Урок биологии по теме «Иммунитет», 8 класс
Цель урока: сформировать представление об иммунитете как защитном механизме организма человека.
Задачи:
— подчеркнуть защитную роль крови и значение постоянства внутренней среды;
— дать определение иммунитета, показать органы иммунной системы, познакомить с видами иммунитета;
— показать роль антител в обезвреживании антигенов, рассказать об открытии Луи Пастера;
— развивать навыки самостоятельного формирования выводов, определений;
— воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, гражданственность, умения оценивать самого себя.
Средства обучения: дидактический материал, инструктивная карта, портреты И.И. Мечникова, Л. Пастера, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: (активизирует познавательный интерес к теме) Слайд №1
Сегодня мы займёмся изучением очень важной для здоровья человека темы – «Иммунитет». Эта тема действительно важна, т.к. каждый человек, зная определённые правила и владея нужной информацией о своём иммунитете, может уберечь себя от заболеваний и укрепить свой организм.
3
Входят два мальчика
Учитель: Почему вы опоздали на урок? И отчего у вас такие испуганные лица? Что-то случилось?
(ребята отвечают)
1-й мальчик: Дима почувствовал себя плохо, и мы пошли к врачу. У нас взяли анализ крови и сказали, что у нас ослабленный иммунитет.
2-й мальчик: И нам обидно, почему у Вани с иммунитетом всё в порядке, хотя он ниже нас ростом и худее?
Учитель: Я думаю, мы вместе сможем разобраться с вашей проблемой и даже укрепить ваш иммунитет. Но для этого надо выяснить, что это такое. Я предлагаю вам отправиться в волшебную страну «ИММУНИТЕТ».
Слайд №2
Однако пропуск мы туда получим, если ответим на следующие вопросы:
(Фронтальный опрос класса)
-
Какие жидкости образуют внутреннюю среду организма? (кровь, лимфа, тканевая жидкость)
-
К какому типу ткани относят кровь? (соединительная)
-
Из чего состоит плазма крови? ( соли, вода, белки, CO2, C6H12,O6 и другие питательные вещества)
-
Что находится в осадке отстоявшейся крови? (форменные элементы)
-
Что выступает на коже в виде светлых капелек? (тканевая жидкость)
Выполнение теста (Инструктивная карта. Приложение 1)
(после выполнения теста учащиеся меняются листами , сверяют ответы на экране СЛАЙД №3 и оценивают товарища)
5 правильных ответов – «5»
4 правильных ответа – «4»
3 правильных ответа – «3»
Менее 3 – «2»
4
III. Изучение нового материала
Учитель: Вы прекрасно справились с заданием. Поэтому каждый получает доступ к секретным защитным системам организма.
Давайте вспомним, какие клетки крови являются защитниками нашего организма.
(Учащиеся отвечают)
Лейкоциты – основные защитники организма.
Вспомним характеристику лейкоцитов (Слайды №4,5 ).
Существует несколько разновидностей лейкоцитов: учащиеся записывают в тетрадь.
Моноциты (фагоциты, способны мигрировать сквозь стенки капилляров).
Лимфоциты (образуются в тимусе – вилочковой железе и лимфоидной ткани из клеток костного мозга, малоподвижны, могут образовывать антитела – специальные белки).
Базофилы, нейтрофилы, эозинофилы (содержат цитоплазматические гранулы, окрашивающиеся спец. красителями в разные цвета).
Учитель:
Исследование иммунитета
началось с открытия лейкоцитов, пожирающих микробы и другие опасные частицы. Это явление было открыто И.И. Мечниковым, и назвал его Фагоцитозом, а данные лейкоциты – фагоциты.
Слайды №6,7
Историческая справка (Слайд №8 )
5
В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования
заболеваний.
В VII веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. Бактерия чумная палочка поражает лёгкие и др. органы.
Не менее опасной была и оспа, от неё погибло ещё больше людей.
В XVIII веке в Западной Европе от оспы ежегодно умирало не менее 400 тыс. человек.
XIX век – эпидемия холеры (желудочно-кишечные расстройства).
Учитель: Ребята, давайте, с вами определим понятие «иммунитет», и выясним, какие органы относятся к иммунной системе.
(Самостоятельная работа учащихся с учебником, стр. 73)
Слайды №9,10 (определение и схему записать в тетрадь)
Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел, сохраняя постоянство внутренней среды.
К иммунной системе относят: костный мозг, вилочковую железу (тимус) и лимфатические узлы.
Виды иммунитета – учащиеся смотрят на слайд и рисуют схему в тетрадь. Слайд №11
(Определения в инструктивной карте)
Вакцина – убитые или ослабленные микроорганизмы.
Лечебная сыворотка – готовые антитела (из плазмы крови переболевших животных).
6
ФИЗМИНУТКА
Основу понятий: здоровье, молодость составляет состояние иммунитета. Я читаю действия, а вы выберите, нужно ли их совершать, чтобы сохранить свое здоровье, а что не надо делать.
Если нужно делать – делаете упражнение: руки на пояс, поворот влево.
Если не надо делать – руки поднимаете над головой наклон в правую сторону.
ДЕЙСТВИЯ:
Заниматься спортом;
Употреблять спиртное;
Дышать свежим воздухом;
Дуться на окружающих;
Просыпаться с улыбкой;
Переедать;
Как можно больше ходить;
Курить;
Чаще смеяться.
Учитель:
Проблема иммунитета представляется и сегодня настолько сложной и противоречивой, что привлекает к себе внимание не только специалистов – иммунологов, но и учёных – химиков, математиков, генетиков и даже физиков. Не случайно известный физик Д.Уилсон, когда его попросили написать о наиболее интересной науке, выбрал иммунологию и написал прекрасную популярную книгу «Тело и антитело».
7
Почти за 200 лет учёным и врачам удалось ликвидировать чёрную оспу, найдены эффективные меры предупреждения полиомиелита, дифтерии и многих других болезней.
Сообщение – об открытии вакцин (выступление учащегося).
14 мая 1796 года английский врач Э.Дженнер показал, что прививки людям возбудителя коровьей оспы предохраняют их от заражения оспой человеческой. Предложенный им метод лечения путём инъекций слабых микроорганизмов получил название вакцинации (от лат. «вакка» — корова) и благодаря ему с 1979 года в мире не зарегистрировано ни одного случая заболевания оспой.
В охоте за микробами принял участие и Луи Пастер. Он сначала безуспешно искал какую-либо неопасно протекающую разновидность сибирской язвы, чтобы, как и Дженнер привить ослабленных возбудителей. Но поиски оказались безуспешными. И тут ему на помощь пришёл счастливый случай. Пастер выращивал бацилл сибирской язвы (бактерий) в инкубаторе, в котором поддерживалась температура животного. Однажды терморегулятор дал сбой. Температура поднялась, бациллы перегрелись, хотя они не погибли, но были повреждены и заболевания уже не вызывали. Пастер заразил этими ослабленными бациллами подопытных животных, у которых после этого выработался иммунитет против сибирской язвы.
6 июля 1885 года Луи Пастер привил вакциной против бешенства мальчика, искусанного бешеной собакой. Этот человек первым получил 13 инъекций вакцины и выжил.
Если иммунитет недостаточен, человек постоянно болеет, вынужден принимать лекарства, последствия – аллергия.
8
Инфекционные заболевания (Слайд № 12)
Возбудители: вирусы, микробы, грибки и т.д. (при температуре -40 сохраняются годами); заразны, быстро распространяются.
Частые инфекционные заболевания: ОРЗ, грипп, корь, коклюш, ветряная оспа, свинка (подчёркнуты «детские болезни» — против них вырабатывается стойкий иммунитет), стобняк, СПИД, сифилис.
Кроме вирусов и микробов наш организм могут ослаблять и другие вещества: алкоголь, лекарственные препараты, курение, наркотики) Слайд № 13
Человек может и должен защищаться от болезнетворных микробов. В настоящее время в медицине существует целый арсенал средств борьбы с инфекционными заболеваниями. Но каковы бы ни были эти средства, устойчивость организма к возбудителям инфекций, и её необходимо всячески повышать.
Слайд № 14 (статистика)
Учащиеся высказываются о мерах профилактики инфекционных заболеваний.
Слайд № 15 («Рецепт» укрепления иммунитета)
Главная профилактическая мера – это здоровый образ жизни: закаливание, соблюдение правил личной гигиены, полноценное питание, чёткий распорядок дня, достаточная двигательная активность.
IV. Закрепление:
Выполнение итогового теста (Приложение 2)
9
V. Рефлексия:
Продолжить фразу. (Инструктивная карта. Приложение 1)
VI. Д/з: изучить §15, выучить все определения, ответить на вопросы после параграфа. Слайд №16
Оценки за урок
Слайд №17
10
Список использованных ресурсов
-
Биология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007
-
Биология: Человек. 8 класс: поурочные планы по учебнику А. Г. Драгомилова, Р.Д. Маша/ авт.-сост. О.Л. Ващенко. – Волгоград: Учитель, 2008.
-
Открытые уроки: Природоведение. Биология: 5-8 классы.- М.: ВАКО, 2009.
-
Тарасов В.В. Иммунитет. История открытий. — М.: Дрофа, 2004.
-
http://festival.1september.ru
11