Муниципальное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа №9
г .Клин
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии
(базовый уровень)
9 класс
Составитель: Михалко Татьяна Леонидовна,
учитель биологии первой категории
2013 г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета биологии составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и основе авторской программы «Биология 6-9», разработанной Пасечником В.В, В. В. Латюшиным, В. М. Пакуловой, которая предназначена для работы по учебнику «Биология 9кл. введение в общую биологию и экологию» Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, М., «Дрофа».
9 класс
Введение в общую биологию (68 часов. 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1
Уровни организации живой природы (54 часа)
Тема 1.1.
Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды)- Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2.
Клеточный уровень (15 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение анергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстраций модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
-
Лабораторная работа
Лр № 1 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».
Тема 1.3.
Организмениый уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
-
Лабораторная работа
Лр №2 «Выявление изменчивости организмов»
Тема 1.4.
Популяционно-вндовой уровень (3 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция —форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
-
Лабораторная работа
ЛР №3 « Изучение морфологического критерия вида»
Тема 1.5.
Экосистемный уровень (8 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
-
Экскурсия №1 в биогеоценоз.
Тема 1.6.
Биосферный уровень (4 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
РАЗДЕЛ 2
Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. М а к роэ во л ю ц и я.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
-
Экскурсия №2
Причины многообразия видов в природе.
РАЗДЕЛ 3
Возникновение и развитие жизни (5 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
-
Лабораторная работа
Лр №4 « Изучение палеонтологических доказательств эволюции.»
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОГО ОПРОСА
Оценка «5» ставится в следующем случае:
— ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
— учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов;
— учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу биологии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
— владеет знаниями и умениями в объеме 95% — 100% от требований программы.
Оценка «4» ставится в следующем случае:
— ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятии, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;
— учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
— объем знаний и умений учащегося составляют 80-95% от требований программы.
Оценка «3» ставится в следующем случае:
— большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
— учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
— учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80 % содержания, соответствующего программным требованиям.
Оценка «2» ставится в следующем случае:
— ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
— учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
— учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку «3».
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Оценка «5» ставится в следующем случае:
— лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
— учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.
Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Примечания.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.
Учебно – тематический план
Количество часов | Лабораторные работы | Экскурсии | |
Введение | 2 ч |
|
|
Молекулярный уровень | 10 ч |
|
|
Клеточный уровень | 15 ч | 1 |
|
Организменный уровень | 14 ч | 1 |
|
Популяционно- видовой уровень. | 3 ч | 1 |
|
Экосистемный уровень | 8 ч |
| 1 |
Биосферный уровень | 4 ч |
|
|
Эволюция
| 7 ч |
| 1 |
Возникновение и развитие жизни | 5 ч | 1 |
|
Итого | 68 | 4 | 2 |
1 триместр 1 лабораторная работа
2 триместр 2 лабораторные работы
3 триместр 1 лабораторная работа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
называть
общие признаки живых организмов;
признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
причины и результаты эволюции; приводить примеры
усложнения растений и животных в процессе эволюции;
природных и искусственных сообществ;
изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
вирусы как неклеточные формы жизни;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества, пищевые сняли в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;
сравнивать
строение и функции клеток растений и живот-
организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;
применять знания
о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
о клеточном строении организмов всех царств; о родстве и единстве органического мира;
об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
наблюдать
сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сх животных;
результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;
Календарно- тематическое планирование по биологии 9 класс
(2 часа)
№ в теме | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректиро- ванные сроки прохождения | |
|
| 1 триместр |
|
|
|
| Введение 2 ч |
|
|
1 | 1 | Биология — наука о жизни. Методы исследования в биологии. Значение биологии в деятельности человека. |
|
|
2 | 2 | Сущность жизни и свойства живого |
|
|
|
| Молекулярный уровень 10 ч |
|
|
3 | 1 | Молекулярный уровень: общая характеристика. |
|
|
4 | 2 | Углеводы. |
|
|
5 | 3 | Липиды. |
|
|
6 | 4 | Состав и строение белков |
|
|
7 | 5 | Состав и строение белков |
|
|
8 | 6 | Нуклеиновые кислоты. |
|
|
9 | 7 | АТФ и другие органические соединения клетки. |
|
|
10 | 8 | Биологические катализаторы. |
|
|
11 | 9 | Вирусы. |
|
|
12 | 10 | Обобщающий урок. |
|
|
|
| Клеточный уровень 15 ч |
|
|
13 | 1 | Основные положения клеточной теории. Лр № 1 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом». |
|
|
14 | 2 | Химический состав клетки. |
|
|
15 | 3 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. |
|
|
16 | 4 | Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. |
|
|
17 | 5 | Эндоплазма-тическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. |
|
|
18 | 6 | Лизосомы. Метахондрии. Пластиды. |
|
|
19 | 7 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. |
|
|
20 | 8 | Различия в строении клеток эукариот и прокариот. |
|
|
21 | 9 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. |
|
|
|
| 2 триместр |
|
|
22 | 10 | Энергетический обмен в клетке. |
|
|
23 | 11 | Типы питания клетки. |
|
|
24 | 12 | Фотосинтез и хемосинтез. |
|
|
25 | 13 | Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. |
|
|
26 | 14 | Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция. |
|
|
27 | 15 | Деление клетки. Митоз, мейоз. |
|
|
|
| Организменный уровень 14 ч |
|
|
28 | 1 | Размножение организмов. Оплодотворение. |
|
|
29 | 2 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение |
|
|
30 | 3 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. |
|
|
31 | 4 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. |
|
|
32 | 5 | Закон чистоты гамет. Цитологические основы наследования при моногибридном скрещивании. |
|
|
33 | 6 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. |
|
|
34 | 7 | Дигибридное скрещивание. |
|
|
35 | 8 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. |
|
|
36 | 9 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. |
|
|
37 | 10 | Модификационная изменчивость. Лр №2 «Выявление изменчивости организмов» |
|
|
38 | 11 | Мутационная изменчивость |
|
|
39 | 12 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. |
|
|
40 | 13 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. |
|
|
41 | 14 | Контрольно-обобщающий урок. |
|
|
|
| Популяционно- видовой уровень. 3 ч |
|
|
42 | 1 | Вид. Критерии вида. ЛР №3 « Изучение морфологического критерия вида» |
|
|
|
| 3 триместр |
|
|
43 | 2 | Структура вида. Популяция. |
|
|
44 | 3 | Экология как наука. Экологические факторы. |
|
|
|
| Экосистемный уровень 8 ч |
|
|
45 | 1 | Биоценоз. Экосистема. |
|
|
46 | 2 | Биогеоценоз. |
|
|
47 | 3 | Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. |
|
|
48 | 4 | Состав и структура сообщества |
|
|
49 | 5 | Потоки вещества и энергии в биогеоценозе. |
|
|
50 | 6 | Цепи питания. |
|
|
51 | 7 | Искусственные биоценозы. |
|
|
52 | 8 | Экскурсия №1 в биогеоценоз. |
|
|
|
| Биосферный уровень 4 ч |
|
|
53 | 1 | Биосфера, ее структура, свойства и закономерности. |
|
|
54 | 2 | Круговорот веществ в биосфере. |
|
|
55 | 3 | Круговорот энергии в биосфере. |
|
|
56 | 4 | Экологические кризисы. |
|
|
|
| Эволюция 7 ч |
|
|
57 | 1 | Положения теории эволюции. |
|
|
58 | 2 | Движущие силы эволюции. |
|
|
59 | 3 | Приспособленность и ее относительность . |
|
|
60 | 4 | Искусственный отбор. Селекция. |
|
|
61 | 5 | Микроэволюция. Видообразование. |
|
|
62 | 6 | Макроэволюция. |
|
|
63 | 7 | Экскурсия «2« Причины многообразия видов в природе» |
|
|
|
| Возникновение и развитие жизни 5 ч |
|
|
64 | 1 | Гипотеза возникновения жизни. |
|
|
65 | 2 | Развитие представлений о возникновении жизни. |
|
|
66 | 3 | Развитие жизни на Земле. |
|
|
67 | 4 | Развитие жизни на Земле. |
|
|
68 | 5 | Доказательства эволюции. Лр №4 « Изучение палеонтологических доказательств эволюции.» |
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения:
|
Учебник.
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. «Введение в общую биологию и экологию». М., «Дрофа», 2007 г.
Тематическое и поурочное планирование к учебнику.
В. В. Пасечник. «Введение в общую биологию и экологию». М., «Дрофа», 2007 г.
Правильные ответы на вопросы учебника «Введение в общую биологию и экологию».
В. В. Пасечник, Т. М. Ефимова, Г. Г. Швецов. «Готовые домашние задания».
|