1Урок для 8-11 классов по теме: «Твёрдые бытовые отходы: их особенности и проблемы утилизации»001 идея интересного занятия с детьми

Конспект урока.

Тема: «Твёрдые бытовые отходы: их особенности и проблемы утилизации».

Камилова Ирина Олеговна, ФГБОУ ВДЦ «Океан», учитель биологии, Приморский край

Предмет (направленность): экология.

Возраст детей: 8-11 классы.

Место проведения: класс.

Цель: дать понятие «твёрдые бытовые отходы», акцентировать внимание на проблемах, возникающих с увеличением их количества.

Задачи:

Экологическое просвещение и образование школьников.

Показать влияние мусора на окружающую природу и жизнь человека.

Показать разнообразие бытового и промышленного мусора.

Определить проблемы утилизации мусора и возможные пути их решения.

Развивать умения учебно-исследовательской деятельности.

Способствовать воспитанию экологической культуры школьников.

Методы:

словесные: фронтальная беседа, объяснение;

наглядные: слайдовая презентация.

Оснащение: мусорная корзина, образцы твёрдых бытовых отходов, относящихся к разным категориям (бумага, стекло, железные банки, батарейки, пластмасса, древесина, вата, пищевые отходы, пакеты, фантики, гвоздики, фольга, консервная банка… и т.п.).

!! У доски перед классом стол, на котором разложены различные отходы, мусорная корзина.

Вступительное слово учителя. (3 мин.)

(Слайд) Приветствую вас, участники урока экологии!

Активное загрязнение окружающей среды привело к глобальной экологической проблеме – разрушению среды существования человечества. В настоящее время общая мощность источников антропогенного загрязнения во многом превосходит мощность естественных. (Слайд) Мы ничего не можем выбросить, в той или иной форме все отходы остаются с нами навсегда! Мы не можем создавать или разрушать материю, мы можем лишь изменять её форму! Какие выводы мы должны сделать? Какие пути решения этой проблемы мы могли бы предложить? Предлагаю вам побеседовать о том, как человек может отравлять своё собственное существование в прямом смысле этого слова. Давайте обсудим круг вопросов, связанных с бытовыми отходами, проблемами их утилизации и пути решения этого “мусорного кризиса”.

2. Знакомство с информацией по теме урока. (25 мин.)

Учитель: Жизнь человека и его деятельность всегда сопровождались образованием отходов. (Слайд) Отходы – это вещества, признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции, утратившей свои потребительские свойства в результате износа. (Слайд) Существует даже наука, изучающая отходы – гарбология. Слово «гарбология» происходит от английского слова «мусор» (garbage). Эта отрасль науки является ответвлением в экологии и изучает мусорные отходы и то, как они влияют на жизнь планеты и людей. Также она исследует методы утилизации отходов. Отходы очень разнообразны, поэтому принята их классификация. (Слайд)

Классификация отходов.

По агрегатному состоянию:

твёрдые,

жидкие,

газообразные.

(Слайд) По классу опасности, который устанавливается в соответствии с нормативными отраслевыми документами. В настоящее время в России для отходов в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 года № 511 установлено 5 классов опасности.

Класс опасности

отхода для окружающей природной среды

Степень

вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду

Критерии

отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды

I класс –

чрезвычайно опасные

Очень высокая

Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует.

II класс – высокоопасные

Высокая

Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия.

III класс –

умеренно опасные

Средняя

Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника.

IV класс –

малоопасные

Низкая

Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3-х лет.

V класс –

практически неопасные

Очень низкая

Экологическая система практически не нарушена.

(Слайд) По происхождению:

отходы производства (промышленные отходы) – отходы I, II и III класса опасности, образовавшиеся в результате производственных процессов и деятельности различных предприятий: отработанные масла, нефтешламы, кислоты и щелочи, отработанные аккумуляторы и покрышки, ртутьсодержащие отходы (отработанные люминесцентные лампы, ртутные градусники и пр.), отходы гальванического производства (цинк, никель, хром, кадмий, олово и пр.). Опасные отходы содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека;

строительные отходы – отходы III и IV класса опасности, могут образовываться в результате строительства или сноса зданий и сооружений: бой керамической плитки и кирпича, древесные отходы, щебень, застывший раствор и бой стекла, металлолом и тара лакокрасочных материалов;

отходы потребления (твёрдые бытовые отходы) – отходы IV и V класса опасности: пластмасса, бумага, пищевые отходы, стекло, мебель, дорожный мусор и т.п.;

природные отходы – это продукты жизнедеятельности живых организмов, обитающих на Земле: перегной, опавшие листья, навоз и т.п.

Многие предполагают, что основные загрязнения возникают в результате промышленных и сельскохозяйственных выбросов. Однако все последующие факты говорят о том, что ничуть не меньшая роль принадлежит твёрдым бытовым отходам.

(Слайд) ТБО. Что это такое?

(Ответы)

(Слайд) Твёрдые бытовые отходы (ТБО, бытовой мусор) – это предметы или товары, потерявшие потребительские свойства. ТБО делятся на отбросы (биологические ТО) и собственно бытовой мусор (небиологические ТО искусственного или естественного происхождения).

Учитель: Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Ежегодно его количество возрастает примерно на 3% по объёму.

!!Все ТБО, лежащие на столе, учитель сваливает в мусорную корзину.

Причём мы выбрасываем мусор как организованно (в контейнеры, урны и т. д.), так и неорганизованно (куда попало). Чтобы не утонуть в грудах мусора и не отравиться продуктами его разложения, его надо утилизировать, или, проще говоря, куда-то девать.

Как избавиться от отходов?

(Ответы учащихся – на свалку!).

(Слайд). Вплоть до 1960 года большая часть твёрдых бытовых отходов вывозилась и сжигалась на открытых площадках, но при этом:

— они дымили, распространяя зловоние, и служили рассадником мух, крыс;

— продукты сгорания уносились в атмосферу и являлись одной из причин загрязнения воздуха;

— в воздухе над свалкой образовывались токсины, которые попадали и в почву.

(Слайд) К началу 1970-х годов открытые горящие свалки запретили. В качестве альтернативы использовались захоронения (могильники). Мусор зарывали в землю или вываливали на неё и засыпали тонким слоем земли. Но при этом возникли более серьёзные проблемы. (Какие?) (Вымывание вредных веществ и загрязнение грунтовых вод токсичными веществами).

Вода с растворёнными загрязнителями называется фильтратом. Когда он проходит через необработанные отходы, образуется особенно ядовитый фильтрат, в котором наряду с разлагающейся органикой находится железо, ртуть, свинец, цинк и другие металлы из ржавеющих консервных банок, разряженных батареек, причем всё это густо приправлено красителями, пестицидами, моющими средствами и другими химикатами. Неграмотный выбор мест захоронений и отсутствие мер предосторожности позволяет всему этому зелью попадать в подземные водоносные горизонты. Кроме этого происходит: образование метана (ядовитое вещество, взрывается при зажигании); при гниении продуктов постепенно происходит просадка грунта, в образовавшемся углублении скапливается вода, и участок постепенно превращается в болото.

(Слайд) Сроки разложения различных видов мусора.

Пищевые отходы – от 10 дней до 1 месяца.

Ксероксная бумага – 2 года.

Железные банки – до 10 лет.

Автомобильные аккумуляторы – до 100 лет.

Электрические батарейки – до 100 лет.

Пластик начинает разлагаться не раньше, чем через 80 лет и может достигать периода до 450 лет!

Стекло – более 1000 лет.

Вопрос: какого вида отходы в мире самые распространённые?

(Ответы учащихся)

Учитель: (Слайд) По мнению учёных самым распространённым и одним из видов опасных отходов является пластик, который стал неотъемлемой частью повседневной жизни человека. (Слайд) От 25 до 60% нашего мусора – пластик разного вида! Оглянитесь вокруг – пластмасса окружает нас всюду! Упаковка наших продуктов питания, одежда, компьютеры, мобильные телефоны, канцелярские принадлежности и даже игрушки ребёнка – ВСЁ это сделано из пластмассы! В повседневной жизни мы даже не задумываемся, как влияют эти пластмассовые изделия на наше здоровье, здоровье наших детей и состояние окружающей среды. Некоторые виды пластмасс несут прямую угрозу нашему здоровью.

Классификация пластика.

(Слайд) На некоторых пластмассовых изделиях вы можете увидеть треугольник, стенки которого образуют стрелки. В центре такого треугольника размещается цифра. Это обозначение – знак рециклирования (переработки), который делит все пластмассы на семь групп, чтобы облегчить процесс дальнейшей переработки. В быту по этому значку можно определить для каких целей можно использовать пластмассовое изделие, а в каких случаях вообще отказаться от использования этого изделия.

1. Полиэтилентерефталат (PETE / PET) Урок для 8-11 классов по теме: «Твёрдые бытовые отходы: их особенности и проблемы утилизации»

Самый распространённый вид пластмасс. В бутылки, изготовленные из полиэтилентерефталата, разливают различные прохладительные напитки (соки, воды), подсолнечное масло, кетчупы, майонез, косметические средства. Официально считается, что полиэтилентерефталатовые бутылки безопасны для здоровья. Тем не менее, есть информация, что содержимое бутылок, может выщелачивать ядовитую сурьму из стенок бутылок (особенно при нагревании). Эта информация ещё требует проверки. Пока PETE считается одним из самых безопасных видов пластмасс. Тем не менее, врачи не рекомендуют многократно использовать PETE-бутылки, потому что в быту их сложно промыть достаточно чисто, «избавившись» от всех микроорганизмов.

2. Полиэтилен высокой плотности (HDPE) Урок для 8-11 классов по теме: «Твёрдые бытовые отходы: их особенности и проблемы утилизации»

Из полиэтилена высокой плотности изготовляются флаконы для шампуней, косметических и моющих средств, канистры для моторных масел, одноразовая посуда, контейнеры и ёмкости для пищевых продуктов, контейнеры для заморозки продуктов, игрушки, различные колпачки и крышки для бутылок и флаконов, прочные хозяйственные сумки, фасовочные пакеты и ящики. Не смотря на то, что HDPE-изделия, как и PETE-изделия, считаются безопасными для здоровья человека, существует ряд мифов, согласно которым из стенок тары могут попадать в жидкость гексан и бензол. Пока это только мифы, не имеющие научного подтверждения.

3. Поливинилхлорид (PVC/V) Урок для 8-11 классов по теме: «Твёрдые бытовые отходы: их особенности и проблемы утилизации»

Поливинилхлорид, он же ПВХ, винил применяется для изготовления линолеума, оконных профилей, кромки мебели, упаковки бытовой техники, искусственных кож, плёнки для натяжных потолков, сайдинга, труб, изоляции проводов и кабелей, занавесок для душа, папок с металлическими кольцами, обёрток сыра и мяса, бутылок растительного масла. Это самый ядовитый и опасный для здоровья вид пластмасс! При сжигании поливинилхлорида образуются высокотоксичные хлорорганические соединения, после 10 лет службы изделия, изготовленные из ПВХ, начинают самостоятельно выделять в окружающую среду токсичные хлорорганические соединения. Переработка: литьё под давлением, прессование.

4. Полиэтилен низкой плотности (LDPE) Урок для 8-11 классов по теме: «Твёрдые бытовые отходы: их особенности и проблемы утилизации»

Из полиэтилена низкой плотности изготавливаются различные упаковочные материалы, пакеты для супермаркетов, CD, DVD-диски. Массовость производства LDPE приводит «к захламлению» окружающей среды. LDPE-пакетами завалены все улицы городов и свалки, они тоннами плавают в морях и океанах, вызывая гибель рыб, птиц, морских черепах и других животных, которые давятся и запутываются в них. Многие города мира полностью отказались от использования полиэтиленовых пакетов. Официально считается безвредным, не смотря на то, что при производстве LDPE используются потенциально опасные для здоровья бутан, бензол и виниловый ацетат.

5. Полипропилен (PP) Урок для 8-11 классов по теме: «Твёрдые бытовые отходы: их особенности и проблемы утилизации»

Из полипропилена изготавливают вёдра, посуду для горячих блюд, одноразовые шприцы, мешки для сахара, контейнеры для заморозки продуктов, крышки для большинства бутылок, маслёнки, упаковка некоторых продуктов питания, в строительстве используется для шумоизоляции. Считается, что полипропилен безопасен для здоровья.

6. Полистирол (PS) Урок для 8-11 классов по теме: «Твёрдые бытовые отходы: их особенности и проблемы утилизации»

Из полистирола изготавливается одноразовая посуда, контейнеры для пищи, стаканчики для йогурта, детские игрушки, теплоизоляционные плиты, сандвич панели, потолочный багет, потолочная декоративная плитка, упаковочные подносы для продуктов питания в супермаркетах (мясо, различные орешки и т.д.), фасовочные коробки для яиц. Ранее получение полистирола было сопряжено с выделением фреона (трихлорфторметана), который разрушал озоновой слой Земли. Полистирол получают в результате полимеризации стирола, который является канцерогенном.

7. Другие виды пластмасс Урок для 8-11 классов по теме: «Твёрдые бытовые отходы: их особенности и проблемы утилизации»

Использование их в быту может быть сопряжено с опасностью для вашего здоровья. Так поликарбонат, из которого изготавливается некоторая посуда для питания и бутылки, при контакте с горячими жидкостями может высвобождать бисфинол А, который может вызвать различные гормональные нарушения в организме человека (раннее половое созревание, ожирение, рак). Вместе с тем, в эту группу могут входить и экологичные виды пластмасс, которые биодеградируют в окружающей среде при участии микроорганизмов. То есть, приобретая тару из этой группы пластмасс, вы играете в рулетку. Не подлежит переработке. (Слайд) Вторичной переработке подвергаются далеко не все виды пластика. Вот те, которые подлежат вторичной переработке (информация на слайде).

(Слайд) Несколько советов:

— По возможности отказываться от пластмассовой посуды в пользу деревянной, стеклянной, фарфоровой, металлической; вместо пластмассовой разделочной доски использовать деревянную, пластиковую бутылку в походе можно заменить металлической флягой.

— Внимательно следить за маркировкой пластмассовой продукции, особенно когда покупаете детские игрушки.

— Стараться избегать термической обработки пластмасс с низкой термостойкостью.

(Слайд) Пластик – зло XXI века!

(Слайд) При существующих темпах производства пластиковых продуктов, Земля покроется им ещё до того, как первые пластиковые предметы начнут разлагаться. (Слайд) Пластик начинает разлагаться только через 450 лет, а полностью процесс завершается ещё через 50-80 лет! Опасность пластиковых отходов изучена учёными достаточно хорошо. Приведём факты, говорящие о вреде пластика, который он наносит окружающей природной среде.

(Слайд) Известно, что при сжигании предметов, например из поливинилхлорида (ПВХ), выделяется газ фосген, известный как боевое отравляющее вещество. При горении ПВХ образуются диоксины – самые токсичные вещества, которые не выводятся из организма. По своей «убойной силе» они превышают действие синильной кислоты и цианистого калия!

(Слайд) Воздействие даже низких концентраций диоксинов вызывает риск развития онкологических заболеваний, астмы, аллергии. Годами, накапливаясь в организме, эти вещества влияют на генетические структуры, развитие эмбрионов, приводят к бесплодию и врождённым патологиям у потомства!

(Слайд) Ежегодно в океан попадает около 150 тонн пластикового мусора. (Слайд) Количество животных, гибнущих в океане из-за пластиковых отходов, исчисляется миллионами в год.

И ещё несколько фактов о пластике, которые помогут вам задуматься о целесообразности столь широкого применения этого материала.

(Слайд) 90 % пластмассы, когда-либо произведённой в мире, до сих пор существует!

99 % пластиковой упаковки мы используем 1 раз и выбрасываем!

(Слайд) В среднем, 90% от стоимости бутилированной воды составляет стоимость пластиковой бутылки.

Пластиковые бутылки составляют 40% всех пластиковых отходов.

(Слайд) Ежегодно в мире производится свыше 13 миллиардов пластиковых бутылок.

Для производства миллиарда пластиковых бутылок требуется 571 баррель нефти (90.789.000 литров)!

Вторичная переработка отходов.

Сейчас наиболее эффективным способом решения проблемы мусора считается переработка и вторичное использование ТБО. (Слайд) Переработка – повторное использование или возвращение в оборот отходов. Наиболее распространена вторичная, третичная и т. д. переработка таких материалов, как стекло, бумага, пластик, алюминий, асфальт. Рециклизация – это молодая, но перспективная отрасль, занимающаяся переработкой мусора. (Слайд) В мире принята экологическая маркировка товаров. Объясните, что означают следующие символы?

(Слайд) Урок для 8-11 классов по теме: «Твёрдые бытовые отходы: их особенности и проблемы утилизации» (Ответы) (Слайд) – упаковка из пластика пригодна для последующей переработки.

(Слайд) Урок для 8-11 классов по теме: «Твёрдые бытовые отходы: их особенности и проблемы утилизации» (Ответы) (Слайд) – повторное или многоразовое использование упаковки.

(Слайд) Урок для 8-11 классов по теме: «Твёрдые бытовые отходы: их особенности и проблемы утилизации» (Ответы) (Слайд) – изделия, поддающиеся повторному использованию или полученные в результате вторичной переработки.

Какую выгоду можно извлечь за счёт вторичной переработки пластика? (Слайд)

Рециркуляция пластмассы может сэкономить до 2/3 необходимой энергии для того, чтобы производить пластмассу из сырья.

Энергии от одной переработанной пластиковой бутылки хватит для того, чтобы 60-ваттная лампочка могла светить 6 часов.

5 двухлитровых бутылок достаточно для производства волокна на большую спортивную майку!

Для производства мужского пиджака требуется всего 25 переработанных пластиковых бутылок.

Экологические проекты во Владивостоке. (10 мин.)

(Слайд) Началом системного подхода к решению вопросов обращения с отходами в городе Владивостоке можно считать 2005 год, в котором была

принята Муниципальная целевая программа «Отходы».

В рамках её реализации администрацией города Владивостока:

проведена инвентаризация источников образования отходов;

разработаны нормативно-правовые акты в сфере обращения с отходами,

утверждена Генеральная схема санитарной очистки на период до 2012 года,

подготовлены обоснования инвестиций наиболее актуальных объектов:

комплекс по переработке и утилизации бытовых отходов,

рекультивация старого полигона в б. Горностай;

— началась реализация подпрограммы экологического образования

(Слайд) Наш город Владивосток – один из немногих городов России, где уже взялись за рекультивацию полигона твёрдых бытовых отходов в районе бухты Горностай и успешно с этим справляются. Вся рекультивация проходит в два этапа: строительный, который уже завершён, и биологический, который продолжится ещё около 20 лет. Часть Уссурийского залива, где располагалась свалка, уже очистилась от мусора, уже нет зловонного дыма, и жители города активно рыбачат на пляже вблизи бывшего полигона. Сейчас там проходят нормальные процессы: мусор внутри тела свалки продолжает разлагаться, в связи с чем происходит проседание грунта, выделение газов. Рекультивированный полигон находится под наблюдением, ежегодно выполняется мониторинг подземных и поверхностных вод, контроль за состоянием почвы, составом свалочного газа. Необходимо напомнить, что в целях безопасности доступ на полигон запрещен. На данный момент холм зарастает травой и кустарником, а лет через 10-15 можно будет думать о том, чтобы как во всем цивилизованном мире использовать это место под объект отдыха горожан или строительство какого-либо объекта. Превращать свалки в оазисы – это мировой тренд, который набирает обороты.

Как грамотно утилизировать ТБО?

(Ответы учащихся)

В городе Владивостоке на протяжении последних лет применяется комплексный подход к вопросам обращения с отходами, включающий работу по следующим направлениям (Слайд):

1. Развитие инфраструктуры утилизации отходов (это строительство нового комплекса по утилизации отходов, проектирование объектов утилизации отходов на островных территориях, модернизация существующего мусоросжигательного завода);

2. Ликвидация ранее причинённого ущерба, связанного с обращением с отходами (это уже упомянутая свалка в бух. Горностай, свалка на о. Русский, свалки на островных территориях);

3. Внедрение селективного сбора отходов в местах образования, оборудование и оснащение контейнерных площадок.

Чтобы грамотно и эффективно решить проблему ТБО, в нашем городе реализуются несколько экологических проектов.

(Слайд) Основные направления работы в сфере обращения с отходами:

-развитие инфраструктуры утилизации отходов производства и потребления;

-мероприятия по ликвидации ранее причиненного ущерба, связанного с обращением с отходами;

-мероприятия организационного характера, связанные с привлечением инвестиций в сферу обращения с отходами, изменения структуры отношений с различными хозяйствующими субъектами в данной сфере;

-проведение мероприятий экологического просвещения и образования;

-мероприятия по организации системы сбора отходов:

-селективный сбор в местах образования, оборудование и оснащение контейнерных площадок.

(Слайд) Во Владивостоке с 2011 года реализуется экологический проект «Возьми пластик в оборот». (Слайд) Цель проекта – уменьшение объёма пластика, подвергаемого захоронению и снижение уровня загрязнения территории города. На придомовых территориях будут устанавливаться специализированные контейнеры – пирамиды жёлтого цвета для сбора отходов из пластика. Раздельный сбор – наиболее перспективный путь для максимального вовлечения отходов в переработку. Это мировой опыт, и Владивосток активно его применяет на практике. Направленный в переработку пластик может использоваться как вторичное сырьё до пяти раз!

(Слайд) Ещё один экологический проект, реализуемый в нашем городе – «Утилизируй правильно», (Слайд) направленный на организацию сбора и экологически безопасной утилизации ртутьсодержащих отходов и отработанных элементов питания в целях минимизации негативного воздействия данных видов отходов на окружающую среду. (Слайд) Также на территории города Владивостока в целях обеспечения безопасного обращения с отходами реализуется экологический проект «Свалкам – нет». (Слайд) Проект направлен на снижение количества несанкционированных свалок отработанных автомобильных покрышек и организацию экологически безопасной утилизации данного вида отходов. Необходимо отметить, что отработанные автопокрышки являются отходами IV класса опасности и подлежат обязательной утилизации или переработке. (Слайд) Отработанные покрышки являются источником длительного загрязнения окружающей среды. Выброшенные шины в естественных условиях разлагаются более ста лет, на протяжении которых происходит вымывание в почву токсичных органических соединений. (Слайд) При сжигании одной тонны использованных шин в окружающую среду попадает около 250 кг сажи и 450 кг токсичных газов!

В рамках программы экологического просвещения и образования во Владивостоке проводятся акции по селективному сбору отходов, в этом году к сбору макулатуры и пластика добавится акция по сбору отработанных батареек.

Утилизация отходов.

Учитель: (Слайд) Утилизация отходов – одна из важнейших проблем современной цивилизации! Особенно тяжело утилизировать неорганизованно выброшенный мусор. (Слайд) Пока человечество придумало три принципиально разных пути утилизации мусора:

захоронение отходов, с соблюдением природоохранных требований – организация специальных полигонов с гидроизоляцией, к сожалению, пока наиболее распространенный способ;

обезвреживание отходов в специальных установках (высокотемпературное сжигание с очисткой отходящих газов с попутным получением энергии в виде электричества или пара для отопления) – достаточно распространенный, постоянно совершенствующийся, но дорогостоящий и не исключающий полностью негативное воздействие на окружающую среду;

вторичное использование отходов.

Однако ни один из них нельзя признать абсолютно приемлемым.
Вторичное использование отходов – наиболее ресурсосберегающий путь, но не всегда рентабелен как в экономическом, так и в экологическом плане. Здесь существует ряд проблем. (Слайд)

Первая проблема заключается в том, что прежде чем мусор использовать, его необходимо рассортировать. Бумага, железо, битое стекло должны находиться отдельно. Очевидно, рассортировать мусор, уже поступивший на свалку, практически невозможно. Поэтому сортировать мусор надо в тот момент, когда его выбрасывают. Значит, каждый человек должен завести отдельные вёдра для пищевых отходов, пластмассы, бумаги и т. д.

Вторая проблема – наличие предприятий по переработке отходов.

Третья проблема – конкурентность товаров, получаемых в процессе переработки отходов и формирование рынка сбыта такой продукции.

Четвёртая проблема – наличие мотивации производителей отходов, направленной на селективный сбор и максимальное вовлечение отходов в повторное использование.

Но все эти проблемы не могут служить причиной для бездействия, наоборот, их следует использовать как стимул для познания и применения новых методов и технологий! (Слайд) «Главной целью прогрессивных технологий является нахождение способа производства полезного из отбросов» (Д. И. Менделеев).

Подведение итогов урока. (5 мин.)

Человечество пришло к пониманию, что дальнейшее развитие технического прогресса невозможно без оценки влияния новых технологий на экологическую ситуацию. (Слайд) Новые связи, создаваемые человеком, должны быть замкнуты, чтобы обеспечить неизменность тех основных параметров системы планеты Земля, которые влияют на её экологическую стабильность. Я думаю, что каждому из нас есть над чем задуматься. В заключение напомню о золотых правилах природопользования, которые в 1976 году сформулировал эколог Барри Коммонер:

— Природа знает лучше.

— Всё связано со всем.

— Ничто не даётся даром.

— Всё должно куда-то деваться.

Рефлексия. (10 мин.)

(Слайд) Как вы понимаете смысл фразы: «Думай глобально, действуй локально»?

Что каждый из нас может сделать для того, чтобы сократить объём отходов?

(Слайд) Фразы по кругу (каждый учащийся высказывает своё мнение, опираясь на начальные слова фразы: я узнал, я научился, мне было интересно…) (Слайд)

Информационные источники

  1. Вершинина Л. В., Ступина Л. А., «Проблема твердых бытовых отходов», http://festival.1september.ru/articles/509368/, 2007-2008.

  2. n170036.html — Бывшая «горностаевская свалка» во Владивостоке станет парком…

  3. topic708986.html – 20 фактов о вреде пластика.

  4. http://tjoingst.3dn.ru/news/ehkologicheskij — Проект «Возьми пластик в оборот».

  5. http://svalkam-net.ru/ — Экологический проект «Свалкам – нет».

13

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here