Тишкина Наталия Петровна, г. Тверь, ГУ специальная (коррекционная) школа VII вида, учитель биологии.
Размножение и оплодотворение у растений.
Открытый урок по биологии в 6-м классе.
Цели урока:
Образовательная: выяснить понятии: размножение, тип размножения. Повторить понятия: спора, высшие и низшие растения, вегетативное размножение, размножение спорами, строение спор, гамета. Выяснить: почему половое размножение более высокая ступень размножения.
Развивающая: расширить представления о размножении в мире растений, спорах, гаметах, оплодотворении. Самостоятельная работа при проведении лабораторной работы.
Воспитательная: жизнь на Земле не должна прекращаться.
Коррекционная: использование опорных конспектов при объяснении и закреплении материала, опережающее объяснение, проговаривание несколько раз в разных вариантах материала урока, консультация при проведении лабораторных работ, индивидуальные задания.
Оборудование: гербарии высших и низших растений. Домашние растения ( мезофиты, ксерофиты), микропрепараты проросших спор, проросшие черенки, проросший картофель, листья, споры на листах бумаги, коллекция семян. Таблицы: «Цветковое растение», «Водоросли»,
«Папоротники», «Мхи», Опорные конспекты: «Оплодотворение», «Размножение и оплодотворение у растений». Микроскопы, лупы.
Методы: Словесный: рассказ учителя, беседа, рассказ учащихся, чтение схем в учебнике.
-2-
Наглядный: работа с таблицами, опорными плакатами, рисунками, гербариями.
Частично-поисковый: проведение лабораторной работы: «Прорастание спор» Работа с микроскопом), «Сравнение споры и семени», работа с гербарием6 «Определение высших и низших растений».
Формы работы:
Фронтальная- Актуализация знаний учащихся.
Индивидуальная – рассказ учащихся у доски.
Групповая- работа в парах при проведении лабораторной работы.
Коррекционная –поэтапное закрепление, использование опорных плакатов при объяснении и закреплении материала урока, раздача учащимся опорных плакатов для подготовки домашнего задания, индивидуальная помощь учащимся на уроке.
Ход урока.
-
Опрос учащихся по прошлому уроку.
У доски устно: 1.Значение воды и водообмен у растений.
2.Ток воды и минеральных веществ в растении.
2. Актуализация знаний.
Закончите предложение:
1.Вегетатиные органы растения это ………(корень, стебель, листья).
2.Генеративные органы растения это ……(цветки и плоды).
3.Какие растения называют высшими? Какие низшими?.
4.Как вы понимаете слово «размножение»?
-3-
Чтобы жизнь на нашей планете никогда не прекращалась, необходимо воспроизведение себе подобных организмов – размножение.
Запись на доске и в тетрадях постепенно в течение урока.
Типы размножения.
Бесполый Половой
1 родитель 2 родителя
Вегетативное Споровое
-листья , (низшие растения)
-стебли , -папоротники, запись в тетрадях
-корни. –водоросли,
-мхи
Показ проросших черенков, гербариев с корневищами, листьев бегонии с проросшими придаточными корнями. Обсуждение размножения вегетативными органами.
Выполнение лабораторной работы.
1.Распределите выданные вам гербарии на высшие и низшие растения. Почему вы так решили? (Одна группа размножается спорами -это низшие, а вторая группа размножается семенами –это высшие растения).
2.Расмотрите в микроскоп проросшие споры. Нарисуйте, что вы видите. Объясните. Сравните спору и семя .Чем они отличаются? (Учащиеся рисуют спору и семя и подписываю: Спора – одна клетка, семя- многоклеточный орган).
Работа с учебником, стр.113, обсуждаем схему и закрепляем.
-4-
Закрепление изученного:
-
Какие два способа бесполого размножения существуют в царстве растений?
-
Какими вегетативными органами можно размножить растение?
-
Чем отличается спора от семени?
Продолжение изучения размножения.
Запись на доске.
Половое размножение.
(два родителя)
Женский организм Мужской организм
1.Назовите главные части цветка. (пестик и тычинка).
2.Какие половые клетки образуются в пылинке?(спермии).
3.Какая половая клетка образуется в пестике?(яйцеклетка).
4.Что такое опыление? (перенос пыльцы на рыльце пестика)
5.Что произойдет с пыльцой? ( Демонстрация опорного конспекта, рассказ по опорному конспекту об оплодотворении. П Чтение в учебнике определения оплодотворения.
Яйцеклетка спермий
Гаметы
опыление
я с
оплодотворение
зигота
семена
признаки обоих
родителей.
Сколько этапов у бесполого размножения?
Сколько у полового?
Работа с учебником, стр. 114. Обсуждение.
Отличается ли дочерний организм от материнского при бесполом размножении? ( Нет, он несет признаки одного родителя).
Отличается ли дочерний организм от родителей при половом размножении? (Да, т.к. несет признаки обоих родителей, т.е. новые признаки).
Подведение итогов урока.
Вспоминаются цели урока. Подводятся итоги.
У растений существует два типа размножения: бесполое и половое.
При бесполом размножении растение размножается вегетативными органами или спорами. При половом размножении происходит оплодотворение: слияние двух половых клеток – гамет, образуется зигота, а затем зародыш и семя. У растений может существовать одновременно два типа размножения. При бесполом размножении наследуются признаки одного родителя, при половом – обоих родителей. Так возникают новые признаки.
Выставляются отметки отвечавшим ученикам.
Прочитать параграф и рассказать о половом и бесполом размножении, используя опорный конспект.
ПРИЛОЖЕНИЕ (Рассказ учителя)
пестик 2 спермия плод
Р.
Ст. пыльцевая
трубка
яйцеклетка + ЗИГОТА ЗАРОДЫШ
З. спермий
центральная клетка + питательное
спермий вещество
Слияние двух половых клеток – гамет , называется оплодотворением.
Раздается учащимся на уроке.
Опорный конспект по теме «Размножение у растений».
РАЗМНОЖЕНИЕ.
ПОЛОВОЕ Участвуют два родителя.
Ж М
гаметы
ЯЙЦЕКЛЕТКА СПЕРМИЙ
Опыление
Я слияние Сп. оплодотворение
зигота
семена
Признаки обоих родителей.
|
Заполняется в тетрадях в течение урока.
Используемая литература.
1.Учебник Биология. Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники.
Автор. И.Н.Пономарева. Москва. изд. Вентана-Граф, 2006.
2.Опорные конспекты учителя Тишкиной Н.П.