Урок по биологии 9 класс
Тема: Размножение организмов. Бесполое размножение.
Цель: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе.
Задачи урока:
-
образовательная – охарактеризовать размножение как один из этапов индивидуального развития организмов; расширить и углубить знания о бесполом размножении (способы бесполого размножения и его практическое значение в природе и жизнедеятельности человека);
-
развивающая – продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, выделять главное и формулировать выводы;
-
воспитательная – формировать научное и практическое мировоззрение у учащихся для применения этих знаний в практике.
Новые знания: амитоз, клонирование
Опорные знания: митоз, спорообразование, почкование, вегетативное размножение.
Формы проведения урока: урок
Методы проведения урока: проблемный, частично –поисковый.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, разноуровневые карточки-задания, черенок смородины, комнатные растения (бриофиллум, хлорофитум, сенполия), чеснок, клубень картофеля.
Междисциплинарные связи:
ботаника – зоология — генетика
Ход урока
Деятельность учащихся | Время | |
1 | 2 |
|
Организационный момент
| Отвечают на приветствие
| 1мин |
1.Актуализация опорных знаний — Ребята у нас сегодня необычный урок. Прежде чем начать урок ответим на некоторые вопросы: — Назовите главные свойства живого? — Да, благодаря размножению организмы количественно увеличиваются и распространяются на планете Земля. — Вспомните, что называется размножением, и какие формы размножения вы знаете? — Правильно, размножение – это одно из фундаментальных свойств живого. В основе которого лежит деление и рост клеток.
2. Мотивация учебной деятельности школьников — Формы размножения, как вы отметили, это бесполое и половое. Вспомните определение бесполого и полового размножения. — Молодцы. — Почему бесполое размножение обеспечивает постоянство набора хромосом в поколениях? На этот вопрос мы получим ответ после изучения новой темы. |
Отвечают на вопросы учителя. Обмен веществ, дыхание, питание, размножение.
Размножение – это воспроизведение себе подобного. (слайд №1)
Размножение, при котором участвует только одна родительская особь, называется бесполым размножением. При половом размножении участвуют две родительские особи. (слайд №2)
| 2 мин
2мин
4мин
3мин
12 мин |
3.Сообщение темы, цели урока — Тема нашего урока «Бесполое размножение», сегодня мы вспомним об особенностях и способах бесполого размножения. — Бесполое размножение – это способ размножения организмов, при котором начало новым особям дает одна или несколько соматических клеток материнского организма (объяснение слова соматические). Бесполое размножение в ходе эволюции возникло очень рано. В основе его лежит деление клетки путем митоза. Благодаря митозу поддерживается постоянство числа хромосом в клеточных поколениях, т.е. дочерние клетки получают такую же генетическую информацию, которая содержится в ядре материнской клетки. 4. Первичное восприятие и осознание учащимися нового материала. — В природе существуют одноклеточные и многоклеточные организмы. Многие из них размножаются бесполым путем (бактерия, инфузория туфелька, гидра, дрожжи, грибы, папоротник) — Подумайте, какими способами размножаются эти организмы?
— Правильно. Таким образом, бесполое размножение имеет много способов: деление клетки, спорообразование, почкование и вегетативное размножение. 5. Осмысление внутренних закономерностей, связей между изучаемыми предметами в процессе мыслительной работы и выполнения познавательных заданий. — Рассмотрим более подробно процесс бесполого размножения у различных организмов. Работая с текстом учебника и таблицей, вам нужно привести примеры организмов и записать их в таблицу. | Слушают объяснения учителя. Записывают тему и определение бесполого размножения (слайд № 3)
Смотрят слайд № 4
Бактерия — делением клетки, инфузория — делением клетки и половым путем, грибы и папоротники – спорами, дрожжи – почкованием, гидра — почкованием и половым путем, растения – вегетативным и половым путем.
Учащиеся самостоятельно изучают таблицу, и работая с учебником заполняют 3 графу |
Таблица №1
Способы бесполого размножения
Особенности размножения | Примеры организмов | |
1. Деление клетки надвое | Тело исходной (родительской) клетки делится митозом на две части, каждый из которых дает начало новым полноценным клеткам | Одноклеточные организмы бактерии, амеба |
2. Множественное деление клетки | Тело исходной клетки делится митотически на несколько частей, каждое из которых становится новой клеткой. | Одноклеточные организмы малярийный плазмодий, хлорелла, хламидомонада |
3. Почкование | На материнской клетке сначала формируется бугорок, содержащий ядро. Почка растет, достигает размера материнской, отделяется. | Дрожжи, гидра, сосущая инфузория |
4.Спорообразование | Спора – особая клетка, покрыта плотной оболочкой, защищающей от внешних воздействий | Грибы, мхи, папоротники, плауны, многоклеточные водоросли |
5.Вегетативное размножение: | Увеличение числа особей данного вида происходит путем отделения жизнеспособных частей вегетативного тела организма растения | Растения |
а) у растений | Образование почек, стеблевых и корневых клубней, луковиц, корневищ, листьев, стеблей | Лилейные, пасленовые, крыжовник, смородина, земляника |
б) у животных | Упорядоченное и неупорядоченное деление | Кишечнополостные (гидра, полипы), морские звезды, плоские и кольчатые черви |
Вначале идет совместное заполнение таблицы, затем учащиеся переходят к самостоятельному ее заполнению, используя материал учебника с.84-85. Третья графа заполняется учащимися.
2 |
| |
— Изучив и заполнив таблицу, к какому выводу вы пришли?
— Чем отличается вегетативное размножение от спорообразования, деления клеток, почкования?
— Эти способы бесполого размножения жизнь начинают из одной клетки, а вегетативное размножение из клеток частей тела многоклеточного организма. И вегетативное размножение имеет разные способы. Например, размножение черенками. — Что такое черенок? Кто даст ответ? Черенок – это часть стебля с почками длинной 15-20 см. Черенки бывают стеблевые и корневые (смородина, хрен). 6. Обобщение и систематизация изученных на уроке понятий и ранее усвоенных знаний — Продолжите перечисление способов вегетативного размножения в виде самостоятельной работы. | Обсуждение результатов работы с таблицей и формулировка выводов. Способов бесполого размножения очень много и они разнообразны. Бесполое размножение широко распространено в природе. Показ слайдов №5-9 . Вегетативное размножение – это размножение частями многоклеточного организма. Например, растения размножаются корнями, побегами. (слайды №10-11)
Ответа нет
Заполняют таблицу с данными примерами: бриофиллум (калонхоэ), смородина, сенполия (фиалка), картофель, чеснок, ирис, ландыш, земляника, хлорофитум, крыжовник. | 3мин
3мин
3мин |
Таблица №2
Вегетативное размножение растений
Примеры растений | |
1. | Бриофуллум (калонхоэ) |
2. | Смородина |
3. | Сенполия (фиалка) |
4. | Картофель |
5. | Чеснок |
6. | Ирис, ландыш |
7. | Земляника, хлорофитум |
8. | Крыжовник |
Учащиеся заполняют первую часть таблицы, используя учебник на стр. 86
Ответы: 1-выводковые почки, 2 — черенок, 3-лист, 4 – клубень, 5 – луковица, 6 – корневище, 7 – усы, 8- отводки.
2 |
| |
— Широко используется бесполое размножение в практической деятельности человека. Например, в сельском хозяйстве для размножения растений с набором признаков, полезных для человека активно применяется черенкование плодовых деревьев и кустарников, клубнями картофеля, усами – землянику и другие культуры. Это очень выгодно, так как за короткое время можно умножить количество полезных растений и получить урожай овощей и плодов. — Ученые изучают механизмы размножения для того, чтобы управлять ими. Используя клеточные культуры, вначале размножают клетки с нужной наследственной информацией, а затем выращивают из них целое растение. Например, из корнеплода моркови берут клетку. Из этой клетки выращивают клеточную культуру моркови в питательной среде. Из этой клеточной культуры отделяют клетки. Выращивают зародыш и полученное растение высаживают в грунт. Таким путем был выведен безвирусный картофель. Следовательно, это растение является клоном, так как оно произошло от одного клубня путем бесполого размножения.
| Слушают учителя и смотрят и проверяют правильное написание ответов
| 7мин |
7. Подведение итогов урока — Подведем итог урока. — Почему при всем разнообразии способов вегетативного размножения новые организмы в точности повторяют генотип материнского организма? — Какой цитологический процесс приводит к тому, что бесполое размножение не сопровождается повышением генетического разнообразия?
| Отвечают на вопросы, анализируют, делают выводы. Вывод урока: 1. При бесполом размножении новые особи образуются из одной или нескольких клеток материнского организма путем митотических делений. Т.о. их клетки получают ту же самую наследственную информацию, которая содержалась в клетках материнского организма. 2. Следовательно, новые организмы, возникшие бесполым путем, генетически являются точными копиями материнского. (слайд №12) | 4мин |
8. Домашнее задание. Параграф 3.1 ответить на вопросы с.86 | Записывают домашнее задание | 1мин |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|