Урок по биологии в 6 классе по УМК Пасечника
Тема: «Отдел «Лишайники»
Суздалева Мария Яковлевна — учитель биологии первая квалификационная категория
Цель урока формирование компетенции о систематическом положении, особенностях строения, питания, размножения, значения и экологии лишайников как симбиотических организмах.
Задачи
-
Познавательные: изучение природы родного края, знакомство с лишайниками как с биоиндикаторами окружающей среды.
-
Развивающие: определение названия лишайников, умение распределить лишайники по группам.
-
Воспитательные: формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.
Оборудование: Коллекция лишайников, таблица: «Строение лишайников». Демонстрационные материалы. Презентация лишайников на компьютере.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Здравствуйте ребята .Сегодня у нас гости на уроке, обернитесь, посмотрите, поздоровайтесь. Садитесь.
II. Проверка знаний. Вопросы к классу.
1) Что такое слоевище ?
2) Роль грибов в природе, их практическое значение.
3) Как человек использует водоросли ?
4) Тест по темам «Водоросли и грибы».
III. Изучение нового материала.
1. Вводное слово учителя
— Ребята, сегодня мы изучаем необычные растения с которыми вы встречаетесь в лесу, на деревьях, камнях. Существует легенда , что когда пророк Моисей водил еврейский народ по пустыне Сахара 40 лет в поисках земли обетованной, он кормил этих людей манной небесной. Что же это за растение? Аспицилия съедобная- Лишайник. Рабочие тетради открыли, подписали тему урока.
Цель(слайд 2) познакомится со строением, размножением и значением лишайников. На основе этого выясним, к какой группе живых организмов они относятся. Почему они симбиотические организмы? Симбиоз гриба и одноклеточной водоросли. Что такое симбиоз- совместное проживание двух организмов, к-е приносят друг другу пользу. Гриб предохраняет водоросль от избыточного освещения и высушивания, доставляет минеральные вещества и воду.
Водоросль обеспечивает гриб синтезированными ею органическими веществами. Питаются они всей поверхностью слоевища .В жару они высыхают и кажутся безжизненными, но после дождя вновь оживают.
Водоросль может существовать самостоятельно, а гриб погибает. Лишайники благодаря симбиозу совершенно новые растения ,у которых тело не делится на органы (лист ,стебель,корень). Растут лишайники очень медленно ягель на 1-3 мм в год. Продолжительность жизни от 50-100летПо строению слоевища их различают накипные (коpковые), листоватые и кустистые лишайники(слайд3-9).У себя в тетрадях чертим таблицу
Таблица «Разнообразие лишайников». (слайд10)
Накипные-тело бывает зеpнистым, пористым или в виде коpочек
| Листоватые- вид более или менее рассеченных пластинок.
| |
Уснея (бородач), ветвистый талом, свисающий вниз с коры деревьев | Бацидия
| Пармелия
|
Эверния (дубовый мох) |
| Фасция
|
Кладонии(ягель, исландский мох) | Аспицилия
| Ксантория настенная |
Лишайники очень неприхотливы ,их можно встретить всюду :в лесу ,на деревьях, на камнях ,домах, в разных природных зонах тундре, тайге, пустынях.
Размножение лишайников(слайд 11)
-
Половое — споры созревают в гифах гриба, высыпаются на субстрат и ищут свою водоросль.
-
Бесполое- мелкими бесцветными клеточками, которые созревают в особых мешочках.
-
Вегетативное — кусочками слоевища.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы хотим, друзья, все знать!
О лишайнике, о клетке
Отвечаем очень метко.
Раз, два, три, четыре, пять…
Будем книги мы читать,
И одну только минутку
Уделим мы «физминутке».
Значение лишайников в природе (слайд12)
-
Лишайники—показатели(биоиндикаторы) загрязненности атмосферы. Вокруг промышленных предприятий существуют зоны «лишайниковых пустынь», где лишайники отсутствуют полностью.
-
Лишайники-пионеры растительного покрова, первыми селятся на бесплодных местах(камни, скалы, пески и т.д.).Отмирая они образуют почву.
Использование человеком
-
1). Во время войны лишайники добавляли в хлеб
-
2). Ягель—олений мох (тундровые кладонии), в тундре основной корм оленей, в южных степях поедают овцы.
-
3).В китайской медицине – отхаркивающие средства, пельтигера собачья—от болезней печени,лобария легочная-от болезней легких.
В лекарственные препараты добавляется устиновая кислота (антибиотик),бинан препарат лечит ожоги.
-
4) В парфюмерии для фиксации запахов.
«Съедобные лишайники» — сообщение ученицы Монзикова Марина.
IV. Закрепление.
У вас на столе находятся образцы лишайников и заготовки, вам необходимо самостоятельно их разложить ,приклеить и дать им названия.
Вопросы к классу:
1) Каковы особенности строения лишайников?
2) Как питаются лишайники?
3) Как размножаются лишайники?
4) Какова роль в природе лишайников?
5) Тест по теме: «Лишайники». (Прилагается).
-
Беседа по результатам теста.
V. Домашнее задание g 13 Подготовить сообщение о лишайниках или кроссворд.
VI.Рефлексия.
Выставление оценок за работу на уроке .Как вы оцениваете свою работу на уроке, что понравилось. Если все понравилось и поняли с урока поднимите смеющуюся рожицу, если нет грустную.
VII. Итог урока.
Подведение итогов урока ,выставление оценок. Спасибо за урок до свидания.
Тест «Лишайники».
1.Ягель (олений мох) относится к группе:
М)кустистых О)накипных
Н)листоватых П) бородачей
2. Ксантория настенная относится к группе:
М)кустистых О) листоватых
Н)накипных П) бородачей
3.Тело лишайника образовано двумя организмами:
И)грибницей и корнями дерева
К)группой одноклеточных водорослей
Л)одноклеточной водорослью и грибом
М)мицелием различных грибов
4.Какие организмы называют пионерами формирования растительного покрова:
М)мхи О)лишайники
Н)водоросли П)папоротники
5.Симбиоз- это:
Б)связь между особями одного вида, полезная обоим
В)связь двух организмов ,приносящая одному пользу
Г)Связь при которой один организм питается за счет другого
Д)взаимосвязь между организмами разных видов, полезная каждому из них
6.Почему лишайники не встречаются, как правило, в крупных городах ?
В)очень медленно растут
Г)испытывают недостаток влаги
Д)испытывают недостаток света
Е)очень чувствительны к загрязнению воздуха
7.Лишайники-это:
Ф)водоросли Ц)симбиоз гриба и водоросли
Х)мхи Ч)грибы
В таблице должно получиться слово, если правильно ответите на тест.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
|
|
|
|
|
|
|
Тест по теме «Грибы»
1.Совместное сожительство двух организмов , приносящих друг другу пользу- это
а)паразитизм
б)симбиоз
в)сапротрофность
2.Организм ,использующий другой организм в качестве источника пищи-это
а) микориза
б)сапротроф
в)паразит
3.Белые нити гриба-
а)мицелий
б)гифы
в)грибокорень
4. Совместное сожительство гриба и корня дерева-
а) микориза
б)гифы
в)паразит
5.Гифы гриба образуют
а) микоризу
б)спору
в)мицелий
6.Ножка и шляпка гриба образуют
а)симбиоз
б)плодовое тело
в)микориза
7.Мицелий гриба- это
а)грибница
б)грибокорень
в)микориза
8.Организмы ,питающиеся органическими веществами мертвых организмов-
а) микориза
б)сапротроф
в)паразит
9.Специальная клетка бактерий, грибов служащая для размножения, расселения и переноса неблагоприятных условий
а)спора
б)хитин
в)гифы
10.Органическое вещество, которое содержат оболочки клеток грибов и животных
а)целлюлоза
б)хитин
в)гликоген