хемотрофы. Фазы фотосинтеза. 3. Хемосинтез. | ||
3. | «Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов» | Лекция «Бесполое размножение».
| 1. Способы размножения споровых растений и грибов (6 класс). 2. Клонирование. 3. Партеногенез. |
Семинар «Индивидуальное развитие (онтогенез). История эмбриологии. Эмбриональное развитие организма. Органогенез». | 1. Наука эмбриология. 2. Преформизм и эпигенез. 3. Эмбриональное развитие организма – онтогенез. 4. Бластула и гаструла. | ||
4. | «Основы генетики» | Лекция «История развития генетики. Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков. Г.Мендель». | 1. История развития генетики. 2. Наука генетика. 3. Понятия: гены, аллельные гены, генотип, фенотип, гомозиготы и гетерозиготы. 4. Наследственность и изменчивость, гаметы и соматические клетки. |
Лабораторная работа №5 « Определение нормы реакции и построение вариационного ряда» | 1. Норма реакции 2. Вариационный ряд изменчивости 3. Вывод по работе | ||
Семинар «Генетика человека и ее значение для медицины». |
2. Наследственные заболевания 3. Новости в области медицины | ||
Семинар «Генетика и эволюционная теория» | 1. Генетические доказательства эволюционного учения 2. Новости в науке генетики | ||
5. | «Основы селекции» | Лекция «Задачи современной селекции. История селекции». | 1. Задачи современной селекции 2. Первые попытки селекционирования 3. Знаменитые ученые – селекционеры и их достижения 4. Селекция с/х животных 5. Новости науки селекции |
Семинар «Современное состояние и перспективы биотехнологии» | 1. Биологические удобрения 2. Биогумус 3. Культура тканей 4. Экологически чистые виды топлива 5. Перспективы биотехнологий в секции животных и растений | ||
6. | «Биосфера и человек» | Семинар «Охрана природы и перспективы рационального природопользования». | 1 Заповедники, заказники, национальные, парки. 2. Международные организации защиты природы. |
Лекция «Бионика». |
| ||
7. | «Обобщение и повторение изученного материала» | Семинар «С чем я согласен или не согласен с Ч. Дарвином?» | 1. Основные вопросы эволюционного учения 2. Микро- и макроэволюция 3. Современные взгляды на теорию Ч. Дарвина 4. Мое отношение к эволюционному учению |