Урок биологии 8 класс «Заболевание органов дыхания и их профилактика»
Эпиграф: «Пока дышу, надеюсь».
Цели урока:
Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, познакомить их с заболеваниями органов дыхания, рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;
Развивающие: развить умение выбирать верное утверждение, анализировать, обобщать, делать выводы;
Воспитательные: воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом.
Оборудование: компьютер, слайдовая поддержка (презентация), поговорки и пословицы, оборудование для демонстрации опыта: шприц, сигареты, вата.
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте ребята, меня зовут Ольга Васильевна, мне очень приятно с вами познакомиться, очень хочу, чтобы мы с вами сегодня подружились и на уроке помогали друг другу.
2. Мотивация
Как только ребенок рождается, он приветствует мир громким криком. Может он так здоровается? Может и так. Но этот крик имеет и другое, очень важное значение. (слайд1)
А какое?( выслушать ответы детей)
С первым криком расправляются легкие новорожденного, и он начинает дышать. Поэтому все окружающие с нетерпением ждут этого первого крика
3.Постановка проблемы:
Ребята сделайте глубокий вдох и не дышите, насколько это возможно.
Можно ли прожить без воздуха?
Поговорка «Это нам нужно как воздух» выражает особую потребность организма в воздухе. Великий врач древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни».
Без воздуха человек гибнет через несколько минут, лишь немногие люди могут задерживать дыхание до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти, т.к. в организме нет запаса кислорода для дыхания.
Такое чудо — воздух (слайд 2 чистый воздух)
Не сыщите, нигде,
А только на планете,
На матушке Земле.
Его не замечаем,
Его как будто нет,
А перекройте воздух (слайд 3 загрязнение воздуха)
И сразу меркнет свет:
3.Проблемный вопрос:
Когда человек жалуется на затруднённое дыхание?
Когда он …..заболел.
( слайд 4 название темы болезни органов дыхания)
4.Домашнее задание:
У вас на столах находятся карточка домашнего задания, по ходу урока вы можете её заполнять, если вы будете очень внимательными, то к концу урока у вас не останется пустых строк . а это значит вы справились с домашним заданием.
5.Ролевая игра:
Сегодня мы побываем на приёме у врача.
Ребята, а кто из вас мечтает стать врачом?
(выбрать кто желает быть доктором ) посадить за отдельный стол, одежда. фонендоскоп, рецепты лечения болезни, табличка « Врач терапевт»
А кто желает быть артистом и исполнит роль больного?
Выбрать больных, раздать карточки с симптомами болезни.
Вы пришли на приём к врачу. У кабинета врача занять очередь.
Доктор : Кто на приём входите.
Больной 1; Температуры тела (до 38 °C — 40 °C), озноб, боли в мышцах, головная боль и чувство усталости. Выделения из носа, есть выраженное чувство сухости в носу и глотке. сухой, напряжённый кашель, сопровождающийся болью за грудиной. Слайд5 Грипп
Доктор; Уважаемый больной, да у вас грипп. : Вам необходимо принимать жаропонижающие, отхаркивающие, и противокашлевых средства, а также витамины, особенно витамин С в больших дозах. Вам необходим покой, достаточное количество жидкости, следует вам изолироваться от здоровых, избегать курения и спиртных напитков.
Следующий.
На что жалуетесь
Больной 2. Резкая и сильная, иногда умеренная, боль в горле, особенно при глотании, повышенная температура (39-40 градусов, может доходить до 41 градуса), резкая слабость, головная боль. Слайд 6 тонзилит
Доктор. У вас острый тонзиллит (ангина). Назначим лечение; постельный режим, ежечасное полоскание горла раствором соли, а также антибактериальными средствами.
для борьбы с чрезмерно высокой температурой тела, головной болью, и для смягчения болевых ощущений.
В период восстановления — хорошее питание, полноценный сон, избегать контакта со здоровыми людьми, не курить!
Больной3: Во время еды поперхнулся, теперь в горле что-то мешает, особенно во время глотания. Слайд 7 инородное тело
Доктор3 :У вас в дыхательных путях застряло инородное тело. Соблюдайте поговорку «Когда я ем – я глух и нем»
Лечение: больного наклонить вниз лицом и постучать по спине. В тяжёлых случаях хирургическое вмешательство.
Больной4: приступообразный кашель, затруднение вдоха, одышка с отхождением небольшого количества мокроты. Слайд 8 Астма
Доктор4 :Бронхиальная астма сегодня очень распространенное заболевание, серьезное, неизлечимое .. Астма – типично аллергическая болезнь на пыль, на шерсть животных.
Лечение: занятия лечебной физкультурой , дыхательная гимнастика укрепляют дыхательную мускулатуру, способствуют восстановлению нормального механизма дыхания
6.Физминутка. Слайд 9 цветы
Йоги – фанатики дыхания. Они разработали целую систему дыхательной гимнастики. Они убеждены, что, умея контролировать свое дыхание можно не только излечить недуги, но и победить в себе страх, любые «низкие» эмоции.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.
Шарик
представьте, что вы – воздушные шарики. На счёт: 1,2,3, 4 – делаете четыре глубоких вдоха и задерживаете дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхаете.
^ Каша кипит
Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить не менее 8 раз.
7. Назовите причины, вызывающие заболевания органов дыхания( Слайд №10 причины заболевания)
8.Демонстрация опыта:
Оборудование: шприц, вата, сигарета, спички, пинцет
Описание опыта. В медицинский шприц вставляется вата.. Сигарета зажигается и с помощью шприца выкуривается ( Обращается внимание учащихся на цвет ваты, которая поглощает табачный дёготь и становится тёмно жёлтой. Примерно то же самое происходит и в органах дыхания, когда человек курит.
(Слайд11.( болезни курильщиков)
Туберкулёз – хроническое заболевание лёгких, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза или палочка Коха . Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9°С. Основной источник распространения туберкулёза – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулёза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5-1,5 м и содержатся в воздухе около 30-60 минут. С воздухом они проникают в лёгкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед. препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: иметь своё полотенце, отдельную посуду и т.д.
Рак лёгкого – одно из наиболее распространённых злокачественных опухолей Как образуются опухоли . Многолетнее курение табака приводит к разрушению эпителия дыхательных путей. Эпителиальные клетки теряют реснички и становятся гладкими. Клетки, лежащие под ними начинают размножаться, чтобы восполнить поверхностный слой. В процессе такого быстрого деления часть клеток становится злокачественными.
Хронический бронхит Хроническое воспаление слизистой оболочки бронхов развивается в результате длительного стажа курения . Основными симптомами хронического бронхита является кашель, особенно утренний, который продолжается более 2-х лет. Также хронический бронхит (пылевой или токсический) может развиваться у людей, работающих на предприятиях при контакте с пылью или химическими веществами. и развивается дыхательная недостаточность.
Как вы думаете, почему подростки курят?
(слайд 12 причины побуждающие подростков курить)
9. Работа творческих групп: (3 мин)
слайд13 статистические данные
1.Составить памятку курильщику (Слайд14 памятка курильщику)
На столах разрезанные строчки, расположить в соответствии с картинкой на слайде.
2.. Нарисуйте на образце пачки сигарет, что, по-вашему мнению, должно быть изображено на ней: чтобы подростки их не покупали, чтобы люди помнили о вреде курения для их здоровья выбрать лучший проект от группы и защитить
3.Составить правила профилактики заболеваний органов дыхания
Назвать их. Слайд 15
Д.З заполнить таблицу стр 144-145 слайд16
10 Рефлексия слайд 17
1. Что я узнал важное для себя…
2. Знания, полученные на уроке мне…
11. Итог урока
Спасибо вам за урок, за вашу работу вы были молодцы.
Выставление оценок
Великий римский поэт Овидий сказал: «Пока дышу, надеюсь». Действительно, человек надеется на лучшую жизнь, на удачу, успех, а чтобы всего этого добиться он должен оставаться здоровым. Желаю вам всегда оставаться здоровыми и жизнерадостными.