1001 идея интересного занятия с детьми
» ИММУНИТЕТ. ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ»
Хохлова Екатерина Витальевна
МКОУ «Углянская СОШ»
учитель биологии
Воронежская область Верхнехавский район
Биология.
8 класс
Место проведения: класс
Тема урока: » Иммунитет»
цели урока: сформировать понятие «иммунитет», познакомить учащихся с системами и видами иммунитета, развивать монологическую речь, умение устанавливать причинно-следственные связи, давать научное обоснование гигиеническим мероприятиям.
Ход урока:
1) Организационный момент
2) Проверка домашнего задания (карточки)
по теме » Кровь, её строение и функции»
Ф.И. Какие утверждения верны? По теме: « Кровь, её функции и строение» 2 вариант 1.Тканевая жидкость – это вид соединительной ткани 2.Лимфа – это прозрачная жидкость с лимфоцитами 3.Плазма крови состоит из воды, минеральных и органических веществ 4.Эритроциты ядерные клетки, бесцветные. 5.Лейкоциты – живут 8 дней, имеют ядро и способны передвигаться 6.Фагоцитоз – выполняют тромбоциты 7.Эритроциты – содержат гемоглобин и железо 8.Форменные элементы образуются в костном мозге 9.Лейкоциты – это фрагменты клеток костного мозга 10.Свертываемость крови выполняют тромбоциты 11.Лейкопласты – это клетки крови 12. И.И.Мечников открыл явление фагоцитоз 13.Тромбопластин это белок в плазме 14.Фибрин – это белковые нити 15.Свертывание крови происходит несколько часов 16.В плазме крови содержится глюкоза 17.Тромбоциты живут 100 дней 18Артериальная кровь – богата кислородом |
Правильные ответы: 2,3,5,7,8,10,12,14,16,18
3) Сообщение темы и цели урока
4) Изучение нового материала
ИММУНИТЕТ — это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.
Иммунитет
Естественный Искусственный Врожденный-Приобретенный Активный-Пассивный
Прививка и сыворотка
Вакцина — ослабленные микробы
Сыворотка — содержит необходимые антитела. Получают из плазмы крови болевших животных или людей.
Прививка — введение в организм ослабленных или убитых возбудителей инфекционного заболевания. прививка может вызвать заболевание в ослабленной форме.
Антитела (иммуноглобулины) — молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие чужеродного вещества — антигена. Каждое антитело распознает свой антиген.
Антиген — бактерии, вирусы.
Лимфоциты (Т и В) — имеют на поверхности клеток рецепторы, способные распознавать «врага», образуют комплексы «антиген-антитело» и обезвреживают.
Лимфоциты Т :
1) Т-киллеры (убийцы) 2) Т — супрессоры (угнетатели) 3) Т — хелперы (помощники) — клеточный иммунитет
Лимфоциты В:
1) клетки памяти ( приобретенный иммунитет) — обеспечивают вторичный иммунный ответ
Э.Дженнер — анг.врач он втер в ранку восьмилетнему мальчику жидкость из гнойника коровы, т.е. сделал первую прививку. Через 1,5 месяца он заразил ребенка натуральной оспой, но мальчик переболел её в легкой форме.
Переливание крови:
ИЗ ИСТОРИИ:
В 1667 — было проведено первое успешное переливание крови животного ягненка к юноше, который погибал от многократного кровопускания. После 4 раза юноша умер. Опыты запретили.
В 1819г. — акушер Дж. Бланделл — перелил кровь от человека к человеку.
В 1832г. — Г.Вольф — спас женщину после родов, которая потеряла много крови.
В 19001г. — К.Ландшейнер — перелил кровь, и открыл группы крови. (Получил Нобелевскую премию)
В 1940г — обнаружили резус — фактор (85% -+)
Резус — фактор — это особый белок (агглютиноген у 15% людей это белка нет)
Донор — человек, отдающий кровь
Реципиент — человек, принимающий кровь
Агглютинация — явления склеивания эритроцитов ( причина: иммунная реакция на чужеродные белки, при смешивании несовместимой крови)
Схема переливания крови:
Задачи на группы крови:
Задача 1
У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?
Решение
Генотип мальчика – j0j0, следовательно, каждый из его родителей несет ген j0.
Генотип его сестры – JAJB, значит, один из ее родителей несет ген JA, и его генотип – JAj0 (II группа), а другой родитель имеет ген JB, и его генотип JBj0 (III группа крови).
Ответ
У родителей II и III группы крови.
Задача 4
У отца IV группа крови, у матери – I. Может ли ребенок унаследовать группу крови своего отца?
Задача 5
Родители имеют II и III группы крови. Какие группы следует ожидать у потомства?
Задача 6
В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара – II и IV. Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Определить родителей обоих детей.
Решение:
Первая пара родителей
У одного родителя – I группа крови – генотип j0j0. У второго родителя – II группа крови. Ей может соответствовать генотип JAJA или JAj0. Поэтому возможны два варианта потомства:Р ♀JAj0
Первая пара может быть родителями и первого, и второго ребенка.
Вторая пара родителей
У одного родителя II группа (JAJA или JAj0). У второго – IV группа (JAJB). При этом также возможны два варианта потомства:Р ♀JAJA
Вторая пара не может являться родителями второго ребенка (с I группой крови).
Ответ
Первая пара – родители второго ребенка. Вторая пара – родители первого ребенка.
Задачи на группы крови для закрепления Вариант 1 1)Отец имеет третью группу крови, а мать первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая. 2)Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови? 3)Один из родителей имеет вторую группу крови, ребенок – четвертую. Какая группа крови может у второго родителя? 4)Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным? 5)У матери первая группа крови с положительным резус-фактором, у отца – третья с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам?
|