МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МИХАЙЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Секция «Естественные науки»
Исследовательская работа
на тему:
«Почва нашего хутора»
Выполнили
учащиеся 5 класса:
Белоус Егор,
Винник Валерия.
Руководитель:
Стенькина Светлана Алексеевна,
учитель географии.
х. Михайлов.
2012-2013 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
| |
Глава I. Введение………………………………………………………..… 3 Глава II. Актуальность темы ……………………………… …………… 4 Информационная справка …………………………………………………. 5 Глава III. Что такое почва? ………………………………… …….…… … 6 |
|
Глава IV. Состав почвы………………………………………………….… 7 |
|
Глава V. Социологический опрос………………………………………… 10 Глава VI. Извечный русский вопрос «Что делать?»…………………….. 11 Глава VII. Роль почвы в природе…………………………………………. 12
Список литературы………………………………………………………… 13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГЛАВА I
ВВЕДЕНИЕ
В окружающем нас мире много замечательных явлений. Некоторые из них привлекают наше внимание своей необычностью. Другие кажутся нам настолько обычными, что не вызывают ни удивления, ни особого интереса. А между тем стоит лишь внимательно присмотреться к ним, как они поразят наше воображение и заставят глубоко задуматься.
Вот к таким обычным, но замечательным природным образованиям и относится почва. В самом деле, разве не удивительно, что именно этот, невзрачный на первый взгляд, сероватый поверхностный слой земли, каким обычно кажется почва, является важнейшим и незаменимым условием жизни всех растений, животных и микроорганизмов, обитающих на суше земного шара. Разве не удивительно, что именно этот очень тонкий поверхностный слой земной суши является главным источником и основой производства почти всех продуктов питания и сырья для многих отраслей промышленности?
Почва — незаменимое достояние и источник богатства человечества. Только при поверхностном взгляде она кажется однообразным малоинтересным объектом. В действительности ее мир не менее разнообразен и удивителен, чем мир растений, животных, минералов и горных пород.
С древних времен человеческая мысль пыталась познать развитие почвенного покрова, найти объяснить законы плодородия почвы.
Не остались в стороне и мы.
ГЛАВА II
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Почвенный покров нашей страны представлен множеством разных типов почв – от Арктических пустынь и тундр, таежных подзолов и болот до лесостепных и степных черноземов, каштановых, бурых и засоленных почв полупустынь, субтропических коричневых почв и красноцветных.
При правильном севообороте, почвы приобретают лучшие свойства, исправляют свои природные недостатки и из года в год повышают свое плодородие.
Но в последнее время приходиться говорить о том, что большинство почв уходят из севооборота. Занимая обширную территорию Евразии, Россия располагает огромным земельным фондом в 186 млн. га, но лишь 60 млн. га находятся в удовлетворительном состоянии.
Проблема эта очень актуальна в наши дни, так как сохранение почв и окультуривание позволяет получать стабильно высокие урожаи, обеспечивать полноценное питание человеку.
Задача данного проекта попытаться определить степень состояния почв в нашем населенном пункте, чтобы наиболее рационально использовать эти земли, вовремя проводить работы по сохранению плодородных почв т. к. это является гарантией высоких урожаев.
Тема исследования: «Почвы нашей местности».
Основополагающий вопрос: «Можно ли в нашей местности эффективно заниматься земледелием?»
Предмет исследования: Почва, приобретенная в магазине и почва из огорода.
Цель исследования: Выяснить, как влияет состав почвы на рост растений.
Задачи исследования:
-
собрать и изучить информацию о почве;
-
изучить состав почвы нашей местности;
-
проанализировать полученные результаты
Гипотеза исследования: в покупной почве лучше растут растения, так как она отличается своим составом.
Практическое значение: познакомиться с технологией проведения опытов с почвой, обратить внимание на необходимость бережного отношения к почве родного края.
ГЛАВА III
ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА?
Впрочем, давайте перейдем к делу и для начала разберемся, что же это такое — почва.
В народе очень уважительно относятся к почве и с почтением о ней говорят: «Труд – отец богатства, земля – его мать», «Мать-кормилица».
Многие ученые занимались изучением почвы и давали свои понятия. Первое научное определение почвы принадлежит Василию Васильевичу Докучаеву: «Это такое естественноисторическое, вполне самостоятельное тело, которое, одевая, зеленую поверхность сплошной пеленой, является продуктом совокупной деятельности сложных почвообразований».
Над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Теперь всё серьёзнее задумываемся мы, что важно беречь почву!
Удивительно, что для создания почвенного слоя толщиной 18 см природа затрачивает в среднем от 1400 до 7000 лет, разрушение же такого слоя вследствие эрозии может произойти за 20-30 лет, а иногда за один ливень или пыльную бурю.
Толщина слоя почвы бывает разной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор – всего несколько сантиметров. В жарких пустынях и в холодных ледяных просторах Арктики почвенного слоя может вообще не быть.
Более поэтичное понятие дал Михаил Иванович Афонин: «Почва – это особое царство природы».
А с этим понятием мы познакомились на уроке природоведения:
«Почва – верхний слой земной коры, обладающий плодородием. Она способна обеспечивать растения водой, воздухом, теплом и необходимыми веществами».
Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, мы изучили состав почвы.
ГЛАВА IV
Экспериментальная часть
Эксперимент № 1. Определение содержания воды в образцах.
Цель: определить содержат ли образцы воду.
Оборудование: весы, салфетка, датчик влажности.
Ход работы:
-
Берем две одинаковых по массе пробы почвы.
-
Кладем поочередно образцы на ладонь
-
Сухая почва — пылит, присутствие влаги в ней на ощупь не ощущается, не холодит руку – почва, взятая на огороде.
-
Влажная почва холодит руку, не пылит – почва, приобретенная в магазине.
-
Кладем образцы на фильтровальную бумагу.
-
Влажная почва – увлажняет фильтровальную бумагу — почва, приобретенная в магазине.
Вывод:
В почве из огорода воды содержится меньше, следовательно растения получают меньше минеральных веществ, растворенных в воде и «голодают» .
Почва на нашем огороде нуждается в поливе.
Эксперимент № 2 Определение содержания воздуха в образцах.
Цель: определить содержат ли образцы воздух.
Оборудование: весы
Ход работы:
-
Берем две одинаковых по массе пробы почвы.
-
Кладем
-
Заливаем водой.
-
Размешиваем.
Вывод:
В состав почвы входит воздух.
В почве из магазина воздуха больше, значит, корни дышат свободно, а дыхание корней растений на нашем участке затруднено.
Эксперимент № 3
Определение содержания перегноя в образцах.
Определения типа почвы.
Оборудование: весы,
Ход работы:
-
Берем две одинаковых по массе пробы почвы.
-
Кладем
-
Заливаем водой.
-
Размешиваем.
Вывод №1:
В покупной почве преобладает перегной – это торфяная почва.
В почве с нашего участка преобладает песок и содержится незначительное количество глины – это песчаная почва. Такая почва быстро прогревается и становится сухой. А так как растения не могут жить без воды, то такие почвы малопригодны для земледелия.
Вывод № 2
В почве содержится перегной.
Но в почве нашего огорода его содержится очень мало. Такие почвы называют бедные или незначительно гумусные.
«Гумус» — наиболее ценная органическая и биологически активная часть почвы. Для растений гумус является основным источником питательных веществ.
Эксперимент № 4
Определение содержания минеральных солей
Оборудование: предметное стекло.
Ход работы:
-
Несколько капель раствора поместили на стеклянную пластинку.
-
Оставили на некоторое время у батареи центрального отопления.
-
Оцениваем результат.
Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.
Эксперимент № 5
Определение кислотности почвы
Оборудование и реактивы: уксус,
Ход работы:
-
Взвешиваем образцы почвы.
-
На каждый образец наливаем немного уксуса.
-
Наблюдаем.
Вывод:
Гипотеза оказалась ошибочной.
Экспериментальным путем было выявлено, что в состав покупной почвы и почвы с нашего участка входят: воздух, вода, песок, перегной и минеральные вещества, но количество этих веществ разное.
Образцы почв, которые были исследованы, различаются своей структурой.
На нашем участке почва бесструктурная – растения на такой почве развиваются плохо, страдают от различных болезней.
ГЛАВА V
Социологический опрос.
А интересно, есть ли у нас в Михайлове люди, довольные своими урожаями?
Проведем социологический опрос.
Есть ли у вас приусадебный участок?
Да — 50
Нет – 10
Как вы его используете?
Выращивание овощей – 39
Никак — 11
Довольны ли вы урожаем?
Нет — 35
Да, есть о чем подумать!
ГЛАВА VI
Извечный русский вопрос «Что делать?»
Что же делать?
-
Покупать почву в магазине – очень дорого!
-
Отказаться от выращивания растений – очень грустно!
-
Выход один – вести работы по улучшению плодородия почвы!
Советы по улучшению плодородия почвы:
-
Для улучшения песчаных видов почв внесите в них при обработке торф, компост или скошенную траву, это позволят пополнить запас питательных веществ в почве.
-
В улучшении почвы используйте обязательно перепревший навоз, для того чтобы корни растений не «сгорели». Для глинистых почв используйте конский навоз или овечий, он быстрее разлагается, а для песчаных – свиной или коровий.
-
Необходима осенняя перекопка почвы вслед за уборкой той или иной культуры. При этом заделывают органические и часть минеральных удобрений. Лучшие результаты дает ранняя перекопка почвы (август—сентябрь), так как в этот период еще тепло, разрыхленная почва хорошо накапливает влагу и питательные вещества.
-
Мульчирование — один из эффективнейших приемов ухода за растениями в период их вегетации. Суть его состоит в том, что междурядья и ряды растений укрывают перегноем, компостами, опавшей листвой, опилками, стружками, а также плотной бумагой (лучше всего из бумажных мешков, так называемая крафт-бумага). Нельзя применять газетную бумагу, так как овощи могут загрязняться свинцом из типографской краски.
ГЛАВА VII
Роль почвы в природе
Главная из функций почвы – обеспечение жизни на Земле. Именно в почве укореняются наземные растения, в ней обитают мелкие животные, огромная масса микроорганизмов. В результате почвообразования именно в почве концентрируются жизненно необходимые организмам вода и элементы минерального питания в доступных для них формах химических соединений. Таким образом, почва – условие существования жизни, но одновременно почва — следствие жизни на Земле.
Почве принадлежит важная роль и в природной среде обитания человека. Прежде всего, потому, что почва – основное средство сельскохозяйственного производства, относящееся к категории невозобновимых природных ресурсов. Поэтому почва является всеобщим достоянием человечества, рационально использовать и охранять которое должны все люди Земли.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Список источников информации:
Литература:
-
Большая детская энциклопедия : Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество . 2000.
-
В.М. Пакулова, Н.В. Иванова «Природоведение» 5 класс
-
Безуглова О.С. Почва вашего участка. Серия «Подворье». Ростов-на-Дону – М.: Феникс – АСТ, 1999.
Сайты в Интернете:
1. http://www. priroda-rb. info/pochva. html
2. http://festival.1september. ru/articles/525495/
3. http://www. openclass. ru/lessons/141288
4. http://greenplaneta.3dn. ru/index/chuvashskie_pogovorki_i_poslovicy_o_zemle/0-8
5. http://www. playroom. ru/content/view/1596/18/
6. http://urozhayna-gryadka.narod.ru
7. sovet -sovetov .ru
8. sovetiogorodnikam.ru
Иллюстрации:
Фотографии из личного архива Стенькиной С.А.