Плод. Разнообразие и значение плодов в жизни растения.

Мехрякова Светлана Михайловна, МБОУ «СОШ №2», учитель биологии, г.Саянск Иркутской обл.

Предмет (направленность): биология

Возраст детей: 6 класс

Задачи:

Предметные:

Формировать понятие о плодах и особенностях их строения;

изучить разнообразие плодов;

продолжить формировать умение выделять главные признаки в характеристике органов растений;

подвести учащихся к выводу о родстве цветковых.

Метапредметные:

способствовать развитию логических операций, через составление логических цепочек, схем, работу с таблицей (синтез , анализа, делать выводы);

выявление причинно- следственных связей «строение – функция»,

стимулировать развитию навыков познавательного интереса,

развивать исследовательские учебные умения.

Личностные :

воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе, экологическую культуру;

продолжить формировать коммуникативных умения, через работу в паре (мини-группе).

Тип урока: комбинированный, с использованием технических средств обучения интерактивной доски.

Методы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядно-образный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая (по парам).

Оборудование: муляжи плодов, коллекции семян и плодов, информационные листы (приложение1), мультимедийное оборудование, учебник биологии.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

— Работа по составлению схемы «Органы растения» (Например, приложение 2)

Фронтальная беседа по вопросам :

Какое главное отличие всех органов растения друг от друга? (одни участвуют в размножении, другие нет).

Как называются органы, не участвующие в размножении? (вегетативные)

Как называются органы, участвующие в размножении? (генеративные)

Давайте постараемся составить на доске схему из предложенных слов (корень, побег, лист, почка,соцветие, цветок, плод, соцветие).

Какие органы растения мы уже изучили? (стебель, лист, корень, цветок, соцветие, плод и т.д. ).- (отметить смайликом на схеме).

Давайте вспомним строение цветка. (На слайде под цифрами скрываются части цветка, установите соответствие.(5-7 минут)

Взаимоконтроль. Попробуем самостоятельно оценить работу:

если 1 ошибка «5», 2-3 ошибки «4», 4-6 ошибок «3»,

кто сделал больше 6 ошибок? ( вызвать два – три ученика для повторения строения цветка — модель «Цветок»)

Какую роль в жизни растения играет цветок? (участвуют в размножении)

Соберите логическую цепочку из предложенных терминов. Объясните свое решение.

(цветение- опыление-оплодотворение- плодоношение)

Oснова всей жизни на Зeмлe – растeния, их зeленые стeбли, листья, корни, плоды и сeмeна. Жизнь любого растения начинается с семян.

После того как цветок отцвел, наступает новый этап в его развития.

Что образуется на месте цветка у цветкового растения? (плод)

III. Изучение нового материала.

Запишем тему урока. Плод. Разнообразие и значение плодов.

А как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Что мы должны узнать? (запишем вопросы на доске)

Сформулируйте задачу урока.

1. Значение плода в жизни растения.

беседа по вопросам:

Все ли растения имеют плод? (нет, существуют споровые растения).

А как вы думаете, почему в ходе эволюции появился плод? (Зачем плод необходим растениям):

  • обеспечивают защиту,

  • развитие и созревание семян,

  • осуществляют их распространение по земной поверхности.

Благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют покрытосеменными.

А сейчас еще раз вспомним о чем мы говорили в начале урока и подумаем

что мы уже знаем о этом органе растения? ( генеративный орган, образуется на месте цветка, содержит в себе семена , плод образуется в результате ряда изменений, происходящих в цветке после опыления и оплодотворения)

Итак, вы уже можете ответить на вопрос «Что такое плод?». Составьте определение самостоятельно (2-3 человека спросить)

Плод – это генеративный орган растений, развивающийся из цветка, и содержащий в себе семена .

2. Строение плода.

Теперь рассмотрим строение.

Плод состоит из околоплодника и семян. (постарайтесь собрать логическую схему понятий) (зарисуйте схему строения)

Все ли слова здесь для вас знакомы? (нет, околоплодник — новый термин)

В образовании околоплодника участвует основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе. Основная функция околоплодника – защита формирующегося семени от механических повреждений, пересыхания и различных неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Запишите: Околоплодник – это разросшиеся и видоизмененные стенки завязи.

3. Многообразие плодов.

Подумайте, чем отличаются эти плоды? ( количество семян, околоплодником)

Все плоды делятся на группы по трем признакам:

1. по типу околоплодника. В зависимости от количества воды в околоплоднике плоды разделяются на сочные и сухие.

2. по количеству семян: односемянные и многосемянные.

3. образование плода

Если в цветке один пестик, то плод развивается простой,

а если в цветке несколько пестиков – плод сложный.

Соплодие образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое

В ходе эволюции у всех организмов, включая растения, выработались приспособления, поэтому в природе существует огромное разнообразие плодов, что связано с образованием различных приспособлений у растений к распространению семян.

Чтобы разобраться, давайте с ними познакомимся на практике. На столах информационные листы (приложение1) и разные плоды ( муляжи, коллекция плодов и семян). Информационные листы помогут вам самостоятельно изучить многообразие плодов и их названия

Лабораторная работа «Классификация плодов»

Цель: изучить многообразие и классификацию плодов.

Оборудование: лоток, коллекция плодов, раздаточный материал, учебник.

Задание:

  1. Рассмотреть плоды, которые находятся на вашем столе. С помощью приложения определите их названия.

  2. Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

  3. Заполните таблицу: (в графе 1, 2, 3, 4 – просто поставьте знак « +»)

Исследуемое растение

Название плода

Тип плода

Какие растения имеют такой плод

1. Сочный

2. Сухой

3.

Односемянной

4.

Многосемянной

Вывод: Плоды бывают _______ и ________, _________ и _____________. Они могут распространяться__________, _______, __________. Для этого они имеют приспособления__________, _________, _________ .

Давайте проверим, что получилось? (3-4 примера)

IV. Закрепление.

  • Что лишнее и почему? ( приложение 3 — презентация)

  • Сопоставьте плоды растений и их типы.

  • Выберите из перечисленных плодов только многосемянные.

Итак , подведем итог: вопросы которые мы ставили в начале урока.

Сформулируйте выводы к уроку.

V.Рефлексия

  • Что узнали?

  • Чему научились?

  • Что было самым интересным на уроке?

  • Что было самым трудным?

VI. Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащимся за выполнение проверочного теста, за работу на уроке.

VII. Задание на дом. § 24 Проанализировать записи в тетрадях и выполнить одно из заданий:
а) придумать кроссворд «Плоды»;

б) написать сочинение – «Мой любимый плод» (указать признаки, изученные сегодня + тему «Семя»).

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here