Плод. Разнообразие и значение плодов в жизни растения.
Мехрякова Светлана Михайловна, МБОУ «СОШ №2», учитель биологии, г.Саянск Иркутской обл.
Предмет (направленность): биология
Возраст детей: 6 класс
Задачи:
Предметные:
Формировать понятие о плодах и особенностях их строения;
изучить разнообразие плодов;
продолжить формировать умение выделять главные признаки в характеристике органов растений;
подвести учащихся к выводу о родстве цветковых.
Метапредметные:
способствовать развитию логических операций, через составление логических цепочек, схем, работу с таблицей (синтез , анализа, делать выводы);
выявление причинно- следственных связей «строение – функция»,
стимулировать развитию навыков познавательного интереса,
развивать исследовательские учебные умения.
Личностные :
воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе, экологическую культуру;
продолжить формировать коммуникативных умения, через работу в паре (мини-группе).
Тип урока: комбинированный, с использованием технических средств обучения интерактивной доски.
Методы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядно-образный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая (по парам).
Оборудование: муляжи плодов, коллекции семян и плодов, информационные листы (приложение1), мультимедийное оборудование, учебник биологии.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
— Работа по составлению схемы «Органы растения» (Например, приложение 2)
Фронтальная беседа по вопросам :
Какое главное отличие всех органов растения друг от друга? (одни участвуют в размножении, другие нет).
Как называются органы, не участвующие в размножении? (вегетативные)
Как называются органы, участвующие в размножении? (генеративные)
Давайте постараемся составить на доске схему из предложенных слов (корень, побег, лист, почка,соцветие, цветок, плод, соцветие).
Какие органы растения мы уже изучили? (стебель, лист, корень, цветок, соцветие, плод и т.д. ).- (отметить смайликом на схеме).
Давайте вспомним строение цветка. (На слайде под цифрами скрываются части цветка, установите соответствие.(5-7 минут)
Взаимоконтроль. Попробуем самостоятельно оценить работу:
если 1 ошибка «5», 2-3 ошибки «4», 4-6 ошибок «3»,
кто сделал больше 6 ошибок? ( вызвать два – три ученика для повторения строения цветка — модель «Цветок»)
Какую роль в жизни растения играет цветок? (участвуют в размножении)
Соберите логическую цепочку из предложенных терминов. Объясните свое решение.
(цветение- опыление-оплодотворение- плодоношение)
Oснова всей жизни на Зeмлe – растeния, их зeленые стeбли, листья, корни, плоды и сeмeна. Жизнь любого растения начинается с семян.
После того как цветок отцвел, наступает новый этап в его развития.
Что образуется на месте цветка у цветкового растения? (плод)
III. Изучение нового материала.
Запишем тему урока. Плод. Разнообразие и значение плодов.
А как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Что мы должны узнать? (запишем вопросы на доске)
Сформулируйте задачу урока.
1. Значение плода в жизни растения.
беседа по вопросам:
Все ли растения имеют плод? (нет, существуют споровые растения).
А как вы думаете, почему в ходе эволюции появился плод? (Зачем плод необходим растениям):
-
обеспечивают защиту,
-
развитие и созревание семян,
-
осуществляют их распространение по земной поверхности.
Благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют покрытосеменными.
А сейчас еще раз вспомним о чем мы говорили в начале урока и подумаем
что мы уже знаем о этом органе растения? ( генеративный орган, образуется на месте цветка, содержит в себе семена , плод образуется в результате ряда изменений, происходящих в цветке после опыления и оплодотворения)
Итак, вы уже можете ответить на вопрос «Что такое плод?». Составьте определение самостоятельно (2-3 человека спросить)
Плод – это генеративный орган растений, развивающийся из цветка, и содержащий в себе семена .
2. Строение плода.
Теперь рассмотрим строение.
Плод состоит из околоплодника и семян. (постарайтесь собрать логическую схему понятий) (зарисуйте схему строения)
Все ли слова здесь для вас знакомы? (нет, околоплодник — новый термин)
В образовании околоплодника участвует основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе. Основная функция околоплодника – защита формирующегося семени от механических повреждений, пересыхания и различных неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Запишите: Околоплодник – это разросшиеся и видоизмененные стенки завязи.
3. Многообразие плодов.
Подумайте, чем отличаются эти плоды? ( количество семян, околоплодником)
Все плоды делятся на группы по трем признакам:
1. по типу околоплодника. В зависимости от количества воды в околоплоднике плоды разделяются на сочные и сухие.
2. по количеству семян: односемянные и многосемянные.
3. образование плода
Если в цветке один пестик, то плод развивается простой,
а если в цветке несколько пестиков – плод сложный.
Соплодие образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое
В ходе эволюции у всех организмов, включая растения, выработались приспособления, поэтому в природе существует огромное разнообразие плодов, что связано с образованием различных приспособлений у растений к распространению семян.
Чтобы разобраться, давайте с ними познакомимся на практике. На столах информационные листы (приложение1) и разные плоды ( муляжи, коллекция плодов и семян). Информационные листы помогут вам самостоятельно изучить многообразие плодов и их названия
Лабораторная работа «Классификация плодов»
Цель: изучить многообразие и классификацию плодов.
Оборудование: лоток, коллекция плодов, раздаточный материал, учебник.
Задание:
-
Рассмотреть плоды, которые находятся на вашем столе. С помощью приложения определите их названия.
-
Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные.
-
Заполните таблицу: (в графе 1, 2, 3, 4 – просто поставьте знак « +»)
Название плода | Тип плода | Какие растения имеют такой плод | ||||
1. Сочный | 2. Сухой | 3. Односемянной | 4. Многосемянной | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: Плоды бывают _______ и ________, _________ и _____________. Они могут распространяться__________, _______, __________. Для этого они имеют приспособления__________, _________, _________ .
Давайте проверим, что получилось? (3-4 примера)
IV. Закрепление.
-
Что лишнее и почему? ( приложение 3 — презентация)
-
Сопоставьте плоды растений и их типы.
-
Выберите из перечисленных плодов только многосемянные.
Итак , подведем итог: вопросы которые мы ставили в начале урока.
Сформулируйте выводы к уроку.
V.Рефлексия
-
Что узнали?
-
Чему научились?
-
Что было самым интересным на уроке?
-
Что было самым трудным?
VI. Подведение итогов урока.
Выставление оценок учащимся за выполнение проверочного теста, за работу на уроке.
VII. Задание на дом. § 24 Проанализировать записи в тетрадях и выполнить одно из заданий:
а) придумать кроссворд «Плоды»;
б) написать сочинение – «Мой любимый плод» (указать признаки, изученные сегодня + тему «Семя»).