Интегрированный урок как средство формирования здорового образа жизни.

Гигиена дыхания.

УМК:

  1. Учебник А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш «Биология. Человек. 8 класс»-М: Вентана-Графф,2001.

  2. Методическое пособие. А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш «Биология. Человек.» М-: Вентана-Графф,2004.

  3. Учебник Д.В.Колесов «Биология. Человек. 9класс» М.: Дрофа, 1997.

  4. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Автор И.Н.Пономарева. Биология 5 -11кл.-М.:Дрофа, 2001.

Тема урока: «Гигиена дыхания»,8 класс.

Тип урока: Урок усвоения навыков и умений.

Технология: практикум, ИКТ

Форма организации работы: групповая, фронтальная

Оборудование: схема дыхательных объемов, спирометр, таблица с изображением лёгких, измерительная лента, модель Дондерса на каждом столе.

Методы обучения: практические, словесные, наглядные.

«Куда не проглядывает солнечный луч, туда часто заходит врач».

(итал. поговорка)

Цель урока: продолжить формирование здорового образа жизни.

Задачи урока:

  • познакомить с основными принципами гигиены дыхания и дыхательной гимнастики;

  • дать понятие о жизненной емкости лёгких и способах её увеличения;

  • дать представления о заболеваниях верхних дыхательных путей, туберкулёзом гриппом, раком лёгких;

  • разъяснить меры профилактики;

  • использовать полученные знания и навыки учащихся на других предметах: расчет ЖЕЛ (физика, математика), диаманта (русский язык), информатика (PowerPoint, Word), состав воздушной среды (валеология, экология).

Ход урока:

  1. Актуализация знаний.

  2. Измерение жизненной емкости легких и её значение, демонстрация измерения ЖЕЛ спирометром.

  3. Состав воздушной среды. Беседа о туберкулезе, раке легких, гриппе.

  4. Профилактика заболеваний.

  5. Рефлексия. Сочинение диаманты.

Давайте и мы впустим лучик солнца в наш кабинет.

Работа в парах.

Надуйте шары, сделав один глубокий вдох и максимально глубокий выдох. Скажите друг другу «солнечные слова».

Определите, сколько воздуха вы выдохнули в шар? (презентация 1).

Какие показатели здоровья вы знаете? (анализ крови, пульс, артериальное давление, плоскостопие, осанка). Сегодня мы познакомимся еще с одним показателем здоровья – ЖЕЛ — жизненной емкостью легких.

ЖЕЛ — максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха.

ЖЕЛ зависит от пола, возраста, роста. Какой же она должна быть?

ЖЕЛ( л) мужчин=2,5*рост(м);

ЖЕЛ( л)женщин=1,9*рост( м). (презентация 1)

Обычно ЖЕЛ измеряют с помощью спирометра (провести измерение)

Сравните ваши показатели (почему фактические данные отличаются от расчетных?) А теперь сравним показатели спортсменов (таблица).

Вывод: ЖЕЛ зависит от пола, возраста, роста, тренированности человека.

В чем преимущества людей с высокой ЖЕЛ? Обратимся к модели Дондерса.

При тяжелой физической работе, вентиляция легких достигается за счет большей глубины дыхания. Человеку, у которого ЖЕЛ небольшая, да еще и дыхательные мышцы слабы, приходится дышать часто и поверхностно. Это приводит к тому, что свежий воздух остается в воздухоносных путях и лишь небольшая часть его доходит до легких. В результате ткани получают ничтожное количество кислорода, и человек не может продолжать работу.

Но не каждый человек занимается спортом, есть ли другие пути повышения ЖЕЛ?

Познакомимся с гимнастикой Стрельниковой (сообщение с показом двух упражнений, дети повторяют за ведущим).

В учебнике предлагается еще комплекс упражнений (зачитать и всем проделать упражнения)

Вы почувствовали легкое головокружение, почему?

Вывод: развивая дыхательные мышцы, мы можем увеличить объем грудной полости.

Каким воздухом мы дышим? Вспомните химический состав атмосферного воздуха.

Кислород- 21%

Углекислый газ- 0,03%

Азот- 78%

Прочие газы, пыль-1%

Даже в очень душной комнате содержание кислорода снижается незначительно, но концентрация углекислого газа растет быстро. При этом неблагоприятно действуют на организм не только газ, но и табачный дым, водочный перегар ( показать фрагмент видеофильма движение крови по сосудам, содержащей никотин и алкоголь). Поэтому пребывание в душном помещении ведет к головной боли, вялости, снижению работоспособности.

Вывод: не курите сами и запрещайте курить в вашем присутствии.

Содержащаяся в воздухе пыль опасна тем, что может механически травмировать стенки легочных пузырьков и воздухоносных путей, затруднять газообмен. Кроме того, на пылинках оседают микробы и вирусы, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний.

Заслушать сообщения о гриппе, туберкулезе (показать рентгеновский снимок пораженных легких), раке лёгких (показать фрагмент видеофильма).

Как защитить свой организм?

1.Орошение отваром травы — действует как лампа Чижевского.

Способ приготовления: 3 ст.л. травы залить 1л воды, довести до кипения и кипятить 5 мин., процедить. Распылить 0,5 стакана.

2. Ветка сосны 30 дней выделяет фитонциды, освежать водой.

А какие способы профилактики знаете вы? (обсуждение, презентация 2)

Д/з п. 26, составить памятку профилактики заболеваний органов дыхания для учеников начальной школы.

Сочинение диаманты

Диаманта – стихотворная форма, состоящая из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Диаманта состоит из двух синквейнов.

Стихотворения составляются по следующей схеме:

1 строчка: тема (существительное)

2 строчка: определение (два прилагательных)

3 строчка:  действие (три причастия)

4 строчка: ассоциации (четыре существительных)

5 строчка: действие (три причастия)

6 строчка: определение (два прилагательных)

7 строчка: тема (существительное)

Лист дерева — рождение

зеленый, яркий

светящийся, растущий, цветущий

жара, движение, солнце, пища

увядающий, желтеющий, падающий

коричневый, старый

смерть

Два ученика работают за компьютером, остальные работают в тетрадях.

Пример диаманты:

1 вдох

1 кислород

2 легкий, глубокий, свежий

2

3 наполняющий, освежающий, бодрящий

3

4 жизнь, движение, красота, свежесть

4

5 побуждающий, освобождающий, угнетающий

5

6 тяжелый, полный,

6

7 выдох

7 углекислый газ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here