Использование демократичных приемов на уроках биологии.
Урок в 9 классе.
Тема: «Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли»
Цель: Оценить роль человека в биосфере, как её составляющей части; показать влияние
человека на биосферу; развивать коммуникативные навыки учащихся.
На уроке использовалась методика «Ковёр идей».
«Ковёр идей» является одним из методов решения проблем. Он позволяет перейти от анализа причин явления как такого к индивидуальным действиям участников занятия, направленных для решения этой конкретной проблемы.
Этапы работы:
1 этап – понимание проблемы (почему такая проблема существует)
2 этап – поиск решений (что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию)
3 этап – эвалюация (оценивание) идей (индивидуальное принятие решения: что, наверное, сделаю, и что постараюсь сделать для решения этой проблемы)
Оборудование: комплект нарезанных полосок бумаги (3-х цветов, по 6 каждого цвета), большие листы бумаги (по количеству групп), на каждую группу клей, маркеры и стикеры двух цветов на каждого участника. Название темы и каждого этапа на бумаге разного цвета, клейкая лента, жетоны разного цвета для деления на группы. Мультимедийный проектор и презентация «Времена года в нашем городе»
Ход урока.
I.
-
Знакомство с темой и целями урока, и краткая инструкции по работе.
-
Вступительное слово учащихся: зачитывается стихотворение на фоте презентации.
Всё в мире связано нитью незримо.
Всё включено в один круговорот.
Сорвёшь цветок, а где-то во Вселенной
Звезда взорвётся и умрёт.
-
Постановка проблемы. Для этого зачитываются историческая справка о состояние окружающей среды окрестностей Новокуйбышевска и её изменения в связи с развитием промышленности, мониторинговая таблица за последний месяц по состоянию окружающей среды. Мультимедийное сопровождение.
II. Понимание проблемы.
Что является источником загрязнения? (на доску вывешивается вопрос на розовом листе и такого же цвета полоски раздаются учащимся)
Предлагается ответить на вопрос, записать каждый источник на полоске и приклеить к листу бумаги. Затем каждая группа зачитывает свои идеи.
III. Поиск решений.
Как влияют эти источники на окружающую среду? ( вопрос вывешивается на листе желтого цвета и выдаются полоски такого же цвета).
Учащиеся работают как на первом этапе.
IV. Индивидуализация деятельности.
Что можно сделать для решения проблемы? (вопрос вывешивается на синем листе и такие полоски выдаются каждому ученику).
Предлагается каждому высказать своё предложение. Затем каждая группа зачитывает, но не повторяет уже прозвучавшие предложения. Полоски, которые зачитывали в слух помещаются на доску, отложенные приклеиваются на «ковёр».
V. Эвалюация (оценивание)
Предлагается каждому оценить проблему и наклеить зелёные стикеры на те идеи, в осуществление которых могу принять участие, а красные — исполнение от меня не зависит.
VI. Подведение итогов.
На нашем «ковре» очень много зелёных стикеров. Очень приятно видеть не равнодушных людей в этом кабинете. Поэтому давайте закончим урок стихами.
Я хочу, чтоб чистым был наш город,
Наши улицы, подъезды и дворы!
Чтобы росли и зеленели клёны,
А заводы пахли как цветы.
Но для этого нам надо потрудиться,
Поработать надо над собой,
Чтобы каждый день нам пели птицы,
Лени, грязи мы объявим бой!
Мы с вредными привычками поспорим,
Будем помнить, что пословица права:
Чисто там, где мы не сорим,
Но для этого должна работать голова!
И тогда увидим чистый город,
Воздух свежий, улицы в цвету.
Как ещё у нас он молод.
Кто ж не любит эту красоту!
Оля Миронова (уч-ца шк.№3)
А сейчас оставьте листы, где вы отмечали участие в работе каждого участника группы.
Высказывал идеи | Участие в оформление | Выступления | Итог. | |
|
|
|
|
|
На уроке ярко выражена двигательная активность ( уч-ся постоянно перемещались)
Зрительная гимнастика: постоянно предлагалось смотреть на листы разного цвета