Интегрированный урок как средство формирования здорового образа жизни.
Гигиена дыхания.
УМК:
-
Учебник А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш «Биология. Человек. 8 класс»-М: Вентана-Графф,2001.
-
Методическое пособие. А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш «Биология. Человек.» М-: Вентана-Графф,2004.
-
Учебник Д.В.Колесов «Биология. Человек. 9класс» М.: Дрофа, 1997.
-
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Автор И.Н.Пономарева. Биология 5 -11кл.-М.:Дрофа, 2001.
Тема урока: «Гигиена дыхания»,8 класс.
Тип урока: Урок усвоения навыков и умений.
Технология: практикум, ИКТ
Форма организации работы: групповая, фронтальная
Оборудование: схема дыхательных объемов, спирометр, таблица с изображением лёгких, измерительная лента, модель Дондерса на каждом столе.
Методы обучения: практические, словесные, наглядные.
«Куда не проглядывает солнечный луч, туда часто заходит врач».
(итал. поговорка)
Цель урока: продолжить формирование здорового образа жизни.
Задачи урока:
-
познакомить с основными принципами гигиены дыхания и дыхательной гимнастики;
-
дать понятие о жизненной емкости лёгких и способах её увеличения;
-
дать представления о заболеваниях верхних дыхательных путей, туберкулёзом гриппом, раком лёгких;
-
разъяснить меры профилактики;
-
использовать полученные знания и навыки учащихся на других предметах: расчет ЖЕЛ (физика, математика), диаманта (русский язык), информатика (PowerPoint, Word), состав воздушной среды (валеология, экология).
Ход урока:
-
Актуализация знаний.
-
Измерение жизненной емкости легких и её значение, демонстрация измерения ЖЕЛ спирометром.
-
Состав воздушной среды. Беседа о туберкулезе, раке легких, гриппе.
-
Профилактика заболеваний.
-
Рефлексия. Сочинение диаманты.
Давайте и мы впустим лучик солнца в наш кабинет.
Работа в парах.
Надуйте шары, сделав один глубокий вдох и максимально глубокий выдох. Скажите друг другу «солнечные слова».
Определите, сколько воздуха вы выдохнули в шар? (презентация 1).
Какие показатели здоровья вы знаете? (анализ крови, пульс, артериальное давление, плоскостопие, осанка). Сегодня мы познакомимся еще с одним показателем здоровья – ЖЕЛ — жизненной емкостью легких.
ЖЕЛ — максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха.
ЖЕЛ зависит от пола, возраста, роста. Какой же она должна быть?
ЖЕЛ( л) мужчин=2,5*рост(м);
ЖЕЛ( л)женщин=1,9*рост( м). (презентация 1)
Обычно ЖЕЛ измеряют с помощью спирометра (провести измерение)
Сравните ваши показатели (почему фактические данные отличаются от расчетных?) А теперь сравним показатели спортсменов (таблица).
Вывод: ЖЕЛ зависит от пола, возраста, роста, тренированности человека.
В чем преимущества людей с высокой ЖЕЛ? Обратимся к модели Дондерса.
При тяжелой физической работе, вентиляция легких достигается за счет большей глубины дыхания. Человеку, у которого ЖЕЛ небольшая, да еще и дыхательные мышцы слабы, приходится дышать часто и поверхностно. Это приводит к тому, что свежий воздух остается в воздухоносных путях и лишь небольшая часть его доходит до легких. В результате ткани получают ничтожное количество кислорода, и человек не может продолжать работу.
Но не каждый человек занимается спортом, есть ли другие пути повышения ЖЕЛ?
Познакомимся с гимнастикой Стрельниковой (сообщение с показом двух упражнений, дети повторяют за ведущим).
В учебнике предлагается еще комплекс упражнений (зачитать и всем проделать упражнения)
Вы почувствовали легкое головокружение, почему?
Вывод: развивая дыхательные мышцы, мы можем увеличить объем грудной полости.
Каким воздухом мы дышим? Вспомните химический состав атмосферного воздуха.
Кислород- 21%
Углекислый газ- 0,03%
Азот- 78%
Прочие газы, пыль-1%
Даже в очень душной комнате содержание кислорода снижается незначительно, но концентрация углекислого газа растет быстро. При этом неблагоприятно действуют на организм не только газ, но и табачный дым, водочный перегар ( показать фрагмент видеофильма движение крови по сосудам, содержащей никотин и алкоголь). Поэтому пребывание в душном помещении ведет к головной боли, вялости, снижению работоспособности.
Вывод: не курите сами и запрещайте курить в вашем присутствии.
Содержащаяся в воздухе пыль опасна тем, что может механически травмировать стенки легочных пузырьков и воздухоносных путей, затруднять газообмен. Кроме того, на пылинках оседают микробы и вирусы, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний.
Заслушать сообщения о гриппе, туберкулезе (показать рентгеновский снимок пораженных легких), раке лёгких (показать фрагмент видеофильма).
Как защитить свой организм?
1.Орошение отваром травы — действует как лампа Чижевского.
Способ приготовления: 3 ст.л. травы залить 1л воды, довести до кипения и кипятить 5 мин., процедить. Распылить 0,5 стакана.
2. Ветка сосны 30 дней выделяет фитонциды, освежать водой.
А какие способы профилактики знаете вы? (обсуждение, презентация 2)
Д/з п. 26, составить памятку профилактики заболеваний органов дыхания для учеников начальной школы.
Сочинение диаманты
Диаманта – стихотворная форма, состоящая из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Диаманта состоит из двух синквейнов.
Стихотворения составляются по следующей схеме:
Лист дерева — рождение зеленый, яркий светящийся, растущий, цветущий жара, движение, солнце, пища увядающий, желтеющий, падающий коричневый, старый смерть |
Два ученика работают за компьютером, остальные работают в тетрадях.
Пример диаманты:
1 кислород | |
2 легкий, глубокий, свежий | 2 |
3 наполняющий, освежающий, бодрящий | 3 |
4 жизнь, движение, красота, свежесть | 4 |
5 побуждающий, освобождающий, угнетающий | 5 |
6 тяжелый, полный, | 6 |
7 выдох | 7 углекислый газ |