Муниципальное казенное
Общеобразовательное учреждение-
Мироновская средняя общеобразовательная школа
Структурное подразделение
Петрушинская основная общеобразовательная школа
Баганского района новосибирской области
Утверждаю:
Директор школы Ширяев С.П
________________________г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по биологии
«Зеленый мир»
для обучающихся 6 класса на 2014-2015 учебный год
Выполнила:
Учитель географии- биологии
Евсюкова Наталья Васильевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Зеленый мир»,предназначен для учащихся 6-го класса,и является продолжением элективного курса «Мир растений и животных».В этом году по учебному плану ребята начинают изучение курса биологии,элективный курс расширит знания ребят по данному разделу биологии и даст ответы на интересующие их вопросы.Данноая программа носит интегрированный характер,она объединяет географию,биологию,экологию-готовит учащихся к изучению этих предметов в следующих классах.
Цели:
-
создать условия для изучения мира растений нашей области и нашего района
-
сформировать у обучающихся представления о растениях-как универсальной ценности
Задачи:
-
научить ученика делать наблюдения
-
устанавливать причинно-следственные связи
-
проводить исследования
В процессе освоения курса учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
-
наблюдать и описывать растения разных экологических групп
-
выявлять влияние человека на растительный мир
-
представлять результаты исследований в виде отчетов,таблиц,диаграмм и т.д.
-
оформление и создание гербария
-
сбор,хранение,использование лекарственного сырья
Изучение курса рассчитано на 18 часов (1 час в неделю),включает 1 экскурсию,2 лабораторные работы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение (1час)
Цели изадачи элективного курса «Волшебное царство растений».
Растения нашей местности(2час)
Понятие о растительном сообщестах-лес,луг,поле,болото,водоем.Взаимосвязи растений в сообществе.Ярусность-надземная,подземная
Экскурсия:Растительное сообщество.
История и структура ботаники(3час)
Основоположники науки,их заслуги и учение Аристотель,Теофраст,Ж.Б.Ламарк,к.Линней,Ч.Дарвин,Н.Вавилов и др.Ботаника ее структура(анатомия,физиология,морфология,систематика,геоботаника,селекция,цитология,биохимия,палеоботаника,экология).
Цветок-любимец природы(3час)
Строение цветка.Классификация плодов.Плоды сухие и сочные.распространение плодов и семян.Антоцианы.Естественные растительные красители.
Лабораторная работа №1.
Строение цветка.
Лабораторная работа №2.
Классификация плодов.
Природа Новосибирской области(2час)
Географическое положение НСО,областной центр,численность населения.Полезные ископаемые.Растительные сообщества и природные зоны.Растения,характерные для этих зон.
Лекарственные растения(3час)
Дикорастущие и культурные лекарственные растения.Правила сбора и хранения лекарственного сырья.Использование человеком.
Происхождение растений(1час)
Происхождение растений.
Повторение и обобщение(3час)
Значение человека и его влияние на растительный мир. «Космическая» роль растений.Урок-игра «Мир
вокруг нас».
Календарно-тематическое планирование
№ ур.в теме |
Название темы | Вид занятия | сроки | ||
план | факт | ||||
1 | 1 | ВВЕДЕНИЕ(1час) Цели и задачи эл.курса «Волшебное царство растений» | беседа | 19.01 |
|
2 | 1 | РАСТЕНИЯ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ (2час) Растительные сообщества(луг,лес,поле) | экскурсия | 26.01 |
|
3 | 2 | Растения нашего водоема. | Беседа,отчет по экскурсии | 2.02 |
|
4 | 1 | ИСТОРИЯ И СТРУКТУРА БОТАНИКИ(3час). Основоположники науки о растениях (Аристотель,Теофраст,Ламарк) | лекция | 9.02 |
|
5-6 | 2-3 | Ботаника и ее структура (анатомия,морфология,физиология, систематика,геоботаника,селекция,цитология, биохимия,палеоботаника,экология) | Лекция,беседа | 16.02 16.02 |
|
7 | 1 | ЦВЕТОК-ЛЮБИМЕЦ ПРИРОДЫ(3час). Строение цветка. | Лекция,беседа Лаб.раб.№1 | 2.03 |
|
8 | 2 | Плоды и семена. | Лекция,беседа Лаб.раб.№2 | 9.03 |
|
9 | 3 | Антоцианы.Естественные красители из растений. | лекция | 16.03 |
|
10 | 1 | ПРИРОДА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ(2час). Географическое положение. | лекция | 23.03 |
|
11 | 2 | Растительные и природные зоны. | Лекция,беседа | 6.04 |
|
12 | 1 | ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ(3час). Дикорастущие и культурные лекарственные растения. | Лекция, беседа, сообщения | 13.04 |
|
13 | 2 | Сбор и хранение лекарственного сырья. | беседа | 20.04 |
|
14 | 3 | Использование лекарственного сырья человеком. | сообщения | 27.04 |
|
15 | 1 | ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ(1час) Происхождение растений. | лекция | 4.05 |
|
16 | 1 | ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ(3час). Значение человека и его влияние на растительный мир. | семинар | 11.05 |
|
17 | 2 | «Космическая» роль растений. | конференция | 18.05 |
|
18 | 3 | Заключительный урок. Игра «Мир вокруг нас». | Игра | 25.05 |
|
Лабораторная работа №1.Строение цветка.
Лабораторная работа №2.Плоды сухие и сочные.
Литература
1. В. Мезенцев. Чудеса. Популярная энциклопедия.; 1992
2С.Г. Мамонтов. Основы биологии. Курс для самообразования.; 2004
3.Общая биология. Пособие для учителя. Под ред. Акад. Н.П. Дубинина.
4. А.И. Опарин. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. М.; 1968