Тишкина Наталия Петровна, г. Тверь, ГУ специальная (коррекционная) школа VII вида, учитель биологии.

Размножение и оплодотворение у растений.

Открытый урок по биологии в 6-м классе.

Цели урока:

Образовательная: выяснить понятии: размножение, тип размножения. Повторить понятия: спора, высшие и низшие растения, вегетативное размножение, размножение спорами, строение спор, гамета. Выяснить: почему половое размножение более высокая ступень размножения.

Развивающая: расширить представления о размножении в мире растений, спорах, гаметах, оплодотворении. Самостоятельная работа при проведении лабораторной работы.

Воспитательная: жизнь на Земле не должна прекращаться.

Коррекционная: использование опорных конспектов при объяснении и закреплении материала, опережающее объяснение, проговаривание несколько раз в разных вариантах материала урока, консультация при проведении лабораторных работ, индивидуальные задания.

Оборудование: гербарии высших и низших растений. Домашние растения ( мезофиты, ксерофиты), микропрепараты проросших спор, проросшие черенки, проросший картофель, листья, споры на листах бумаги, коллекция семян. Таблицы: «Цветковое растение», «Водоросли»,

«Папоротники», «Мхи», Опорные конспекты: «Оплодотворение», «Размножение и оплодотворение у растений». Микроскопы, лупы.

Методы: Словесный: рассказ учителя, беседа, рассказ учащихся, чтение схем в учебнике.

-2-

Наглядный: работа с таблицами, опорными плакатами, рисунками, гербариями.

Частично-поисковый: проведение лабораторной работы: «Прорастание спор» Работа с микроскопом), «Сравнение споры и семени», работа с гербарием6 «Определение высших и низших растений».

Формы работы:

Фронтальная- Актуализация знаний учащихся.

Индивидуальная – рассказ учащихся у доски.

Групповая- работа в парах при проведении лабораторной работы.

Коррекционная –поэтапное закрепление, использование опорных плакатов при объяснении и закреплении материала урока, раздача учащимся опорных плакатов для подготовки домашнего задания, индивидуальная помощь учащимся на уроке.

Ход урока.

  1. Опрос учащихся по прошлому уроку.

У доски устно: 1.Значение воды и водообмен у растений.

2.Ток воды и минеральных веществ в растении.

2. Актуализация знаний.

Закончите предложение:

1.Вегетатиные органы растения это ………(корень, стебель, листья).

2.Генеративные органы растения это ……(цветки и плоды).

3.Какие растения называют высшими? Какие низшими?.

4.Как вы понимаете слово «размножение»?

-3-

Чтобы жизнь на нашей планете никогда не прекращалась, необходимо воспроизведение себе подобных организмов – размножение.

Запись на доске и в тетрадях постепенно в течение урока.

Типы размножения.

Бесполый Половой

1 родитель 2 родителя

Вегетативное Споровое

-листья , (низшие растения)

-стебли , -папоротники, запись в тетрадях

-корни. –водоросли,

-мхи

Показ проросших черенков, гербариев с корневищами, листьев бегонии с проросшими придаточными корнями. Обсуждение размножения вегетативными органами.

Выполнение лабораторной работы.

1.Распределите выданные вам гербарии на высшие и низшие растения. Почему вы так решили? (Одна группа размножается спорами -это низшие, а вторая группа размножается семенами –это высшие растения).

2.Расмотрите в микроскоп проросшие споры. Нарисуйте, что вы видите. Объясните. Сравните спору и семя .Чем они отличаются? (Учащиеся рисуют спору и семя и подписываю: Спора – одна клетка, семя- многоклеточный орган).

Работа с учебником, стр.113, обсуждаем схему и закрепляем.

-4-

Закрепление изученного:

  1. Какие два способа бесполого размножения существуют в царстве растений?

  2. Какими вегетативными органами можно размножить растение?

  3. Чем отличается спора от семени?

Продолжение изучения размножения.

Запись на доске.

Половое размножение.

(два родителя)

Женский организм Мужской организм

1.Назовите главные части цветка. (пестик и тычинка).

2.Какие половые клетки образуются в пылинке?(спермии).

3.Какая половая клетка образуется в пестике?(яйцеклетка).

4.Что такое опыление? (перенос пыльцы на рыльце пестика)

5.Что произойдет с пыльцой? ( Демонстрация опорного конспекта, рассказ по опорному конспекту об оплодотворении. П Чтение в учебнике определения оплодотворения.

Яйцеклетка спермий

Гаметы

опыление

я с

оплодотворение

зигота

семена

признаки обоих

родителей.

Сколько этапов у бесполого размножения?

Сколько у полового?

Работа с учебником, стр. 114. Обсуждение.

Отличается ли дочерний организм от материнского при бесполом размножении? ( Нет, он несет признаки одного родителя).

Отличается ли дочерний организм от родителей при половом размножении? (Да, т.к. несет признаки обоих родителей, т.е. новые признаки).

Подведение итогов урока.

Вспоминаются цели урока. Подводятся итоги.

У растений существует два типа размножения: бесполое и половое.

При бесполом размножении растение размножается вегетативными органами или спорами. При половом размножении происходит оплодотворение: слияние двух половых клеток – гамет, образуется зигота, а затем зародыш и семя. У растений может существовать одновременно два типа размножения. При бесполом размножении наследуются признаки одного родителя, при половом – обоих родителей. Так возникают новые признаки.

Выставляются отметки отвечавшим ученикам.

Прочитать параграф и рассказать о половом и бесполом размножении, используя опорный конспект.

ПРИЛОЖЕНИЕ (Рассказ учителя)

пестик 2 спермия плод

Р.

Ст. пыльцевая

трубка

яйцеклетка + ЗИГОТА ЗАРОДЫШ

З. спермий

центральная клетка + питательное

спермий вещество

Слияние двух половых клеток – гамет , называется оплодотворением.

Раздается учащимся на уроке.

Опорный конспект по теме «Размножение у растений».

РАЗМНОЖЕНИЕ.

БЕСПОЛОЕ

Участвует один родитель.

Вегетативное Споровое

-листьями , спорами

-стеблями,

-корнями

Прорастание споры,

Образование почек.

Материнское Дочерний

растение организм

(признаки одного

родителя)

ПОЛОВОЕ

Участвуют два родителя.

Ж М

гаметы

ЯЙЦЕКЛЕТКА СПЕРМИЙ

Опыление

Я слияние Сп.

оплодотворение

зигота

семена

Признаки обоих родителей.

Заполняется в тетрадях в течение урока.

Используемая литература.

1.Учебник Биология. Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники.

Автор. И.Н.Пономарева. Москва. изд. Вентана-Граф, 2006.

2.Опорные конспекты учителя Тишкиной Н.П.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here