Заключительный урок (в конце года)

по курсу зоологии

игра

«Крестики – нолики»

Учитель высшей категории

ГБОУ СОШ № 2062

— Г.В.Гафыкина

Цель:
Обобщить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания по основным классам хордовых животных

Задачи:
Показать групповые и коллективные методы

Показать некоторые методы и приемы применяемые в работе учителя биологии на обобщающих уроках и во внеклассной работе

Правила игры:

  1. Игра крестики-нолики, но:

  2. Поставить свой значок команда может только в случае , если справится с заданием первой.

  3. Для начала игры проводится жеребьёвка значков: «крестик» или «нолик»

  4. Начинает игру команда, правильно ответившая на мой вопрос.

Подготовка — игровое табло

Карточки –задания для конкурсов

Видеоролик для 6 конкурса

Калькуляторы для расчетов

Технология игры:

Для команд из разных классов или внутри одного класса

Название команды « Крестики» или « Нолики» разыгрывается. Победитель- « Крестики», т.к. они начинают игру и первыми выбирают игровое поле( любое из девяти)

Для игры нужно табло( можно сразу указать название конкурса или просто номера). Наиболее выигрышными являются

Итак, перед вами игровое поле:

Следствие ведут колобки

Эврика

Прятки

Литературная гостиная

путаница

эволюция

Харчевня « Три пескаря»

Художественный салон

Сказка- ложь

Неизвестное об известном

Отдельно для учителя я рисую еще раз игровое поле. Чтобы записывать эмблему команды победителя.

Конкурс «Эволюция»

Вы получили разрезанные карточки. Мозаику вы собирать умеете. Здесь тоже набор карточек , характеризующий классы позвоночных животных, начиная со среды их обитания….

На мгновение я включаю, как должна будет выглядеть ваша работа:

Конкурс «Художественный салон» (смотри приложение)

Каждой команде выдается рисунок экзотического животного на отдельном листе( можно каждой команде свое задание , а можно одинаковые задания)

Из каких животных составлено это экзотическое животное

Ответы на задание « Художественного салона»

Газета « Биология» №22 -1996год «Зоошутка» — стр. 13

« Жираф» «Страус»

1-голова оленя 1.голова орла

2.ше жирафа 2.шея лебедя

3. тело тигра 3.тело пингвина

4.ноги ламы( можно парнокопытных) 4.ноги страуса

5.хвост лошади

« насекомое» «рыба»

1.голова мухи 1.голова щуки

2.сяжки жука плавунца 2.тело леща

3.хоботок бабочки 3.хвост вуалехвоста

4.переднеспинка пчелы 4.спинной и анальный плавник ерша

5.брюшко стрекозы 5. Грудные и брюшные плавники –

Ноги комара рыбы- ласточки

7.передние крылья кузнечика

8.задние крылья махаона

« земноводное» «пресмыкающееся»

1.голова жабы 1.голова черепахи

2.туловище и задние ноги – 2.туловище — ящерицы

Травяной лягушки 3.лапы- крокодила

3. передние лапы – квакши 4.хвост – гремучей змеи

4.хвост- тритона 5.окраска- гадюки

5.окраска тела- озерной лягушки

Конкурс « Следствие ведут колобки»

Отгадай , кто это

(Каждой команде одинаковое задание, кто быстрее и правильно ответит на задание)

  1. 20 А+ 20 А=

  2. Тон- тон- тон =

  3. 100  х 100 =

  4. 10 000  + 10 000=

Ответы « Следствие ведут колобки» Отгадай , кто это

  1. 20 А+ 20 А= сорока

  2. Тон- тон- тон = три -тон

  3. 100  х 100 = ар- х- ар

  4. 10 000  + 10 000= га- га

Конкурс «Харчевня « Три пескаря»»

Предложить каждому гостю блюдо

1.наездник

2.бабочка

3.комар( самка)

4.дождевой червь

5.тля

6.восковая моль

7.гага

8.летучая собака

9.Скарабей

10. Чесоточный клещ

А. гусеница

Б.кровь

В.навоз

Г.надкожица

Д.нектар

Е.фрукты

Ж.рыба

Растительный сок

И. органические остатки

К. воск

Конкурс « Путаница»

Найти биологические ошибки

Путаница. Зоология- ботаника

Через джунгли анаконда

Мохноногая идет,

А на тонкой -тонкой ветке

Песни выхухоль поет.

Плещет в море панголин,

А за ним летит пингвин,

Клюв зубастый раскрывает,

Рыбу он поймать желает.

За кругом полярным пришла мне идея:

Пойду и найду я сейчас орхидею.

Пошёл и нашёл ,и мой снимок украсил

Стенд «Юный биолог» в моём биоклассе.

Ананасы собираем мы с деревьев поскорей

Их склюёт иначе стая перелетных снегирей.

Глухари вернулись с юга. Дома очень много дел

Гнезда нужно свить повыше,

Чтобы их медведь не съел.

Заяц скачет по дороге

У него замерзли ноги

Надо в спячку бы ложиться,

Но никак он не решится

На заснеженной полянке веселятся комары

Скоро солнце снег растопит,

Звери выйдут из норы.

К теме «Пресмыкающиеся».

Черепах, сбросив панцирь,

Стала ванну принимать.

После этого купанья

Вдруг пошла позагорать.

И от этой вот картины

Встала дыбом шерсть у крокодила.

Подошла к нему змея

И промолвила , шипя:

«Нынче видела питона,

В лапах нес он два батона,

А один из ужей улыбался до ушей.

От того, что два ужа
Покусали вдруг ежа».

Ядовитая гюрза лапы кверху подняла-

Потому что ей в толпе

Отдавили ноги все.

Нам про это рассказал желтопузик и варан!

Вот такие чудеса

У Пресмыкающихся.

Сказка. 7 класс- зоология К теме « Членистоногие» и ботаника

Пауки . Насекомые

В своем , оплетенном паутиной домике жужелица чувствовала себя вполне спокойно. Правда, она немного проголодалась и была очень рада, когда к ней, потирая свои шесть глаз, зашел старый друг- майский жук. Он пригласил её отобедать. Гнездо жужелицы было сплетено на самой вершине боярышника, прямой ствол которого возвышался над другими деревьями. Листья боярышника, видоизмененные в колючки, надежно защищали домик от врагов.

Выйдя на порог, жужелица веером распустила четыре великолепных прозрачных крыла и бросилась вниз. Стоял апрель. Они летели над зеленым весенним лесом, вдыхая аромат южных каштанов и ужовников. По пути им пришлось пережить неприятный момент. На широких перистых листьях вяза, где они решили отдохнуть, на них набросился паук- серебрянка. Со всех восьми ног друзья бросились наутек. К счастью сам хищник угодил в силки паука- волка. Наконец , появилась их любимая поляна, покрытая ковром сфагнового и оленьего мха. На пеньках росли семейки опят.

Приземлившись, друзья жадно принялись за олений мох, обнажая его корни. Внезапно они наткнулись на удивительно вкусный клубень тигровой лилии. Разгорелся спор, кому он должен достаться.

— « Вот клест,- сказала жужелица,- он и рассудит»

-« Хорошо,- ответил клест,- но сначала я должен подкрепиться!»

И он склевал сначала жужелицу, а потом и майского жука.

К конкурсу «Сказка-ложь». Скажите, о ком идет речь?:

1. Малыш и Карлсон, Элли и Тотошка, Нильс и ( Гусь Мартин)

2. В этом рассказе мать звали Настасья Петровна, отца — Михайло Иванович, а сынишку – Мишуткой (сказка «Три медведя»)

3. Так звали кота, исполнителя песен и сказок (кот Баюн)

4. Помните сказку Николая Носова о том, как пес- хвастунишка пригласил друга в гости? Друзей звали… (Бобик и Барбос)

5. Этот композитор написал музыку к сказке «Петя и волки»

( Сергей Прокофьев)

6.Чтобы их победить пришлось попить киселя и поесть яблок.

( Гуси-Лебеди)

  1. Именно его Балда назвал меньшим братом

( Зайца)

8..Самый известный уроженец в селе Карачаево Владимирской области

( Илья Муромец)

9.Композитор, подаривший миру чарующие сказки « Венского леса».

( Иоганн Штраус)

10.По книге этой писательницы, описавшей приключения Нильса и др. гусей, шведские дети учат географию.

( Сельма Лагерлеф)

  1. Эта известная домоучительница не выносила ни детей, ни собак.

( Фрекен Бок)

  1. Дорогу в Киев Илье Муромцу преградил…

( Соловей разбойник)

  1. Это животное из сказки Чуковского поймать не просто сложно, а очень сложно, недаром оно о двух головах.

( Тяни- толкай)

  1. В этой чудесной стране яблоки росли не на яблонях, а под землей.

( В стране чудес)

  1. В этой сказке Евгения Шварца звучало заклинание: СНИП-СНАП-СНУРЕ-ПУРРЕ — БАЗЕЛЮРРЕ.

( Снежная королева)

Конкурс «Эврика» -Прятки.

Кто — лишний- найди лишнего

  1. Сыч

  2. Филин

  3. Сова

  4. Ястреб

  5. Сплюшка

  6. Неясыть

1.тритон

2.ящерица

3.лягушка

4.жаба

5. жерлянка

1.лев

2.леопард

3.рысь

4.шакал

5.тигр

6.гепард

Конкурс « Литературная гостиная»

Объясните биологический смысл.( одинаковые задания)

  1. седой , как лунь.

  2. Глухая тетеря

  3. Заладил, как дятел

  4. Трещит, как сорока

  5. Как с гуся вода

  6. Забился , как сыч

Конкурс. Минута на размышление-Неизвестное об известном

( конкурс интеллектуалов). (Из книги « интеллектуальные игры для школьников).Вопросы задает ведущий каждой команде по очереди

  1. Существует мнение, что крылья страусу совсем не нужны, но это далеко не так. Они помогают ему спасаться от хищников. Каким образом?

/ усиленно взмахивая крыльями, страус может подняться над землей и развернуться на ./

  1. Известно, что икра на ветках не растет. Но жители Аляски собирают сельдяную икру с древесных ветвей. Как вы это можете объяснить?

/сборщики икры перед нерестом опускают в воду ветки, а после нереста вынимают их. Сельдь откладывает икру, прикрепляя ее к затопленным ветвям./

  1. Вряд ли кто- нибудь из вас знает язык коренных жителей Австралии. Да и австралийский абориген, услышав наш язык, тоже, наверное, сказал бы: « Я вас не понимаю». А, кстати, как это звучит на его языке?

/Когда первые европейцы, высадившиеся в Австралии увидели необычное сумчатое животное, они спросили местных жителей, как оно называется. Не знавшие европейских языков аборигены ответили: « Кенгу- ру»( « Я вас не понимаю»)./

  1. Зачем паук –крестовик каждую ночь заново плетет ловчую сеть, даже если она остаётся неповрежденной?

/Паук регулярно плетет новую паутину прежде всего потому, что ее нити утрачивают свою клейкость из-за частичного высыхания и приклеивания на нее всевозможной пыли/

  1. Как известно, морские свинки ни на свиней не похожи, ни в море не живут. Почему же их так назвали?

XVI веке этих животных доставили в Европу из Нового Света( из-за моря) и стали разводить ради мяса, которое по вкусу напоминает мясо молочного поросенка/

  1. Слоновую кость, как известно, получают из бивней самого крупного млекопитающего. Однако, чтобы получить сырьё для поделок и украшений, убивают не только слонов но и гиппопотамов. Почему?

/ Слоновую кость самого высокого качества получают не из бивней слона, а из крупных зубов гиппопотама/

  1. Во все времена люди пытались обезопасить свои жилища от нежелательных гостей, например, заводя собаку, предупреждающую об их появлении. А кого для этого заводили японцы?

/Японцы заводили сверчков. Ночью, когда хозяева спали, сверчки постоянно стрекотали, а при приближении кого-либо к дому резко умолкали. От этого хозяева просыпались./

  1. Всем известно время астрономическое, но существует еще и время биологическое. В каких единицах оно измеряется?

/ Время биологическое . в отличие от астрономического измеряется не часами и минутами, а числом поколений/.

Литература:

  1. С.С.Молис, С.А.Молис Активные формы и методы обучения биологии

  2. А.И.Никишов. Дидактический материал по зоологии

  3. Стихотворения с курсов Машинистовой В.А. «Коллективные и активные формы и методы работы на уроках биологии»

  4. Идеи проф З.В. Баянкиной с курсов « Коллективные и активные формы и методы работы на уроках биологии

Ответ на задание к конкурсу « Эволюция»

Конкурс «Художественный салон»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here