Е.А. Ладонникова – учитель биологии
МКОУ «Кондровская средняя общеобразовательная школы №4».
Представляю урок изучения нового материала «Эволюция кровеносной системы» по учебнику В.В.Латюшина, В.А.Шапкина «Биология. Животные. 7класс», предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплект по биологии, созданный на основе программы под руководством В.В.Пасечника.
Урок соответствует принципам личностно-ориентированного обучения, используется метод ОК и ОС, разработанный В.М.Шаталовым, ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшулера, информационно-коммуникативные технологии.
Урок по технологии личностно-ориентированного обучения.
Урок-изучение нового материала по теме:
«Эволюция строения и функций органов и их систем»
«Кровеносная система. Кровообращение.»
Цели:
— дать представления о строении кровеносной системе и функциях органов кровообращения, значении кровообращения;
-сформировать представление об эволюции кровеносный системы и её органов, её усложнении разных систематических группах;
— продолжить формирование знаний об эволюции строения и функциях органов и их систем;
-развивать общие способности (логическое мышление, систематизировать, обобщать, устанавливать связи, умение анализировать и делать выводы);
— развивать познавательную активность, задуматься над его внутренней сутью;
— развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, взаимопроверке, самоконтроле;
-воспитывать культуру умственного труда;
— продолжить воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдения дисциплинарных установок.
Оборудование и оформление:
на доске(магнитная доска): тема, девиз: «Есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и ещё больше таких, которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно… А.И.Герцен», опорные сигналы, модели эволюционных групп животных; модели кровеносных систем, термины;
таблицы: «Кровеносная система. Тип Хордовые»
раздаточный материал: конверты с моделями эволюционных групп животных и кровеносных систем, инструктивные карточки, зоологические тренажёры, задания для групп;
электронные наглядные пособия: «Биология 6-9кл — 1 СД for Windows»
Поочерёдно вывешиваются термины, ОС, модели.
ТСО:
мультимедиа-проектор, компьютер, экран
Ход урока:
Оргмомент,
настрой на урок,
актуализация темы (Стадия вызова) создание эмоционального настроения учащихся, формирование интереса к уроку, постановка учебной задачи.
На доске эпиграф:
«Есть бездна вещей, которых мы просто не знаем,
и ещё больше таких, которые знаем дурно,
бессвязно, отрывочно, даже ложно…» А.И.Герцен
Вступительное слово учителя
— Эти слова, я выбрала неслучайно, сегодня на уроке, вы узнаете много нового и интересного.
Вывод на тему
— Какую общую тему вы изучаете?
(Эволюция строение и функций органов и их систем)
— Что такое эволюция? (Это историческое развитие животного мира)
Эволюция – это историческое развитие.
При изучение многообразия животного мира, перед вами разворачивалась картина постепенного развития животных от низших к высшим, они становились всё более сложными по строению, образу жизни, поведению. Вместе с совершенствованием их строения развивались и функции тканей, органов, систем органов, организма в целом.
(демонстрация эволюционного дерева — родословная жив. мира)
— Эволюцию, каких органов и систем органов вы изучили? (Покровы тела, опроно-двигательная система, способы передвижения, органы дыхания, органы пищеварения)
— Какую функцию выполняет дыхательная система? (доставка кислорода клеткам, осуществления газообмена)
— Какую функцию выполняет пищеварительная система? (поступление и переваривание питательных веществ необходимых для роста и развития, являющихся источником энергии)
-(Знаете ли вы как доставляется пит. вещ. и кислород к тканям и клеткам?)
-Скажите, с помощью чего и как получают питательные вещ. и кислород клетки и ткани организма? (с помощью кровеносной системы, крови)
— А изучали ли вы ли строение кровеносной системы, и как происходило её историческое развитие?
(Да, действительно, при изучении групп животных вы знакомились с общими признаками)
-Какова тема урока? (Кровеносная система. Эволюция кровеносной системы)
Записываю на доске, уч-ся в тетради.
Объявление темы и целей урока.
— Сегодня на уроке вы узнаете, каково строение кровеносной системы,
каким образом доставляется пит.вещ. и кислород, а также проследим за тем как усложнение в организме животных влияло на изменения в усложнение кровеносной системе, т. е. познакомитесь с эволюцией кр.системе.
Создание положительного самоопределения в деятельности на уроке (программирование на успех)
-По изучению новой темы любой из вас может заработать отметку, и возможно не одну, лимита на отметки нет.
Изучение нового материала,
отработка умений и навыков
Деятельность учащихся | |
Рассказ о животных, которые не имеют кровеносной системы. — Каждая клетка организма выполняет определённую работу и нуждается в постоянном притоке кислорода и питательных веществ, а также в удалении продуктов обмена. Все эти процессы осуществляются через кровеносную систему, омывая клетки тканей и органов, кровь приносит к ним кислород и пит. вещ-ва, забирая продукты обмена. Кроме этого кровь переносит вещ-ва, выделяемые железами внутренней секреции, с помощью которых регулируется деятельность организма. Далеко не у всех животных есть кровеносная система. Выясните, какие животные не имеют кровеносной системы и почему? Найдите ответ в параграфе 41, стр.215, абзац 1
Спрашиваю нескольких: — Итак, какие животные не имеют кр.системы? (Простейшие, губки, кишечнополостные, плоские черви с d=.до 1мм, т.к.процессы жизнедеятельности каждая клетка в организме осуществляет самостоятельно) Совершенно верно.
Работа с терминами (на доске-записи, схемы, ОС) — С увеличением размеров и сложности строения организма увеличивается и расстояние, которое приходится преодолевать веществам в организме. В связи с этим появляется транспортная система, в которой вещества переносятся с током жидкости. Такой системой большинства организмов яв-ся кровеносная. Она состоит из сердца и кровеносных сосудов (ОС – вывешиваю на доску). Сосуды, несущие кровь от сердца, называются артериями, самая крупная артерия называется аортой (вывешиваю опору, термин, рисую схему), а к сердцу – венами (вывешиваю опору, термин, рисую схему) Между ними располагаются многочисленные сосуды с очень тонкими стенками – капилляры. (Термины на доску, схемы) Капилляры – это мельчайшие кровеносные сосуды, с очень тонкими стенками запишите в тетрадь — проговорите термины своему товарищу по парте.
-Впервые кр.система в примитивном виде появляется у кольчатых червей (модель-показ). Она образована спинным и брюшным кр.сосудами, соединенными между собой кольцевыми сосудами. Кровь движется по спинному сосуду к головному концу, а по брюшному — к хвостовому. Кровь постоянно находится в кр.сосудах и не изливается в полость. Такая кр.система называется замкнутой. (ОС,термины на доску, схемы) —Кровеносная система моллюсков и членистоногих незамкнутая. (модель-показ) Кровь выливается в специальную полость тела, непосредственно омывает внутренние органы. а затем снова собирается в сосуды. — Запишите в тетрадь, проговорите своему соседу.
— У всех хордовых, начиная с ланцетника, кровеносная система замкнутая. У ланцетника сердце отсутствует. Давайте проследим, каким образом изменялась кр.система хордовых с усложнением организма. Ланцетник.
— Итак, кровь, насыщенная кислородом называются артериальной, Кровь насыщенная углекислым газом – венозной. (термины, схема) Запишите в тетрадь, проговорите своему соседу.
-Кровеносная система позвоночных животных в дальнейшем усложняется. Так у рыб, система замкнутых кровеносных сосудов, образует круг кровообращения (показ на модели). Сердце рыб двухкамерное. (ОС) Рыбы
( ОС, термины, схема – стрелками) Запишите в тетрадь, проговорите своему соседу
Земноводные -У земноводных и пресмыкающихся происходит дальнейшее усложнение кровеносной системы. В связи с наземном образом жизни у них появляются легкие. Сердце у земноводных трёхкамерное: два предсердия и желудочек и два круга кругообращения: большой и малый. (ОС)- показ на модели Просмотр слайда 3. – Какая кровь поступает к тканям и клеткам Земноводных из сердца? (смешанная) -Как называется круг кровообращения, который связан с легкими? (малый) — Что происходит с кровью в легких? (отдаёт углекислый газ, насыщается кислородом, становится артериальной)
Пресмыкающиеся. 4. -А в чём усложнение сердца у пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Найдите ответ в тексте стр.216, третий абзац сверху. Расскажите об этом своему товарищу. В ходе обсуждения вывешиваю ОС – сердце с неполной перегородкой.
Птицы и млекопитающие. У птиц и у млекопитающих кровеносная система тоже замкнутая и так же существует два кругообращения.(модели) Сердце четырёхкамерное (ОС) два предсердия два желудочка.
— Мы знаем, что малый круг кровообращения проходит через легкие и кровь становится артериальной, а к тканям и клеткам кровь поступает по большому кругу кровообращения. (работа с таблицей) 5.- Проследите, движение крови по большому кругу кровообращения у млекопитающих. -А теперь, работаем в парах используя материал учебника стр.216, последний абзац, вставьте в предложенный текст пропущенные слова. Кто первый выполнить, может записать на доске в столбик пропущенные слова. У птиц и млекопитающих сердце четырёхкамерное и состоит из двух предсердий и двух желудочков. Кровеносные сосуды …………….. круга кровообращения начинаются с левого желудочка. По ним течёт ………… кровь. Она собирается в ……….. и впадает в правое предсердие. Кровеносные сосуды малого круга кровообращения начинаются от …………….. желудочка и сообщаются с легкими. В них кровь становится артериальной и возвращается в …………. предсердие.
Проверка по тесту в презентации. (слайд №1)
— Итак, ребята, практически у всех животных имеется специальная система для транспорта и распределения веществ в организме. По мере усложнения строения самого животного, происходило усложнение и кровеносной системы. Откройте учебник стр.217. Рассмотрите рис. 163, 164. выполните задание по инструктивной карточке. Задание с учебником, работа в парах
Инструктивная карточка 1.Рассмотрите рис. 163., стр.217 выделите: -У каких животных незамкнутая система кровообращения? 2.Рассмотрите рис. 164., стр.217 выделите: 3.Расскажите друг другу: -У каких животных замкнутая система кровообращения? -Как происходит усложнение в строении сердца? -Как происходит усложнение кругов кровообращения? (контроль за деятельность уч-ся)
— У вас на партах в конверте №2 найдите модели жив. и их кр. систем. Соотнесите изображение животного с типом кровеносной системы, наложив друг на друга. Работаем в парах. Хожу и проверяю — Молодцы, все справились с заданием.
| Слушание.
Индивидуальная работа с учебником
Слушание
Отвечают на вопросы учителя. Заполняет опорные схемы
Работа в тетради Каждый термин проговорить соседу (парная)
Работа в тетради Каждый термин проговорить соседу (парная)
Работа в тетради Каждый термин проговорить соседу (парная)
Работа в тетради Каждый термин проговорить соседу (парная)
Индивидуально-парная работа
Индивидуально-парная работа
-Парная работа (возможно групповая)
Парная Ответы на вопросы, включение в деятельность на построение моделей кровеносных систем |
Закрепление
Обобщение
(если осталось время) Игра «Кто быстрее» — три ряда получают листочки, на которых указано количество камер сердца. Учащимся нужно записать на листочках пример животного с таким количеством камер в сердце (не повторяясь) и передать его по ряду назад.
— Итак, сегодня на уроке мы узнали много нового и интересного, пополнили свой багаж знаний, чтобы убедится в том , что наши знания прочные, выполним ещё одно задание.
Тест одного урока (на термины, усложнение кровеносной системы разных групп животных)
На сладе (слайд № 2) слово «невежество» — Что означает это слово? (темнота, незнание)
— Сейчас мы будем искоренять невежество не только на доске, но и в наших умах. (Программированный опрос) — (работа с мультимедиа-проектором) выбрать правильный ответ. В конверте цветные сигналы – поднимать в соответствии с правильным ответом. (А- красный, Б – голубой, В – жёлтый). Убираю по одной букве, открываются цветовые сигналы – проверяют.
Программированный тест: Н Е В Е Ж Е С Т В О
1. Какую функцию выполняет кровеносная система?
А — обеспечивает ткани и клетки питательными веществами;
Б — обеспечивает ткани и клетки кислородом
В — обеспечивает ткани и клетки питательными веществами и кислородом, а также удаляет продукты распада.
2. У каких животных нет кровеносной системы?
А – у членистоногих;
Б – у простейших и кишечнополостных;
В – у хордовых.
3. По каким сосудам кровь идёт от сердца?
А — по артериям;
Б – только по капиллярам;
В — по венам;
4. По каким сосудам кровь идёт к сердцу?
А — по артериям;
Б – только по капиллярам.
В — по венам;
5. Как называют кровеносную систему, где кровь выливается в специальную полость тела, непосредственно омывает внутренние органы. а затем снова собирается в сосуды.
А — незамкнутая;
Б — замкнутая;
В – нет определённого названия
6. Как называют кровеносную систему, где кровь постоянно находится в кр.сосудах и не изливается в полость.
А- незамкнутая;
Б-– нет определённого названия;
В – замкнутая;
7.Как называют кровь, насыщенную кислородом?
А — смешанной;
Б – артериальной;
В – венозной.
8. Сколько кругов кровообращения в кровеносной системе Земноводных?
А- 1;
Б- 3;
В— 2.
9. Какое усложнение в строение сердца имеют Пресмыкающиеся по сравнению с Земноводными?
А – все имеют трёхкамерное сердце;
Б — имеют трёхкамерное сердце с неполной перегородкой;
В – все имеют четырёхкамерное сердце.
10.Как шла эволюция кровеносной системы?
А — по пути создания высокоорганизованной кровеносной системы;
Б — по пути упрощения кровеносной системы;
В – по пути, который не зависит от усложнения организма.
-Поднимите руку, кто не ошибся ни разу? (Молодцы)
— Кто ошибся один-два раза? (Неплохо, дома обратите, внимание на эти вопросы)
— Кто больше? (Вам надо обстоятельно проработать параграф)
Домашнее задание
— Дома, с помощь параграфа № 41, записей в тетради заполните таблицу (слайд №3):
Что я узнал нового |
Что я ещё хотел бы узнать | |
|
|
|
По желанию: представите, что произойдёт с лягушкой, если у неё будет четырехкамерное сердце? Задание можно представить в любом виде: составить научную статью, сочинить сказку, нарисовать рисунок и т.п.
Оценка деятельности
и выставление отметок
-Что вы узнали?
-Что движется по сосудам?
-Какова роль и состав крови? Вы знаете?
Об этом вы узнаете на следующем уроке.
-Вы все сегодня поработали очень хорошо. Посмотрите, сколько новых терминов и понятий вы узнали. За это я хочу поощрить вас гематогеном — препаратом, который повышает умственную активность человека, чтобы вы работали также активно и на последующих уроках по другим предметам.
А как связан гематоген и умственная активность, как связаны особенности состава и функции крови вы узнаете на следующем уроке, со своим учителем. Выставление отметок.