Муниципальное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа №9

г .Клин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии

(базовый уровень)

8 класс

Составитель: Михалко Татьяна Леонидовна,

учитель биологии первой категории

2013 г

Рабочая программа учебного предмета биологии составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и основе авторской программы «Биология 6-9», разработанной Пасечником В.В, В. В. Латюшиным, В. М. Пакуловой, которая предназначена для работы по учебнику Биология 8 кл. Авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.

8 класс

Человек и его здоровье

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (1 час)

Науки, изучающие организм человека: анато­мия, физиология, психология и гигиена. Их ста­новление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1

Происхождение человека (3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение челове­ка», моделей остатков древней культуры человека.

РАЗДЕЛ 2

Строение и функции организма (57 часов)

Тема 2.1.

Общий обзор организма (1 час)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Тема 2.2.

Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)

Внешняя и внутренняя среда организма. Стро­ение и функции клетки. Роль ядра в передаче на­следственных свойств организма. Органоиды клет­ки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического по­коя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, со­единительные, мышечные, нервная ткани. Стро­ение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

  • Лабораторная работа

ЛР. № 1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп».

Тема 2.3.

Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)

Центральная и периферическая части нервной системы . Спинной и головной мозг. Нервы и нерв узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейрон­ные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и испол­нительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

  • Лабораторные работы

ЛР №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.».

Тема 2.4.

Опорно-двигательная система (7 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический со­став костей, их макро- и микростроение, типы кос­тей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соеди­нений костей: неподвижные, полуподвижные, по­движные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц че­ловеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице.

Изменение мыш­цы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоско­стопия. Их выявление, предупреждение и исправ­ление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

  • Лабораторные работы

ЛР №3 «Коленный рефлекс»

ЛР №4 «Микроскопическое строение кости»

ЛР №5 «Мышцы человеческого тела».

Лр №6 «Самонаблюдение работы основных мышц.».

ЛР №7 «Утомление при статической и динамической работе».

ЛР № 8 «Выявление нарушения осанки»

ЛР № 9 «Выявление нарушения плоскостопия».

Тема 2.5.

Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, ткане­вая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функ­ции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокро­вие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфи­ческий и неспецифический иммунитет. Иммуни­тет клеточный и гуморальный. Иммунная систе­ма. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоци­тоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и перенос­чики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Те­чение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и ле­чебные сыворотки. Естественный и искусствен­ный иммунитет. Активный и пассивный иммуни­тет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

  • Лабораторная работа

ЛР №10 «Рассматривание крови лягушки и человека под микроскопом».

Тема 2.6.

Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лим­фатических сосудов. Круги кровообращения. Стро­ение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движе­ние крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Ги­гиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по ме­тоду Короткова, приемов остановки кровотечений.

  • Лабораторные работы

Лр №11 «Функции венозных клапанов»

Лр №12 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.»

ЛР №13 «Определение скорости кровотока в сосудах ноктевого ложа»

ЛР №14 «Функциональная проба. Реакция с-с системы на дозированную нагрузку.».

Тема 2.7.

Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и ор­ганические заболевания дыхательных путей, мин­далин и околоносовых пазух, профилактика, до­врачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гумораль­ная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной сис­темы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак лег­ких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняю­щей механизм вдоха и выдоха; приемов определе­ния проходимости носовых ходов у маленьких де­тей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

  • Лабораторные работы

ЛР №15 «Измерение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе»

ЛР № 16 «Функциональные пробы с задержкой дыхания при вдохе и выдохе.»

Тема 2.8.

Пищеварительная система (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные же­лезы. Пищеварение в различных отделах пище­варительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-ки­шечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

  • Лабораторная работа

ЛР № 17«Действие фермента слюны на крахмал»

Тема 2.9.

Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетиче­ский обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерго­траты человека и пищевой рацион. Нормы и ре­жим питания. Основной и общий обмен. Энергети­ческая емкость пищи.

  • Лабораторные работы

ЛР №18 «Составление пищевого рациона».

ЛР №19 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Тема 2.10.

Покровные органы. Тепло регуляция (3 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в об­менных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и па­разитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Тер­морегуляция организма. Закаливание. Доврачеб­ная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение ко­жи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыль­ной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; опреде­ление совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Тема 2.11.

Выделительная система (1 час)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функ­ции. Строение и работа почек. Нефроны. Первич­ная и конечная моча. Заболевания органов выдели­тельной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Тема 2.12.

Нервная система человека (5 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нерв­ные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функ­ции продолговатого, среднего мозга, моста и моз­жечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий, Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции ко­ры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический под­отделы автономной нервной системы. Их взаимо­действие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

  • Лабораторные работы

ЛР №20 «Пальценосовая проба и особенности движений,связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.».

ЛР №21 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга»

Тема 2.13.

Анализаторы (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анали­заторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализа­тор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сет­чатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Преду­преждение глазных болезней, травм глаза. Преду­преждение близорукости и дальнозоркости. Кор­рекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слу­ха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреж­дение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувстви­тельности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, вы­являющих функции радужной оболочки, хруста­лика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

  • Лабораторная работа

Лр№22 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.»

Тема 2.14.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку уче­ния о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможе­ния. Безусловные и условные рефлексы. Безуслов­ное и условное торможение. Закон взаимной индук­ции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ух­томского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безуслов­ные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приоб­ретенные программы поведения; условные рефлек­сы, рассудочная деятельность, динамический сте­реотип .

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и жи­вотных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внут­ренняя речь. Роль речи в развитии высших психи­ческих функций. Осознанные действия и инту­иция.

Познавательные процессы: ощущение, восприя­тие, представления, память, воображение, мышле­ние.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмо­ции: эмоциональные реакции, эмоциональные со­стояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, во­ли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлек­сов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внима­ние, логическую и механическую память, консер­ватизм мышления и пр.

  • Лабораторные работы

Лр№23 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

Лр№24 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.»

Тема 2.15.

Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной сек­реции. Свойства гормонов. Взаимодействие нерв­ной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны ги­пофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых же­лез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крыш­кой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочеч­никами.

РАЗДЕЛ 3

Индивидуальное развитие организма (5 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и по­ловое размножение. Преимущества полового раз­множения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Мен­струации и поллюции. Образование и развитие за­родыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, ал­коголя, наркотиков) на развитие и здоровье чело­века.

Наследственные и врожденные заболевания и за­болевания передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожден­ный и грудной ребенок, уход за ним. Половое соз­ревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, меж­личностные отношения. Стадии вхождения лич­ности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы тем­пераментов.

Учебно – тематический план

Темы курса

Количество часов

Лабораторные работы

Науки, изучающие организм человека

1 ч

Происхождение человека

3 ч

Общий обзор организма

1 ч

Клеточное строение организма.

Ткани

5 ч

1

Рефлекторная регуляция организма

1 ч

2

Опорно-двигательная система

6

Внутренняя среда организма

Зч

1

Кровеносная и лимфатическая системы

6 ч

4

Дыхательная система

4 ч

2

Пищеварительная система

6 ч

1

Обмен веществ и энергии

3 ч

2

Покровные органы. Теплорегуляция

3 ч

Выделительная система

1 ч

Нервная система

5 ч

2

Анализаторы

5 ч

1

Высшая нервная деятельность. Повеление. Психика

5 ч

2

Эндокринная система

2 ч

Индивидуальное развитие организма

5 ч

Повторение материала

Итого

68

24

1 триместр 11 лабораторных работ

2 триместр 8 лабораторных работ

3 триместр 5 лабораторных работ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8класса

В результате изучения предмета выпуск­ники основной школы должны:

Называть:

общие признаки живых организмов;

причины и результаты эволюции; приводить примеры

характеризовать:

деление клетки, роль клеточной теории в обо­сновании единства органического мира;

обмен веществ и превращение энергии;

роль ферментов и витаминов в организме;

дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

особенности размноже­ния и развития человека;

обосновывать:

взаимосвязь строения и функций органов и сис­тем органов, организма и среды;

родство млекопитающих животных и челове­ка, человеческих рас;

особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особен­ности высшей нервной деятельности человека;

влияние экологических и социальных факто­ров, умственного и физического труда, физкульту­ры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм чело­века и его потомство;

меры профилактики появления вредных при­вычек (курение, алкоголизм, наркомания), нару­шения осанки, плоскостопия;

влияние деятельности человека на многообра­зие видов растений и животных, на среду их обита­ния, последствия этой деятельности;

роль биологического разнообразия, регулиро­вания численности видов, охраны природных сооб­ществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать:

клетки, ткани, органы и системы органов человека;

применять знания:

о строении и жизнедеятельности организма че­ловека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы:

о клеточном строении организмов всех царств; о родстве и единстве органического мира;

об усложнении растительного и животного ми­ра в процессе эволюции, о происхождении челове­ка от животных;

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОГО ОПРОСА

Оценка «5» ставится в следующем случае:
— ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
— учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов;
— учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу биологии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
— владеет знаниями и умениями в объеме 95% — 100% от требований программы.

Оценка «4» ставится в следующем случае:
— ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятии, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;
— учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
— объем знаний и умений учащегося составляют 80-95% от требований программы.

Оценка «3» ставится в следующем случае:
— большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
— учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
— учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80 % содержания, соответствующего программным требованиям.

Оценка «2» ставится в следующем случае:
— ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
— учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
— учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку «3».


ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Оценка «5» ставится в следующем случае:
— лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
— учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;

Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Примечания.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.

Календарно- тематическое планирование по биологии 8 класс

(2часа в неделю)

пп

в теме

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Скорректиро-

ванные сроки прохождения

1 триместр

Науки, изучающие организм

человека 1 ч

1

1

Анатомия, физиология, психология и гигиена. Становление наук о человеке.

Происхождение человека 3 ч

2

1

Систематическое положение человека.

3

2

Этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.

4

3

Расы человека.

5

1

Общий обзор организма 1 ч

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Клеточное строение организма.

Ткани 5 ч

6

1

Внешняя и внутренняя среды организма.

7

2

Строение клетки тела человека.

8

3

Жизненные процессы клетки.

9

4

Ткани. Виды тканей тела человека. Образование тканей.

10

5

ЛР. № 1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп».

Рефлекторная регуляция организма

1 ч

11

1

Отделы нервной системы. Рефлекс и рефлекторная дуга. ЛР №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.».

ЛР №3 «Коленный рефлекс»

Опорно-двигательная система 7ч

12

1

Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей.

ЛР №4 «Микроскопическое строение кости»

13

2

Скелет и мышцы . Их функции.

14

3

Типы костей. Соединение костей .

15

4

Строение мышц и сухожилий.

ЛР №5 «Мышцы человеческого тела». Лр №6 «Самонаблюдение работы основных мышц.».

16

5

Работа скелетных мышц и их регуляция. ЛР №7 «Утомление при статической и динамической работе».

17

6

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Предупреждение плоскостопия.

ЛР № 8 «Выявление нарушения осанки»

ЛР № 9 «Выявление нарушения плоскостопия».

18

7

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Внутренняя среда организма Зч

19

1

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

ЛР №10 «Рассматривание крови лягушки и человека под микроскопом».

20

2

Состав крови . Свертывание крови.

21

3

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

Кровеносная и лимфатическая системы 6 ч

22

1

Органы кровеносной и лимфатической систем и их роль в организме. .Лр №11 «Функции венозных клапанов»

2 триместр

23

2

Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения.

Лр №12 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.»

24

3

Строение и работа сердца.

ЛР №13 «Определение скорости кровотока в сосудах ноктевого ложа»

25

4

Движение крови по сосудам . Регуляция кровоснабжения.

Артериальное давление крови, пульс.

ЛР №14 «Функциональная проба. Реакция с-с системы на дозированную нагрузку.».

26

5

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

27

6

Первая помощь при кровотечениях.

Дыхательная система 4 ч

28

1

Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути г

29

2

Газообмен в легких и тканях . Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.

30

3

ЛР №15 «Измерение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе»

ЛР № 16 «Функциональные пробы с задержкой дыхания при вдохе и выдохе.»

31

4

Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь.

Пищеварительная система 6 ч

32

1

Строение и функции пищ. системы.

33

2

Пищеварение в ротовой полости .

ЛР № 17«Действие фермента слюны на крахмал»

34

3

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

35

4

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени.

36

5

Регуляция пищеварения.

37

6

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

Обмен веществ и энергии 3 ч

38

1

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен.

39

2

Витамины.

40

3

Энергозатраты человека и пищевой рацион ЛР №18 «Составление пищевого рациона».

ЛР №19 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки..

Покровные органы. Теплорегуляция 3 ч

41

1

Строение и функции кожи. Волосы ,ногти. Гигиена одежды и обуви.

42

2

Кожные заболевания и их профилактика.

43

3

Терморегуляция организма.

3 триместр

Выделительная система 1 ч

44

1

Строение и функции органов мочевыделительной системы.

Нервная система 5 ч

45

1

Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг.

46

2

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

47

3

ЛР №20 «Пальценосовая проба и особенности движений,связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.».

48

4

Функции переднего мозга

49

5

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. ЛР №21 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга»

Анализаторы 5 ч

50

1

Анализаторы и органы чувств .Их значение.

51

2

Зрительный анализатор.

Лр№22 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.»

52

3

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

53

4

Слуховой анализатор.

54

5

Органы, равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.

Высшая нервная деятельность. Повеление. Психика 5 ч

55

1

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности .

56

2

Врожденные и приобретенные программы поведения.

Лр№23 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

57

3

Сон и сновидения.

58

4

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

59

5

Воля, эмоции, внимание. Лр№24 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.»

Эндокринная система 2 ч

60

1

Железы внешней и внутренней секреции. Гормоны.

61

2

Функции желез внутренней секреции .

Индивидуальное развитие организма 5 ч

62

1

Жизненные циклы. Размножение.

63

2

Развитие зародыша и плода . Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

64

3

Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

65

4

Интересы, склонности, способности.

66

5

Здоровье — величайшая ценность для личности и общества.

67

1

Повторение материала: Клеточное строение организма.

68

2

Повторение материала: Дыхательная система

Перечень учебно-методического обеспечения:

Учебник.
Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. «Биология. Человек». М., «Дрофа», 2007 г.
Тематическое и поурочное планирование к учебнику.
Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. «Биология. Человек». М., «Дрофа», 2007 г.
Правильные ответы на вопросы учебника «Биология. Человек».

В. В. Пасечник, Ю. В. Брыкин, Т. А. Дмитриева. «Готовые домашние задания».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here