«Организм как единое целое»

Урок биологии в 10 классе

Из опыта работы

учителя биологии

I квал.категории

МОУ НСОШ №1

Головенькиной А.Н.

Аннотация:

Урок завершающий тему Индивидуальное развитие организмов, с обобщающими формами работы.

Цель: Содействовать самообучению учащихся.

Способствовать формированию умений самостоятельного поиска, анализа нового материала, выявление и применение значимых в данный момент знаний. Развивать умение информационно-коммуникативного общения.

Воспитывать инициативность, коллективистическую идентификацию: гуманность, как забота о товарище, так и требовательность к нему.

Оборудование: Карточки с индивидуальными и групповыми заданиями,

таблица, иллюстрирующая уровни организации живой природы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний:

    1. Индивидуальная работа по разноуровневым карточкам.

    2. Устный фронтальный опрос домашнего задания под руководством ученика-консультанта.

    3. Прием «горячий стул»: ученик сидит спиной к доске, одноклассники дают определение термина написанным на доске, задача ученика – их угадать. Термины: двойное оплодотворение, бесполое размножение, интерфаза, профаза I, бластула, зигота.

  1. Новая тема:

    1. Введение:

    2. Мы уже познакомились с процессом деления клеток, бесполым и половым способами размножения, с эмбриональным и постэмбриональным развитием. На рост и формирование организмов оказывают влияние факторы окружающей среды. На ранних стадиях развития защитные системы еще не сформированы, поэтому зародыш и окружен специальными оболочками. Однако есть факторы, перед которыми данная защита оказывается недостаточной, причем их можно избежать (сообщения учащихся о вреде влияния алкоголя и курения на развитие зародыша человека).

Со временем у организмов формируются механизмы саморегуляции, сохранение целостности. Определить их – задача нашего урока.

Тема урока: Организм как единое целое.

      1. Если одноклеточный организм устроен просто, то у многоклеточного не только клетки различаются по форме и размерам, но и есть разнообразные ткани строго выполняющие свою функцию.

Какие у вас возникают ассоциации при слове многоклеточный организм?

Рассказ учителя: Одним из механизмов обеспечивающих сохранность, целостность организмов является постоянное приспособление к окружающей среде.

Существует два уровня приспособления организмов к окружающей среде:

  1. Клеточный – происходит на уровне клеток, характерен и для одноклеточных и для многоклеточных организмов. Например: В весенний период происходит активный рост организма и не просто синтез белка в рибосомах клетки, как строительного материала, но и образование полисом.

  2. Тканевый – происходит на уровне тканей, характерен многоклеточных организмов. Например: при тренировках у атлетов развивается мышечная система, а у стрелков или охотников – особая острота зрения.

      1. Каким образом еще поддерживается сохранность и целостность организма? Ответ на этот вопрос найдете самостоятельно, согласно инструкционной карточке. Время на работу – 7 минут. Работать будете в группах по 4 человека, руководитель группы предоставит устный отчет.

Инструкционная карточка № 1:

  • Прочитать текст саморегуляция, устно дать определение. Из текста выявить способы поддержания стабильности организации живого; перечислить в тетради.

    • Вспомните, какие системы органов у животных являются регулирующими обмен веществ. Приведите примеры устно.

      • Прочитайте текст анабиоз, запишите определение в тетради. Подумайте, является ли анабиоз примером саморегуляции? Как можно использовать знания о анабиозе в практической деятельности?

Инструкционная карточка № 2:

  • Прочитать текст биологические часы, дайте определение в тетради. Устно приведите примеры.

    • Многие утверждают, что ночью в тишине гораздо продуктивнее подготовка к экзаменам, чем днем. Согласны ли Вы с этим? Обоснуйте ответ.

      • Найдите, когда колебания внутренней среды организма можно рассматривать, как один из факторов поддерживающих ее постоянство.

По инструкционной карточке ученикам предлагается выполнить задания разного уровня:

  • базовый – содержание составляют задания, с помощью которых может быть обеспечено достижение стандартных требований к ЗУНам;

  • дополнительный – задания «обогащают» знания, расширяют кругозор и развивают «жажду» познания;

  • развивающий – материал стимулирует развитие ребенка, способствует росту самопознания, формированию личностной позиции.

Уровни изучения материала обозначаются символами:

  • Базовый

    • Дополнительный

      • Развивающий

  1. Закрепление:

    1. Отчет по групповой работе.

Ответы учащихся разных групп.

    1. Проблемные вопросы согласно новой темы:

  • Маки и тюльпаны – влаголюбивые растения. Почему они могут расти пустынях? Какой уровень приспособленности: клеточный или тканевый?

  • Интересный факт: осенью деревья растущие вдоль освещенных аллель дольше не сбрасывают листву. Объясните это явление.

    1. Благодаря чему организм является единым целым?

    2. Подведение итогов по ассоциациям.

  1. Подведение итогов, выставление оценок в журнал.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here