Урок по теме: «Реакции разложения»
Цель урока: Изучить механизм реакций разложения. Познакомиться с понятиями «катализатор», «фермент». Отработать навыки составлять уравнения химических реакций.
Задачи:
-
Образовательные — развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, определять реакции замещения, делать выводы и обобщения.
-
Развивающие — развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
-
Воспитательные — воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.
Оборудование. Мультимедийная установка
Методы и приемы. Демонстрация видеороликов, метод парной работы, взаимопроверка, самостоятельная работа.
Ход урока.
I. Организационный момент. Организация учащихся на усвоение новых знаний, умений и навыков
II. Мотивационный момент
Слайд 1.
Учитель. На уроках биологии вы неоднократно обсуждали процессы дыхания, питания. Что происходит с кислородом в нашем организме? Как происходит распад белков, жиров и углеводов в организме? Что происходит с веществами дальше?
Наш организм представляет собой огромный химический завод. Для протекания химических реакций в каждой клеточке нашего организма необходим кислород. В результате сложных реакций окисления выделяется энергия, необходимая для поддержания постоянной температуры тела, для движения, для мышления, т.е. для жизни.
Да, действительно, без химических реакций невозможна жизнь. Различаются ли химические реакции друг от друга; могут ли некоторые реакции в чем-то быть схожими? Чтобы нам ориентироваться в огромном царстве химических реакций необходимо знать типы химических реакций.
Сегодня мы начнем знакомство с классификацией химических реакций по изменению числа исходных и конечных веществ. Разберем первый тип реакций – реакции разложения.
III. Актуализация опорных знаний
Учитель. Посмотрите свои рабочие карты, прочитайте цели урока (УЭ-0).
Запишите дату и тему урока в тетрадь.
Подпишите свои листы учета.
Слайд 2.
Учитель. Но прежде чем перейти к новой теме, необходимо определить исходный уровень знаний о признаках и условиях течения химических реакций, проверить умения составлять уравнения химических реакций (УЭ-1).
Для проверки д/з класс поделиться на две группы. Первая группа пройдет компьютерное тестирование (список учащихся, работающих за компьютером).
Заработанные баллы внесете в листок учета.
Вторая группа работает с раздаточным материалом. Задания выполняете непосредственно в карточках.
Для работы вам отводится 5 мин.
Слайд 3.
Проведите взаимопроверку. Шаблон ответов на экране. Заработанные баллы внесете в листок учета.
IV. Изучение нового материала
Слайд 4.
Учитель. Приступим к изучению реакций разложения. Переходим к следующему УЭ-2. В этом модуле мы будем разбирать механизм реакций. Поможет нам в этом компьютер. Вы должны внимательно слушать, смотреть и записать увиденное, после чего мы обсудим с вами вопросы этого модуля. Чтобы вам было легче отвечать на поставленные вопросы, мы будем заполнять таблицу на доске.
Слайд 5.
Исходные вещества | Условия реакции | Признаки реакции | Продукты реакции | Уравнение реакции | |
2. | Сu2(OH)2CO3 | Нагревание | Выделение газа. Изменение цвета. | CuO, H2O, CO2 | Сu2(OH)2CO3 → 2CuO + H2O + CO2↑ |
Вопросы.
-
Сколько веществ вступило в реакцию?
-
Сколько веществ образовалось?
-
Какие признаки химических реакций вы наблюдаете?
-
При каких условиях осуществляются реакции.
-
К каким реакциям «по признаку поглощения или выделения теплоты» относятся данная реакция?
Слайд 6.
Исходные вещества | Условия реакции | Признаки реакции | Продукты реакции | Уравнение реакции | |
3. | H2CO3 | Нагревание | Выделение газа. Изменение цвета индикатора. | H2O, CO2 | H2CO3 → H2O + CO2↑ |
Вопросы.
-
Сколько веществ вступило в реакцию?
-
Сколько веществ образовалось?
-
Какие признаки химических реакций вы наблюдаете?
-
При каких условиях осуществляются реакции.
-
К каким реакциям «по признаку поглощения или выделения теплоты» относятся данная реакция?
Учитель. Рассмотрите заполненную таблицу.
-
Что общего в этих химических реакциях?
-
Сформулируйте определение понятия «реакция разложения».
-
Запишите определение в тетрадь.
(проверить у 1-2 учеников)
Учитель. Для закрепления понятия «реакция разложения» выполните задания в рабочей карте. Для работы вам отводится 2-3 мин.
Слайд 7.
Учитель. Проведите взаимопроверку. Шаблон ответов на экране. Внесите заработанные баллы в листок учета знаний.
Слайд 8.
Учитель. Цель следующего блока (УЭ-3) – это изучение понятий «скорость химической реакции», «катализатор», «фермент».
Слайд 9.
Химические реакции протекают с разными скоростями. Из известных на сегодняшний день реакций самая быстрая протекает в 1040 раз быстрее, чем самая медленная. Превращение графита в алмаз в недрах Земли — очень медленная реакция. А взрыв смеси кислорода с водородом происходит практически мгновенно.
Тема скорости химических реакций актуальна, так как вокруг нас постоянно происходят разные процессы и скорость их различна. Эти процессы важны и происходят во всех уголках природы, жизнедеятельности людей.
Так вот, химическая реакция проходит путь от исходных веществ до продуктов реакции. А время, за которое этот путь пройден, характеризует скорость химической реакции.
Для того чтобы разобраться с понятием «катализатор» обратимся к компьютеру и посмотрим видеоролик. Вы должны внимательно всё посмотреть, а затем ответить на вопросы.
Слайд 10.
Вопросы:
-
Что вы наблюдали?
-
С какой скоростью выделялся кислород в начале опыта?
-
Что способствует быстрому выделению кислорода?
-
Участвует ли оксид марганца (IV) в реакции?
-
Сформулируйте определение понятия «катализатор».
-
Что происходит с ранкой, если её обеззаразить перекисью водорода?
-
Где вы впервые встретились с понятием «фермент»?
-
Что такое фермент?
-
Какова биологическая роль ферментов?
-
Как можно назвать реакцию, протекающую с участием катализатора?
-
Как можно назвать реакцию, протекающую с участием фермента?
Учитель. Выполните задания в рабочей карте. Для работы вам отводится 2-3 мин.
Слайд 11.
Учитель. Проверьте самостоятельно работу по шаблону на экране. Внесите заработанные баллы в листок учета знаний.
V. Закрепление изученного материала.
Слайд 12.
Учитель. Переходим к следующему УЭ-4. Цель – проверить усвоение сегодняшнего урока.
Слайд 13.
Учитель. Прочитайте внимательно задания I, II в рабочей карте.
Для выполнения I задания (а, б) к доске выходят два ученика (Ф.И. учащихся). Выполняют задания у доски.
Остальные выполняют задания самостоятельно по вариантам. Вариант 1 выполняет задание под (в). Вариант 2 выполняет задание под (г) (2-3 мин.)
Слайд 14.
Учитель. Проверите работу самостоятельно по шаблону на экране. Внесите заработанные баллы в листок учета знаний.
Учитель. Задание II выполните самостоятельно (2-3 мин.)
Слайд 15.
Учитель. Проверьте по шаблону на экране. Внесите заработанные баллы в листок учета знаний.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель. Вот и подошел к концу наш сегодняшний урок. Еще раз прочитайте цели, поставленные в начале урока. Попробуйте каждый для себя определить достигнуты ли они.
Слайд 16.
Учитель. Чтобы определить степень усвоения материала урока (УЭ-5), подсчитайте количество баллов, набранных в течение урока. Поставьте себе оценку. Сдайте оценочный лист учителю.
Поднимите руки, кто получил оценку «5»
Поднимите руки, кто получил оценку «4»
Поднимите руки, кто получил оценку «3»
Слайд 17.
Учитель. Мне бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Обратите внимание на УЭ-6. Ответьте на предложенные вам вопросы:
-
Чем тебе понравился урок?
-
Что было сложного для тебя на этом уроке?
-
Что на уроке усвоено хорошо?
Слайд 18.
VI. Домашнее задание.
§ 29; упр.4, стр. 155.