Засухоустойчивые растения

(урок экологии в 6 классе)

Цель урока: Выяснить экологические особенности засухоустойчивых растений.

Задачи урока:

Познавательные:

  • Выяснить анатомические и физиологические особенности засухоустойчивых растений;

  • Научиться видеть эти особенности у комнатных растений;

  • Познакомиться с правилами ухода за комнатными засухоустойчивыми растениями;

  • Научиться применять навыки элементарной исследовательской деятельности.

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления, внимания;

  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;

  • Продолжить развитие творческих способностей.

Воспитательные:

  • Продолжить воспитание навыков экологической культуры, взаимодействия с природными объектами;

  • Совершенствовать навыки коллективной работы;

  • Способствовать усилению контактов школьников с природой.

Методы: беседа, групповая исследовательская работа, презентация проекта. Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: гербарии засухоустойчивых растений, фотографии, натуральные объекты (кактусы, амариллис, молочай, бриофиллум, алоэ). Компьютер, проектор, экран, презентации учителя и учащихся.

Ход урока.

1. Организационный момент: проверить готовность рабочего места к уроку и настроиться на работу.

  1. Новый материал.

1)Беседа.

Отгадайте загадку

Из пустынь пришёл ко мне
Ёж, живущий на окне:
Толстенький, зелёный,
В солнышко влюблённый!

  • О каком растении идет речь? (кактус). (Слайд 1.1)

Кактус – растение, которое мы все знаем. Очень многие цветоводы выращивают его у себя дома. Поднимите руку те, у кого кактусы растут дома.

— Умеете ли вы за ним ухаживать? Как его нужно поливать? Где размещать? При какой температуре содержать? Как размножать? Вижу, что не на все вопросы вы сможете ответить сейчас. Чтобы узнать правила ухода за кактусами нужно вспомнить, откуда к нам пришло это растение.

  • Где он растет? (в пустыне)

  • Какие условия в пустыне? (Жара, засуха, мало дождей, низкая влажность, перепады температуры)

  • Назовите мне самое главное неудобство в пустыне для растений. (Недостаток воды)

Правильно, кактусы и другие растения пустыни приспособились переносить засуху.

  • К какой экологической группе относят кактусы? (Засухоустойчивые растения)

Это и будет темой нашего урока.

Записываем в тетрадь число и тему урока. (Слайд 1)

Беседа.

Подумайте и ответьте на вопрос:

  • Что мы сегодня узнаем на уроке и чему научимся? (узнаем о том, как приспособились они к жизни в пустыне, научимся ухаживать за этими растениями дома)

  • Есть ли у нас в классе такие растения? (Да)

Мы с вами выяснили. Что самым неблагоприятным условием в пустыне для растений является недостаток воды. Давайте подумаем, как эти растения могут приспособиться к недостатку воды. Что они должны сделать? (В ходе беседы выясняем, что растения должны научиться добывать воду, ее экономить и накапливать) (Слайд 3)

На доске выстраивается схема:

Приспособление растений

К добыванию воды

К экономии воды

К запасанию воды

2)Исследовательская работа.

Каждая группа, работая с текстом учебника, гербариями, фотографиями растений и натуральными объектами, должна составить характеристику приспособлений засухоустойчивых растений. (10 минут).

Задания для групп

1 и 2 группы: Рассмотрите рисунки, прочитайте текст на стр. 54. Ответьте на вопрос: Какие приспособления есть у пустынных растений для того, чтобы увеличить поглощение воды?

3 группа: Рассмотрите растения: кактус, молочай. Что между ними общего? Прочитайте текст на стр. 54. Ответьте на вопрос: Какие приспособления есть у растений пустыни для сокращения расхода воды?

4 группа: Рассмотрите растения: кактус, алоэ, амариллис. Причитайте текст на стр. 55. Ответьте на вопрос: Как растения пустыни приспособились к накоплению влаги?

Далее обсуждаем полученные результаты, и все вместе заполняем схему на доске и в тетрадях. (Слайды 4,5,6)

Приспособление растений

К добыванию воды

К экономии воды

К запасанию воды

  • Длинная корневая система;

  • Сильно ветвящаяся корневая система;

  • Корневая система сильно распространена вширь.

  • Мелкие листья;

  • Листья – колючки;

  • Листопад;

  • Кутикула на кожице листа;

  • Опушение побегов;

  • Свертывание листьев в трубочку.

Водозапасающая ткань

  • В стебле;

  • В листьях;

  • В луковицах;

  • В подземных клубнях;

  • В корнях.

3)Презентация проекта учащихся «Комнатные засухоустойчивые растения»

Мы выращиваем засухоустойчивые растения дома. А умеем ли мы ухаживать за ними? Наши девочки, увлекающиеся биологией, работали над проектом «Комнатные засухоустойчивые растения». Они провели небольшое исследование и выяснили, какие растения из этой экологической группы чаще всего выращиваются дома, как за ними необходимо ухаживать. Послушаем, что у них получилось. А заодно оценим их работу и продолжим формирование папки «Советы начинающему цветоводу». Выступление ребят. (Смотри приложение 1). Презентация №2

Учащиеся слушают и оценивают работу над проектом.

3. Закрепление

  • С какими растениями мы сегодня познакомились?

  • К какой экологической группе они относятся?

Проверим, как вы усвоили тему. Выполним небольшую проверочную работу.

Ответьте на вопросы теста. (Слайд 7-11)

1.Засухоустойчивые растения обитают:

А) около реки; В) на лугу;

Б) в лесу; Г) в пустыне

2. Самую длинную корневую систему имеет:

А) молочай; В) верблюжья колючка;

Б) кактус; Г) амариллис.

3. Чтобы сократить расход воды, листья у засухоустойчивых растений:

А) стали крупнее; В) исчезли совсем.

Б) стали мельче;

4. Алоэ запасает воду в:

А) стеблях; В) луковицах;

Б) листьях; Г) корнях.

5. К суккулентам относятся:

А) саксаул; В) кактус;

Б) молочай Г) верблюжья колючка

Далее организуется взаимопроверка (Слайд 12)

Ребята выставляют друг другу оценки:

«5» — все правильно; «4» — 1 ошибка; «3» — 2 ошибки.

— Давайте вернемся к началу нашего урока и попробуем ответить на вопрос: Как необходимо ухаживать за кактусом дома? (Ответы учащихся)

Молодцы!

4.Домашнее задание: (Слайд 13)

Обязательно — параграф 19 выучить, вопрос №3 к параграфу выполнить письменно;

По желанию:

  • подобрать материал и подготовить сообщения о других интересных растениях пустыни;

  • составить тест – вопросы для проверки знаний ребят по теме «Экологические группы растений по отношению к воде»;

  • нарисовать пустынные растения или принести фотографии домашних засухоустойчивых растений для оформления выставки.

5. Рефлексия.

Спасибо большое за урок. Все сегодня хорошо поработали, мне урок понравился. А вам? Продолжите, пожалуйста, одну из фраз, указанных на слайде (Слайд 14), можете сказать по – своему. (Высказывания ребят).

Еще раз спасибо за урок. До свидания.

Приложение №1.

Проект «Комнатные засухоустойчивые растения»

В ходе работы над проектом ребята

  1. В ходе анкетирования учеников школы, знакомых, родителей выяснили, какие засухоустойчивые растения чаще всего выращиваются в домашних условиях и составили список таких растений.

  2. Подобрали рисунки и фотографии наиболее часто встречающихся растений.

  3. Проанализировав соответствующую литературу, составили рекомендации по уходу за засухоустойчивыми растениями.

  4. Составили презентацию.

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here