Урок в 8 классе на тему: «Значение дыхания. Органы дыхания»
Цели урока:
-
Образовательные:
-
изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
-
раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
-
выяснить механизмы голосообразования;
-
-
Развивающие:
-
формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
-
развитие логического мышления, внимания;
-
успешное формирование у учащихся навыков контроля и самооценки;
-
-
Воспитательные:
-
воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
-
провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).
-
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах, работа в парах, работа с учебником.
Оборудование и материалы: 1.компьютер, проектор; 2.презентация; 3.карточки с заданием (проверка д/з); 4.произведение Н.В. Гоголя «Нос»; 5.диск «Биология. Человек»; 6.учебники; 7.тетради, ручки; 8.плакат «Дыхательная система».
Базовые понятия: Дыхательная система. Дыхательные пути. Лёгкие. Бронхи. Трахеи. Лёгочные пузырьки – альвеолы.
Пока дышу, надеюсь.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обуч-ся | Время | |
1 | Организационный момент | Приветствие. Проверка организации рабочих мест. Деление класса на две группы. | Организация рабочих мест, приветствие. | 1 мин |
2 | Проверка знаний обучающихся | 1.Работа по карточкам. (одна группа) Организуется работа в паре.Выдаются карточки с вопросами.А) Строение сердца. Б) Кровеносные сосуды. В) Большой круг кровообращения. Г) Малый круг кровообращения. 2.Тестовые задания. (вторая группа) (слайд 2) Выдаются карточки с номерами вопросов. В группе назначается уч-ся, кто проверит задания у остальных.Выберите номера с правильными суждениями:А) Доноры – люди, принимающие кровь. Б) Люди IV группы крови – универсальные реципиенты. В) Сердечный цикл это – сокращение предсердий, сокращение желудочков, общая пауза. Г) Капилляры – крупные сосуды организма. Д) Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу. Е) Большой круг кровообращения проходит через лёгкие и длится 4 сек. Ж) Давление крови – сила, с которой кровь давит на стенки сосудов. З) При артериальном кровотечении кровь спокойно вытекает из раны. | Проверяют работы друг друга, выставляют оценки.
Проверяющий озвучивает результаты тестирования в своей группе. | 5 мин |
3 | Актуализация знаний обучающихся | Без пищи животное и человек может прожить около месяца. Без воды они могут прожить 3 дня. А без воздуха никто не может прожить даже 10 минут. Почему без воздуха, без дыхания человек не может жить? Итак, дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. (слайды 3, 4). |
| 2 мин |
4 | Этап изучения нового материала | 1.Определение дыхания (слайд 5) Дыхание – совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой. 2.Значение дыхания. (слайд 6)
3.Внешнее, внутреннее дыхание и транспорт газов кровью. Существует внешнее и внутреннее дыхание, а также транспорт газов кровью. (слайд 7) Внешнее дыхание (легочное) — газообмен между наружным воздухом и воздухом лёгких. Газообмен между легкими и другими органами осуществляет система кровообращения. Внутреннее дыхание (тканевое) – дыхание, протекающее в клетках. В процессе клеточного дыхания постоянно потребляется кислород. Поэтому он поступает из плазмы крови в межклеточное вещество других тканей и далее — в клетки. Выделяемый клетками CO2 , наоборот, поступает в кровь, где частично связывается гемоглобином, а большей частью — с водой. Артериальная кровь превращается в венозную. Транспорт газов кровью – В капиллярах легких (малый круг кровообращения) кровь насыщается кислородом и избавляется от углекислого газа, превращаясь из венозной в артериальную. Благодаря работе сердца кровь разносится по всем органам (большой круг кровообращения), в капиллярах которых происходят обратные процессы. 4.Органы дыхания. (слайд 8) Органы дыхания делятся на 2 группы: 1.Лёгкие. 2.Воздухоносные пути: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи. А) Нос Как ни странно, нос из всех воздухоносных путей выделяется больше всего. При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Это украшение лица? У человекообразных обезьян его не было! Даже Н.В. Гоголь писал о носе: «Без носа человек – чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин – просто возьми, да и вышвырни за окошко!..» При дыхании нос выполняет несколько функций: (слайд 9)
Б) Гортань (слайд 10) Функции
Строение гортани
В) Трахея (слайды 10-11) Трахея – трубка (10-12 см), состоящая их хрящевых полуколец. Трахея делится на два главных бронха – левый и правый Г) Бронхи (слайды 10- 11) Входят в лёгкие и там ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Заканчиваются лёгочными пузырьками – альвеолами. Д) Лёгкие. (слайд 12) Лёгкие расположены в грудной полости. Левое состоит из двух долей, а правое из трёх. Лёгкие имеют форму конуса: верхняя — суженная часть — верхушка, а нижняя – более широкая – основание. Снаружи лёгкое покрыто оболочкой – плеврой, которая состоит из двух листков: наружный срастается с внутренней поверхностью грудной клетки, а внутренний плотно срастается с лёгким. Между листками плевры есть узкая замкнутая щель – плевральная полость, содержащая жидкость, которая уменьшает трение лёгкого при дыхании. Давление в межплевральной полости ниже атмосферного. Ткань лёгких образована ветвящимися бронхами и альвеолами. Альвеолы – это лёгочные пузыри. Плотно прилегают друг к другу и густо оплетены сетью капилляров. У взрослого человека альвеолы занимают поверхность до 150 кв. м. | Определение дыхания дети записывают в тетрадь.
Самостоятельное прочтение слайдов
Функции дыхания дети записывают в тетрадь
Самостоятельное прочтение слайдов
Самостоятельное чтение слайдов | 20 мин |
5 | Первичное закрепление материала | 1.Составить схему строения лёгких. 2.Ответить на тесты. Эти два задания выполняются выбранным учеником. (Информация на диске «Биология. Человек) | Ответы двух учеников по желанию. |
|
6 | Продолжение этапа изучения нового материала | 5.Газообмен в лёгких и тканях. Объяснение материала с использованием диска «Биология. Человек». | Прослушивание материала с компьютера | 4 мин |
7 | Первичное закрепление материала | 3.Вопрос: «Газы плохо растворяются в тёплой и солёной воде. Чем же объяснить, что кислород проникает в кровь, несмотря на то, что кровь – тёплая и солёная жидкость?» 4.Проверьте себя (слайды 15, 16) | Работа с учебником
Индивидуальная работа | 4 мин |
8 | Домашнее задание | Слайд 14 | Запись д/з в дневник | 1 мин |
9 | Подведение итогов | 1.Какую тему рассматривали на уроке? 2.Какие органы относятся к дыхательной системе? 3.Как вы оцениваете свою работу на уроке? 4.Выставление оценок. | Ответы на вопросы учителя | 4 мин |