Использование демократичных приемов на уроках биологии.

Урок в 9 классе.

Тема: «Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли»

Цель: Оценить роль человека в биосфере, как её составляющей части; показать влияние

человека на биосферу; развивать коммуникативные навыки учащихся.

На уроке использовалась методика «Ковёр идей».

«Ковёр идей» является одним из методов решения проблем. Он позволяет перейти от анализа причин явления как такого к индивидуальным действиям участников занятия, направленных для решения этой конкретной проблемы.

Этапы работы:

1 этап – понимание проблемы (почему такая проблема существует)

2 этап – поиск решений (что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию)

3 этап – эвалюация (оценивание) идей (индивидуальное принятие решения: что, наверное, сделаю, и что постараюсь сделать для решения этой проблемы)

Оборудование: комплект нарезанных полосок бумаги (3-х цветов, по 6 каждого цвета), большие листы бумаги (по количеству групп), на каждую группу клей, маркеры и стикеры двух цветов на каждого участника. Название темы и каждого этапа на бумаге разного цвета, клейкая лента, жетоны разного цвета для деления на группы. Мультимедийный проектор и презентация «Времена года в нашем городе»

Ход урока.

I.

  • Знакомство с темой и целями урока, и краткая инструкции по работе.

  • Вступительное слово учащихся: зачитывается стихотворение на фоте презентации.

Всё в мире связано нитью незримо.

Всё включено в один круговорот.

Сорвёшь цветок, а где-то во Вселенной

Звезда взорвётся и умрёт.

  • Постановка проблемы. Для этого зачитываются историческая справка о состояние окружающей среды окрестностей Новокуйбышевска и её изменения в связи с развитием промышленности, мониторинговая таблица за последний месяц по состоянию окружающей среды. Мультимедийное сопровождение.

II. Понимание проблемы.

Что является источником загрязнения? (на доску вывешивается вопрос на розовом листе и такого же цвета полоски раздаются учащимся)

Предлагается ответить на вопрос, записать каждый источник на полоске и приклеить к листу бумаги. Затем каждая группа зачитывает свои идеи.

III. Поиск решений.

Как влияют эти источники на окружающую среду? ( вопрос вывешивается на листе желтого цвета и выдаются полоски такого же цвета).

Учащиеся работают как на первом этапе.

IV. Индивидуализация деятельности.

Что можно сделать для решения проблемы? (вопрос вывешивается на синем листе и такие полоски выдаются каждому ученику).

Предлагается каждому высказать своё предложение. Затем каждая группа зачитывает, но не повторяет уже прозвучавшие предложения. Полоски, которые зачитывали в слух помещаются на доску, отложенные приклеиваются на «ковёр».

V. Эвалюация (оценивание)

Предлагается каждому оценить проблему и наклеить зелёные стикеры на те идеи, в осуществление которых могу принять участие, а красные — исполнение от меня не зависит.

VI. Подведение итогов.

На нашем «ковре» очень много зелёных стикеров. Очень приятно видеть не равнодушных людей в этом кабинете. Поэтому давайте закончим урок стихами.

Я хочу, чтоб чистым был наш город,

Наши улицы, подъезды и дворы!

Чтобы росли и зеленели клёны,

А заводы пахли как цветы.

Но для этого нам надо потрудиться,

Поработать надо над собой,

Чтобы каждый день нам пели птицы,

Лени, грязи мы объявим бой!

Мы с вредными привычками поспорим,

Будем помнить, что пословица права:

Чисто там, где мы не сорим,

Но для этого должна работать голова!

И тогда увидим чистый город,

Воздух свежий, улицы в цвету.

Как ещё у нас он молод.

Кто ж не любит эту красоту!

Оля Миронова (уч-ца шк.№3)

А сейчас оставьте листы, где вы отмечали участие в работе каждого участника группы.

Список группы

Высказывал идеи

Участие в оформление

Выступления

Итог.

На уроке ярко выражена двигательная активность ( уч-ся постоянно перемещались)

Зрительная гимнастика: постоянно предлагалось смотреть на листы разного цвета

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here