ГДЗ (решебник) по биологии для 7 класса Латюшин, Ламехова

Предмет: Биология

Класс: 7

Автор: Латюшин, Ламехова

Рабочая тетрадь по биологии 7-й класс под редакцией В.В. Латюшина включает в себя вопросы и тестовые задания по царству животных. Ответы к заданиям, которые можно найти в ГДЗ, помогут быстро заполнить пробелы в знаниях и гарантированно получить хорошую отметку. Однако не стоит полагаться только на решебник, лучше с его помощью разобраться в теме животного мира, поскольку возможны дополнительные вопросы, вызов к доске, переиздание пособий и так далее.

Биологию легко выучить самостоятельно, тем более что она относится к наукам, объясняющим как устроен мир. А это интересно и полезно. Сейчас настоящие знания и образование опять становятся престижными, а потому лучше воспользоваться готовыми домашними заданиями, чтобы лучше и быстрее выучить предмет.

Тренировочные заданияСтраница:

§2. Современная зоология.
1.Найдите в тексте параграфа 1 понятия, указанные ниже, и закончите предложения.
§4. Простейшие.
1. Назовите фамилию ученого, который первым описал группу простейших животных.
2. Что является общим в строении простейших?
3. Почему ученые утверждают, что у животных и растений были общие предки?
4. Зарисуйте увиденных вами простейших и подпишите их названия под рисунками.
5. Изучив текст учебника, впишите в схему ивестные вам систематические группы простейших.
— Корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, жгутиконосцы, инфузории.
6. Рассмотрите рисунки. Определите какие простейшие на них изображены, и поставьте номера рисунков против соответствующих названий простейших.
Корненожка — 7.
Формаминифера — 4.
Радиолярия — 1.
Вольвокс — 2.
Хламидомонада — 5.
Эвглена — 6.
Инфузория — 3.
7. Органы движения простейших.
Ложноножки; Реснички; Жгутик
8. Объясните, в каком смысле врачи часто используют выражение «болезни грязных рук». Приведите примеры болезней, к которым оно относится.
— все болезни от грязных рук.
Примеры: кишечная инфекция, пищевые отравления.
9. Закончите предложения, вписав необходимые слова.
Если банку с
10. Вставьте пропущенные слова. Дайте определения понятий.
Симбиоз
Колония
Раковина
Циста
11. Объясните, как связаны между собой способ питания и образ жизни простейшего.
Гетеротрофы, питающиеся готовыми органическими веществами, часто являются либо хищниками, либо всеядными. Они там, где есть обилие пищи, большинство живет в почве. Есть и паразиты. Примеры – инфузория, амеба дизентерийная и обыкновенная, лямблия. Автотрофные протисты обычно живут в водной среде, они фотосинтезируют и по образу жизни больше похожи на растения. Например, вольвокс.
12. Верно ли утверждение: «У школьного мела, у стен дворца и у стен пирамиды один источник, одна основа»? Докажите свою точку зрения.
Утверждение верно, так как и пирамиды, и стены дворца, и мел построены либо состоят из известняка, или карбоната кальция. Сам известняк образован раковинами простейших, добытыми из океанов и морей.
1. Изучив текст параграфа, заполните схему.
Класс — Известковые.
Класс — Стеклянные.
Класс — Обыкновенные.
2. Объясните, в чем заключается усложнение строения тел губок по сравнению с простейшими.
Тело состоит из 2 слоев
3. Известно, что губки ведут прикрепленный образ жизни. Назовите 3 способа зищиты губок от врагов.
1. Выделение запаха
2. Наличие игл
3. Ядовитые химические вещества.
4. Найдите в тексте пераграфа описание слоев губки. Сравните клетки, которые их образуют. Выявите отличия в строении клеток разных слоев и запишите их.
Наружный слой образован плоскими эпителиальными клетками, а внутренний жгутиковидными клетками.
5. Внимательно прочитайте описание животных разных классов типа Губки. Назовите главные признаки, по которым проводят систематику губок.
Известняковый скелет, цвет, размер игл
6. Закончите предложения.
жить одиночно и колониально, диаметр тела 7 см, окрас жёлто-серый;
Биофильтрация.
8. Изучив текст параграфа, докажите, что губки являются важным компонентом водных сообществ.
Питание для других, среда обитания для паразитов, люди используют в медицине, парфюмерии, для технических целей и удобрения.
1. Черты сходства губок и кишечнополостных.
Двухслойные, многоклеточные , кишечная полость
2. Закончите предложения.
Эктодерма —
Энтодерма — это внутренний слой клеток. Он образован железистыми и эпителиально-мускульными клетками. Главные функции этих клеток: обеспечение сокращения и растяжения тела.
3. Объясните, какие особенности строения клеток энтодермы позволяют ей выполнять свои функции.
Имеют отростки и пищеварительную вакуоль.
4. Какая стадия жизненного цикла кишечнополостных способствует их расселению? Ответ аргументируйте.
5. Назовите растение, которое имеет такую же группу клеток, что и кишечнополостные.
Ответ — медуза.
6. Части тела полипа и медузы.
1. рот
2. щупальца
3. эктодерма
4. энтодерма
5. кишечная полость
6. опорная пластина.
7. Дайте определения понятий.
Регенерация — способность восстанавливать поврежденные части своего тела.
Чередование поколений —
Полип — неподвижная стадия.
Рифы — колонии организмов, имеющих известковый скелет.
8. Предположите, к каким последствиям может привести изменение качества воды в местах обитания кишечнополостных. Ответ аргументируйте.
Если изменится качество воды кишечнополостные могут погибнуть.
9. Сравните питание губок и кишечнополостных. Отметьте произошедшее усложнение.
 
10. Рассмотрите кишечнополостных, изображенных на рисунке. Сделайте подписи.
парусник; португальский кораблик(внизу); благородный коралл; коралл морская рука(справа внизу)
11. Напишите, чем соседство рака и актинии выгодно им обоим.
Рак способствует улучшению газообмена у актинии.
12. Назовите кишечнополостных, наиболее опасных для человека. Объянсните, почему они опасны.
Медузы, они жалят и могут вызвать ожоги.
13. Закончите схему.
Гидроидные; Сцифоидные; Коралловые палипы.
1. Заполняйте в тетрадях сводную таблицу на протяжении изучения представителей всех типов червей.
Тип: Ресничные. Сосальщики. Ленточные.
Среда: Вода,влажная почва. Организмы. Организмы.
Питание: Рот,анального отверстия нет, Пищеварительной системы нет,
Дыхание: Всей поверхностей тела
Кровообращение: н е т
Выделение: разветвлённые трубочки пронизывают всё тело.
Размножение: г е р м а ф р о д и т ы
2. Верно ли утверждение: «Паразитические черви во взрослом состоянии имеют реснички»?
Не верно. Паразитические плоские черви не имеют ресничек. Реснички есть только у класса Ресничные черви этого типа, но они являются хищниками и живут в воде.
3. Найдите в тексте параграфа описание кожно-мышечного мешка. Объясните, почему его так назвали.
Под покровной тканью расположена кожанная мускулатура.
4. Вспомните внутреннее строение кишечнополостных. Сравните внутреннее строение кишечнополостных и плоских червей. Отметьте, какие усложнения произошли.
У плоских червей нет внутренней полости.
5.
раздел животных, к которому относятся все двухсторонние — симметричные тела. У всех них левая сторона такая же как правая; организм, в котором развивается и находится некоторое время личинки червей; организм, в котором живёт и размножается взрослый червь.
Органы прикрепления (присоски и крючки); большая плодовитость; плотная кутикула; упращённое строение тела.
Потому что многие яйца съедают или черви не выживают.
А-2,7,9 Б-2,11 В-2,4,5,6,10.
1. Продолжите заполнение сводной таблицы с. 13.
2. Представителей круглых червей можно встретить во всех средах обитания. Какие изменения во внешнем и внутреннем строении круглых червей способствуют этому?
Упрощены или редуцированы системы органов, такие как дыхательная, кровеносная, выделительная, функции их выполняет псевдоцель. В размножении – это большое количество откладываемых яиц. Плотная кутикула защищает от неблагоприятных факторов.
3. Опишите размеры, окраску, характер движений свободноживущих нематод и аскарид.
самый маленький-коловраток 0,04-2мм.
§10. Классы кольчецов.
1. Продолжите заполнение сводной таблицы на с. 13
2. Аргументируйте утверждение: «Среди различных червей кольчатые-наиболее высокоорганизованные».
Кольчатые черви впервые имеют вторичную полость тела и клеточное строение кожи. Во внутреннем строении появляется кровеносная система. Выделительная система представлена более развитыми метанефридиями. Большинство кольчецов – свободноживущие, некоторые имеют подобие ног – параподии. У всех двусторонняя симметрия. Есть органы чувств.
3. Докажите, что перегородки, имеющиеся в теле кольчатого червя, выполняют защитную функцию.
Каждый сегмент кольчатых червей отделен перегородкой и имеет по полному набору нервных узлов, нефридиев, кольцевых сосудов и половых желез. Если целостность одного сегмента нарушается, на жизнедеятельность червя это влияет в малой степени.
4. Перечислите особенности строения, помогающие кольцам хорошо перемещаться в различных средах обитания.
Некоторые виды кольчецов имеют параподии и щетинки для передвижения. Те виды, у которых нет параподий, имеют щетинки или их тело покрыто слизью для лучшего скольжения. Мышечная система всех кольчецов представлена кольцевыми и продольными мышцами.
5. Изучив текст параграфа, закончите схемы.
Может произойти регенерация, и червь восстановит утраченные части. То есть произойдет бесполое размножение.
7. Возможно ли половое размножение кольчецов без образования пояска?
Возможно. У некоторых многощетинковых червей, живущих в морях и относящихся к типу Кольчатые черви, размножение происходит в воде, оплодотворение наружное. Но у большинства кольчецов размножение происходит с помощью пояска.
8. Как связаны между собой количество отложенных яиц в заботах о потомстве?
Существует прямая зависимость между количеством откладываемых яиц и заботой о потомстве. Некоторые полихеты откладывают немного яиц, и самка их охраняет. Это означает, что Кольчатые черви более прогрессивны, чем предыдущие типы червей.
9. Назовите все возможные способы питания полихет.
Среди многощетинковых червей есть хищники, питающиеся мелкими морскими животными. Есть всеядные, фильтрующие воду и питающиеся растениями.
10. Закончите предложения.
Развитие полихет происходит с чередованием
11. Закончите схему
Фильтруют воду; служат пищей; санитары водоёмов.
12. В чем отличия в питании многощетинковых и малощетинковых червей?
Малощетинковые черви питаются органическими веществами из растительных остатков почвы, а среди многощетинковых встречаются и хищники, и всеядные, и растительноядные.
13. Что общего в приспособлениях к перенесению неблагоприятных условий у простейших и олигохет?
Для перенесения неблагоприятных условий многие простейшие образуют цисту, а олигохеты – защитную капсулу, и впадают в диапаузу. Эти образования сходны по выполняемым функциям.
14. Пользуясь текстом и рисунками учебника, изучите строение дождевого червя, а затем выполните лабораторную работу №3 «Внешнее строение дождевого червя». Сделайте рисунок дождевого червя, обозначив передний и задний концы тела, сегменты, поясок, щетинки.
15. Перечислите характерные черты пиявок:
16. Назовите 2 вида питания пиявок.
Пиявки или хищники, поедающие мелких животных, или паразиты, питающиеся кровью позвоночных.
17. Рассмотрите рисунки. Подпишите какому типу и классу принадлежат данные черви.
Тип- кольчатые, Класс- полипы; Тип- круглые черви, Класс—-; Тип- кольчецы, Класс- пиявки (сверху, справа); Тип- кольчецы, Класс- полихеты; Тип- Плоские черви, Класс- реснитчатые черви (слева, внизу); Тип- плоские черви, Класс- ленточные черви.
18. Изучив текст параграфа, объясните почему пиявки чувствительнее, чем другие черви, к изменениям в окружающей среде.
У пиявок лучше развиты органы чувств.
 
19. Верно ли утверждение: «В грязной воде олигохетам трудно дышать, а пиявки чувствуют себя хорошо»?
Утверждение не верно. Пиявки очень чувствительны к чистоте воды и при ее загрязнении погибают. Олигохеты же стойко переносят загрязнение воды и могут долго жить в таких водоемах.
20. Что произойдет, если пиявки перестанут вырабатывать гирудии?
Гирудин необходим для препятствия свертыванию крови на ранке жертвы и в желудке самой пиявки. Если он не будет вырабатываться, пиявка не сможет питаться, так как кровь свернется.
21. С какой целью пиявок покупают в аптеке?
Пиявки используются в медицине для снижения давления крови при гипертонии и угрозе кровоизлияния, инсульта.
22. Укажите характеристики, соответствующие каждому классу кольчатых червей.
§12. Классы моллюсков.
1. Изучив текст параграфа, сформулируйте общие признаки типа Моллюски.
Тело мускулистое, мягкотелое
2. Покажите на конкретных примерах, что строение органов дыхания моллюсков обусловлено средой их обитания.
Улитки обитают на суше. Водное животное дышит жабрами.
3. Как вы считаете, с какой целью раковины моллюсков измельчают и добавляют в корм домашней птице?
Источник кальция и йода
4. Выберите из перечисленных терминов те, которые обозначают части тела определенных моллюсков.
А-1,6,3,8,9.
5. Изучив текст параграфа, заполните таблицу.
Кальмар; В толще воды и дна: плавают; присоски, реактивное движение.
6. Используя рисунок 31 учебника,опишите, как осуществляется кровообращение у моллюсков.
Незамкнутая (за исключением головоногих) . В неё входит сердце (орган, обеспечивающий движение крови по сосудам и полостям тела) и сосуды. Сердце состоит из желудочка и одного или двух предсердий (У наутилуса 4 предсердия) . Кровеносные сосуды изливают кровь в пространство между клетками органов. Затем кровь вновь собирается в сосуды и поступает в жабры или лёгкие. Кровь головоногих и некоторых брюхоногих моллюсков имеет необычный голубоватый цвет. Этот цвет ей придаёт гемоцианин, выполняющий функции, схожие с функциями гемоглобина в крови хордовых и кольчатых червей.
7. Изучив текст параграфа,заполните таблицу.
В природе Для животных еда
8. Закончите предложения.
Слизня, слизью, ночной.
9. Изучив текст параграфа и рисунки,выполните лабораторную работу №4 «Особенности строения и жизни моллюсков».зарисуйте раковины брюхоногих идвух- створчатых моллюсков и подпишите их названия.
Нарисуйте : Беззубку и виноградную улитку.
10. Рассмотрите рисунки 32, 33,34 учебника (с.49, 51).Каких из нарисованных моллюсков вы видели? Выпишите их названия.
11.Изучив весь материал учебника по типу Моллюски, заполните таблицу.
Фильтраторы- устрица , мидия, беззубка
12. Дайте определения понятий.
Реактивное движение — Чернильный мешок — Пищеварительная железа — Слюнная железа — Мантийная полость — Терка —
13. На основании текста параграфа докажите, что моллюски стоят на более высокой ступени эволюционного развития,чем черви.
Моллюски более высокоорганизованные , чем черви по строению и поведению.
14. Заполните схему.
Брюхоногие; Двухстворчатые; Головоногие.
15. Внимательно рассмотрите рисунок и обозначьте внутренние органы моллюсков. Какие новые органы появились у моллюсков по сравнению с червями?
1.Нервные узлы
Кроссворд: в конце тетр.
1. Вспомните, какие животные, кроме иглокожих, имеют лучевую симметрию. Назовите их.
1. Найдите в тексте параграфа и напишите доказательство того,что членистоногие-самый многочисленный и широко распростроненный тип животных. 2. Изучив текст и рисунок 38 учебника, ответьте, чем отличается развитие насекомых с превращением от развития без превращения. 3. На какие отделы можно разделить ракообразных? Перечислите их.
Моллюски и пауки, это- единственные безпозвоночные, у которых — легочное дыхание.
Моллюски и пауки, это- единственные безпозвоночные, у которых — легочное дыхание.
Размножение, при котором из отложенных самкой неоплодотворённых яиц развиваются только самки, называется ПАРТЕНОГЕНЕЗ.
1. Рассмотрите рисунки. Подпишите, как называется каждый ротовой аппарат. Подберите примеры насекомых,имеющих соответствующий ротовой аппарат, из следующего перечня: бабочка, жук, муха, шмель, комар.
Грызущий , Прим: кузнечик Колюще-сосущий, прим: комар Сосущий, прим: бабочка Грызуще-сосущий, прим: пчела Лижущий, прим: комнатная муха.
А-в Б-а В-б
Это объясняется тем, что у видов, приспособленных к питанию определенной пищей, ротовой аппарат имеет определенное строение. Он может быть грызущим (у жуков, кузнечиков), сосущим (у бабочек), колюще-сосущим (у комаров, клопов), лижущим (у мух).
1. Укажите верные выражения.
2. Рассмотрите рисунки 47 и 49 учебника (с. 66 и 68). Объясните, как по внешнему виду можно отличить таракана и сверчка.
3. Закончите предложение.
4. Как по внешнему виду вы можете отличить самца и самку кузнечика?
5. Верно ли утверждение: «Некоторым прямокрылым свойственен каннибализм»?
6. Как вы считаете, может мы летом наблюдать полет стаи кобылок?
7. Что общего у тараканов, сверчков, медведок и уховерток?
8. Объясните происхождение названия поденок.
9. Какой вывод о чистоте водоема вы сможете сделать, если увидели в нем личинок поденок?
10. Для чего стрекочут кузнечики и сверчки?
1. Изучив текст параграфа, сделайте вывод о том, какие особенности внешнего строения стрекоз позволяют им хорошо ориентироваться в пространстве.
2. Чем питаются стрекозы и их личинки? Можно ли их назвать хищниками?
3. Назовите изменения у вшей, произошедшие с паразитическим образом жизни.
4. Как вы считаете, почему самки вшей откладывают так много яиц?
5. Объясните, почему в годы войны для борьбы со вшами людей стригли наголо и проводили термическую обработку одежды.
6. Объясните второе название отряда Жуки, исходя из особенностей их внешнего строения.
7. Предположите, почему разные жуки имеют разную окраску надкрыльев.
8. В чем отличие ротового аппарата вшей и жуков?
9. Объясните, что означает выражение: «Развитие организма идет без полного превращения».
10. Правильно ли составлена схема развития с полным превращением? (Если надо, исправьте.)
11. Изучив текст параграфа, сделайте вывод о том, какие особенности внешнего и внутреннего строения жуков позволили им освоить все среды жизни.
12. Соотнесите приведенных насекомых и их значение.
13. Рассмотрите жуков, изображённых на рисунке 57 учебника (с. 73). Каких из этих жуков вы наблюдали в вашей местности? Напишите, где они встречаются (в поле, в лесу, у водоема и т.д.)
 
14. Из перечисленных признаков выберите отдельно характеризующие клопов и характеризующие жуков.
15. Рассмотрите рисунки. Подпишите под ними названия клопов. Укажите номера рисунков, изображающие клопов, которые:
1. Почему многие ученые предполагают, что бабочки появились на Земле одновременно с цветковыми растениями?
2. Как вы можете объяснить отсутствие хоботка у моли?
3. Рассмотрите рисунок 67 учебника (с. 80). Выпишите названия тех гусениц ,которых можно встретить в вашей местности.
4. Из перечисленных признаков выберите отдельно характеризующие представителей равнокрылых и характеризующие двукрылых.
5. Почему многие двукрылые являются потенциально опасными для человека?
6. Из текста п.18 выпишите примеры двукрылых, являющихся:
7. Внимательно рассмотрите предложенные рисунки и рисунок 70 учебника (с. 82). Подпишите видовые названия изображенных двукрылых. Какой вред приносят человеку эти насекомые?
8. Чума – болезнь с природной очаговостью, поражающая, кроме человека, диких грызунов пустынь и степей. Блохи заражаются чумой при сосании крови зараженных чумой зверьков и являются переносчиками чумы человеку. Предложите меры борьбы, предотвращающие распространение чумы.
9. Внимательно рассмотрите рисунок 73 учебника (с. 83). Какие особенности строения конечностей позволяют блохе совершать прыжки на большие расстояния?
10. Предложите меры борьбы с блохами, если известно, что человеческая блоха откладывает яйца в мусор, трещины полов и стен, и личинка питается разлагающимися веществами животного и растительного происхождения. Объясните свои предложения.
1. Закончите предложение.
2. Напишите, каких перепончатокрылых человек использует в биологической борьбе с насекомыми-вредителями.
3. Объясните, что такое сверхпаразит.
4. Дайте характеристику членов пчелиной семьи. Укажите период развития каждого.
Матка……………….1самка способная откладывать яйца…………16 суток
5. Назовите продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, являющие полезными для человека.
6. Приведите примеры инстинктивных действий пчелы.
7. Для уничтожения насекомых-вредителей будет ли достаточно четырех муравейников на 3 га леса? Аргументируйте свой ответ.
8. В чем заключается значение муравьев в природе?
9. В чем заключается значение муравьев в жизни человека?
1. Закончите схему «Систематические группы типа Хордовые».
Черепные; Бесчерепные
2. Приведите примеры низших и высших хордовых животных.
3. Укажите верные утверждения.
4. Что общего в значении хорды у хордовых животных и хитинового панциря у членистоногих?
5. В чем отличие скелета высших и низших хордовых?
6. Каково происхождение головного мозга у высших хордовых животных?
7. Можно ли встретить ланцетника в Балтийском море? (да, нет).
А в водоемах вашей местности? (да, нет).
Объясните свой вариант ответа.
8. Рассмотрите рисунок 79 учебника (с. 93). Вы видите, что у ланцетника нет глаз, но известно, что он наиболее активен в ночное время. Как ему удается различать ночь и день?
9. Вспомните, как питаются моллюски. Что общего в питании ланцетников и моллюсков?
10. Известно, что выметывание икры ланцетником происходит ночью. Предположите, с чем это может быть связано.
11. Какое значение имеет ланцетник в природе?
12. Как используется ланцетник человеком?
13. Почему появление позвоночника и черепа у животных имеет большое приспособительное значение?
14. Докажите примерами утверждение: «Животные разных сред обитания имеют разные типы дыхания».
Наземные лёгкие,но также может быть кожа(лягушки) млекопитающие и т.д.
15. Закончите схему «Систематические группы подтипа Черепные».
Класс:
16. Как вы можете объяснить, что содержание жира у миноги перед ходом на нерест 34%, а возле мест нереста – 1%.
17. Докажите верность утверждения: «Круглоротые – связующее эволюционное звено между бесчерепными и рыбами, которое природа сохранила до наших дней».
1. Перечислите древние признаки у современных хрящевых рыб.
2. Укажите, какое из утверждений верно.
3. Укажите стрелками, какую форму тела имеют перечисленные костные рыбы.
5. Какую функцию выполняет чешуя?
6. Для чего рыбам необходимы секреты, выделяемые кожными железами?
7. Сколько всего плавников у рыб? Назовите парные и непарные плавники рыб. Закончите предложение.
9. Что произойдет, если организм рыбы не сможет регулировать увеличение и уменьшение объема плавательного пузыря?
Рыба не сможет всплывать и погружаться.
10. Можно ли по цвету жабр определить свежесть рыбы как продукта питания? Какого цвета будут жабры у недавно пойманной рыбы? Объясните свою точку зрения.
11. Вспомните строение кровеносной системы ланцетника. Сравните кровеносные системы ланцетника и костных рыб. Какие усложнения вы выявили?
12. Перечислите, в чем заключается хозяйственное значение рыб для человека.
1. Рассмотрите рисунки, подпишите видовые названия изображенных здесь акул, скатов, химер.
2. Верно ли утверждение: «Акулы живут только в морях и океанах»?
3. Назовите наиболее опасных для человека акул.
4. Объясните, почему произошло изменение в форме грудных и хвостовых плавников у рыб отряда Скаты.
5. Какие «кошки» могут жить в морях?
1. Начертите в тетради таблицу и заполняйте ее по мере изучения отрядов костных рыб.
1)Лососеобразные ……Сёмга, форель, горбуша, голец……………………………….Е
2. Вспомните особенности строение хрящевых рыб. Какие признаки осетрообразных подчеркивают их сходство с хрящевыми рыбами?
3. Осетровых рыб называют также проходными рыбами. Объясните этот вариант названия.
4. Нерестящиеся летом («летние») сельди Белого моря размножаются в условиях значительной большей активности хищников, чем нерестящиеся весной («весенние») сельди. Ученые установили, что сельди одной из этих групп выметывают от 2,3 тыс. до 21 тыс. икринок, а другие от 9,2 тыс. до 62 тыс. икринок. Определите, какая плодовитость у «летних» и «весенних» сельдей. Свой ответ аргументируйте.
5. Можно ли рыб отряда Лососеобразные считать проходными? Свой ответ аргументируйте.
6. Чем опасны для животных и человека пираньи?
7. Объясните, почему один из видов угря называют электрическим. Для чего ему необходимы электрические разряды?
8. Какая особенность в поведении и дыхании электрических угрей позволяет им жить в водоемах с минимальным количеством кислорода?
9. Перечислите виды рыб, разводимых в рыбных хозяйствах.
10. Назовите виды рыб отряда карпообразных, разводимых в водных аквариумах.
11. Как по внешнему виду строению можно отличить рыб отряда окунеобразных.
12. Закончите схему «Семейства отряда Окунеобразные».
13. Рассмотрите рисунки 94 и 95 учебника (с. 111 и 112). Выпишите видовые названия рыб отрядов Карпообразные и Окунеобразные, которых вы ловили в реках и озерах вашей местности.
14. Рассмотрите рисунки. Выпишите номера рыб, входящих в соответствующие отряды.
16. Почему протоптера, лепидосирена, рогозуба относят к двоякодышащим рыбам?
17. Что общего в средах обитания двоякодышащих рыб, живущих в Африке, Америке и в Австралии?
18. Какие изменения в плавниках латимерий позволяют называть их кистеперыми рыбами?
19. Вспомните, в чем сходство акул и кистеперых рыб.
20. Объясните, почему двоякодышащих и кистеперых рыб можно считать переходными формами между водными и наземными животными.
1. Кто предположительно был предком амфибий?
2. Назовите черты строения первых наземных позвоночных, позволившие им поселиться на суше.
3. Почему у амфибий глаза защищены веками?
4. Назовите особенности кожных покровов земноводных и объясните их значение.
5. Сравните строение личинок и взрослых особей земноводных.
Взр. Ос. .. Лёгкие , кожа наружные жабры……..2….3…..—
6. Могут ли червяги обитать в сухой почве? Почему?
8. Прочитайте характеристику амфибий отряда Бесхвостые. Рассмотрите рисунок 103 учебника (с. 120). Перечислите общие черты строения бесхвостых амфибий, позволяющие им обитать на суше.
9. Могут ли бесхвостые земноводные питаться насекомыми, сидящими на траве? Почему?
10. Что произойдет, если в период размножения бесхвостых земноводных пересохнут водоемы?
11. Рассмотрите рисунки. Подпишите видовые название изображенных земноводных.
12. Объясните, почему жабы, в отличие от лягушек, могут далеко уходить от водоема.
1. Почему легкие пресмыкающихся имеют ячеистое строение? Какой эффект достигается ячеистым строением легких у пресмыкающихся по сравнению с простыми легкими земноводных?
2. Почему кожа рептилий снаружи покрыта роговыми чешуйками, щитками?
3. Вспомните особенности строения яиц земноводных. В чем отличие от них яиц рептилий?
4. Распределите перечисленные отряды по соответствующим классам.
5. Рассмотрите рисунок 106 учебника (с. 124). Предположите, где могут обитать следующие животные:
6. Что произойдет, если ящерица повредит кончик языка?
7. Прочитайте внимательно описания варанов. Известно, что некоторые ящерицы могут существовать, отбросив в минуту опасности свой хвост. Сможет ли варан существовать без хвоста? Почему?
8. Прочитайте внимательно описания змей. Чем компенсируется у змей слабое развитие зрения и слуха?
9. Какие змеи заглатывают живую добычу?
10. Какие особенности строения обеспечивают змеям возможность заглатывать добычу, превосходящую о толщине диаметр их тела?
11. Что такое выползок? Как он образуется?
12. Приведите примеры видов змей, имеющих покровительственную и угрожающую окраску.
1. Прочитайте характеристику отряда Черепахи и объясните, что представляет собой панцирь черепахи.
2. Какие черепахи не втягивают в панцирь выступающие части тела?
3. Приведите примеры морских, сухопутных и пресноводных черепах.
4. Расположите в порядке возрастания размеров взрослых особей следующих черепах: слоновая черепаха; болотная черепаха; зеленая черепаха; паучья черепаха.
5. Докажите, что крокодилы – более высокоорганизованные и специализированные животные, чем другие рептилии.
6. Верно ли выражение: «Тело крокодила вытянуто в длину, сплюснуто с боков, а мускульный хвост сплюснут в спинно-брюшном направлении»? Если нет, исправьте ошибки.
7. Где располагаются мускульные железы у крокодилов? Какова их функция? Для чего используется секрет мускульных желез?
8. В чем отличие строение зубов и змей крокодилов?
9. Объясните выражение: «Крокодилы – санитары водоемов».
11. Предложите свой вариант сохранения и увеличения численности крокодилов.
1. Какую новую среду обитания освоили птицы?
2. Какие признаки сближают птиц и пресмыкающихся?
3. В чем значение перьевого покрова птиц?
4. Что такое инкубация?
5. Художник нарисовал, но не подписал типы перьев птиц. Сделайте это за него.
6. Дайте определения понятий.
7. Сравните птенцов у гнездовых и выводковых птиц.
8. Сравните строение сердца рептилий и птиц.
10. Назовите особенные черты во внутреннем и внешнем строении птиц, связанные с полетом.
Отряд Пингвины
1. Назовите виды пингвинов, способных обитать в холодном климате.
2. Перечислите территории, где встречаются пингвины.
3. Как передвигаются пингвины по льду и плотному снегу.
Ходят медленно, переваливаясь с боку на бок, по льду и снегу – скользят, лежа на брюхе, отталкиваясь всеми конечностями.
4. Чем отличается оперение пингвина от оперения других птиц?
5. Известно, что из воды на берег пингвины выпрыгивают, преодолевая преграды до 1,5 метра высотой. Предположите, как это удается пингвинам.
6. Несмотря на низкую рождаемость, численность пингвинов не сокращается. Назовите причины, обеспечивающие поддержание численности этой группы птиц.
1. Перечислите особенности в строении страусообразных, связанные с тем, что они нелетающие птицы.
2. Птенцы гнездового или выводкового типа у страусообразных, нандуобразных и казуарообразных?
3. Что общего в пищевом рационе страусообразных, нандуобразных и казуарообразных?
4. Внимательно прочитайте § 28. Заполните таблицу.
 
Отряд Гусеобразные
1. Где обитают птицы этого отряда?
2. Назовите общие черты внешнего строения гусеобразных.
4. Внимательно прочитав текст параграфа, сформулируйте не менее трех причин значительного сокращения численности многих видов гусеобразных.
5. Закончите схему, вписав в нее виды лебедей нашей фауны.
6. Объясните выражение «Лебединая верность».
7. Прилетают ли для гнездования в вашу местность гуси и лебеди?
8. Объясните, почему страусообразных, нандуобразных и казуарообразных называют кочующими, а гусеобразных – перелетными птицами.
1. Назовите хищных птиц с самым большим и самым маленьким размахом крыльев.
2. Объясните, чем образована «ушная раковина» у сов и для чего она им нужна.
3. Назовите самую большую и самую маленькую ночную сову. Чему равны массы их тел?
4. Рассмотрите рисунки. Подпишите названия изображенных птиц. Выпишите названия изображенных птиц.
5. Что общего у птенцов дневных хищников и сов?
6. Докажите пользу дневных хищников и сов.
Отряд Куриные
1. Перечислите семейства отряда Куриные.
2. Назовите самого большого и самого маленького представителя отряда Куриные. Чему равны массы их тел?
3. Внимательно рассмотрите рисунки 122 и 124 учебника. В чем отличие ног и клювов у представителей дневных хищных птиц и куриных?
4. Можно ли считать представителей отряда Куриные вегетарианцами? Свою точку зрения аргументируйте.
Воробьинообразные
1. Какой отряд птиц представлен наибольшим количеством видов?
2. Назовите самого крупного и самого мелкого представителей отряда Воробьинообразные. Чему равны массы их тел?
3. В чем отличие в образовании пар у воробьинообразных и гусеобразных?
4. В чем отличие птенцов воробьинообразных от птенцов куриных?
5. Назовите отряды птиц Воробьинообразные, которые селятся в вашей местности колониями.
6. Заполните таблицу, используя учебник и свои наблюдения.
1. Перечислите семейства, входящие в отряд Голенастые.
2. В чем причина миграций аистообразных?
3. Заполните таблицу.
Особенности размножения цапель
4. Почему у цапель должна функционировать копчиковая железа?
5. Вспомните, как питаются грифы. Что общего в питании марабу и грифов?
6. Сравните рацион питания куриных и цапель.
7. В чем отличие мест обитания цапель и аистов?
8. Как вы можете объяснить название отряда Голенастые?
9. Рассмотрите рисунки. Подпишите названия отрядов и видов птиц, изображенных на них.
1. Верно ли утверждение: «Забота о потомстве приводит к сокращению рождаемости у животных»? Докажите свою точку зрения.
2. Назовите самого маленького и самого крупного представителя класса Млекопитающие.
3. Перечислите специфические черты млекопитающих.
4. Известно, что крокодилы имеют разные по размеру зубы. Но именно зубы млекопитающих называют специализированными. Объясните почему.
1. Какие признаки сближают яйцекладущих с пресмыкающимися?
2. Прочитайте текст. Какое животное здесь описано?
3. Почему первозвери подлежат охране?
Отряд Сумчатые
1. Какая особенность жизненного цикла данной группы млекопитающих нашла отражение в названии этого отряда?
2. Заполните таблицу, выбрав из предложенных вариантов среды обитания и пищевой рацион для сумчатых млекопитающих, указанных в таблице.
Отряд Насекомоядные
1. Назовите представителей отряда Насекомоядные, для которых название отряда лишь частично отражает их питательный рацион.
2. Назовите самого мелкого и самого крупного представителя отряда.
3. Предположите, какое значение для этой группы животных имеют вытянутая мордочка и хоботок.
4. Рассмотрите рис. 129 учебника (с. 161). Назовите, кто из изображенных на рисунке насекомоядных обитает в почве.
Отряд Рукокрылые
1. Что общего в способе перемещения у птиц и рукокрылых?
2. Назовите два подотряда рукокрылых.
3. Какой способ ориентации позволяет рукокрылым активно вести ночной образ жизни?
4. Почему мы редко встречаем в природе рукокрылых, хотя они достаточно широко распространены?
5. Какое значение имеет снижение температуры тела рукокрылых во время сна?
6. Рассмотрите рисунки. Подпишите под каждым рисунком название отряда и вида, к которому принадлежит данное животное.
Отряд Грызуны
1. На каком материке не встречаются грызуны?
2. Назовите самого крупного и самого мелкого представителя отряда.
3. Почему у грызунов всегда острые зубы?
4. В чем заключаются особенности размножения грызунов, позволяющие им быстро наращивать численность?
5. Как вы считаете, почему ондатры, искусственно расселенные по территории России, смогли вытеснить выхухоль с ее законных мест обитания?
6. Какие представители отряда грызунов строят своеобразные «домики» для своих семей?
7. Прочитайте внимательно весь § 32. Заполните таблицу.
Практическое значение грызунов
8. Какого представителя отряда Грызуны можно встретить в городских парках и скверах?
9. Распределите представителей отряда Грызуны по соответствующим семействам.
10. Художник нарисовал некоторых представителей отряда Грызунов, но перепутал подписи. Исправьте его ошибки.
11. Назовите представителей отряда Грызунов, которых содержат дома любители природы.
Отряд Зайцеобразные
1. Сравните ротовой аппарат Грызунов и Зайцеобразных.
2. Заполните таблицу.
Распространение заячьих
3. Что общего в сезонных изменениях в жизни белок и зайцев?
Отряд Китообразные
1. Верно ли утверждение: «Чудо-юдо, рыба-кит»? почему?
2. Вспомните, как ориентируются в пространстве рукокрылые. Что общего в ориентации в пространстве у рукокрылых и китообразных?
3. Для чего Китообразным необходим толстый слой жира?
4. Где обитают речные дельфины?
5. Что такое китовый ус?
6. Заполните схему.
Систематические группы отряда Китообразные
7. Распределите виды Китообразных, занесенных в Красную книгу разных государств, по семействам.
Ответ: А.: 3, 6, 8, 9, 11, 12, 13. Б.: 1, 2, 4, 5, 7, 10, 14, 15, 16.
8. Приведите известные вам примеры «содружества» человека и дельфинов.
Отряд Ластоногие
1. Кратко сформулируйте особенности внешнего строения Ластоногих, позволяющие им вести полуводный образ жизни.
2. Назовите самого крупного и самого мелкого представителя Ластоногих.
3. Вспомните, у каких еще зверей, кроме ластоногих, ушные раковины закрываются при погружении в воду.
4. Предположите, к каким последствиям в жизни ластоногих и китообразных может привести значительное загрязнение морей и океанов.
Отряд Хоботные
1. Назовите 2 вида слонов и приведите их отличительные особенности.
2. При срастании каких органов образовался хобот? Какие функции он выполняет?
3. Известно, что слоны наряду с водными ваннами устраивают себе пылевые и грязевые ванны. Для чего они это делают?
4. Предложите свой вариант защиты слонов от браконьерства.
Отряд Хищные
1. Какие признаки являются общими для всех представителей отряда Хищные?
2. Назовите самого крупного и самого мелкого представителя отряда.
3. Приведите примеры видов животных из отряда Хищные, которые питаются не только как хищники.
4. Заполните таблицу, включив в нее по одному представителю из любых трех семейств отряда Хищные.
 
Особенности представителей семейств отряда Хищные
5. Какие хищные звери из занесенных в Красную книгу России обитают в вашей местности?
6. Рассмотрите рисунки. Подпишите видовые названия изображенных животных. Распределите их по соответствующим семействам.
7. Каких хищных зверей человек специально разводит на зверофермах?
Отряд Парнокопытные
1. Каковы особенности строения конечностей у парнокопытных?
2. Закончите схему.
3. Заполните таблицу.
Особенности жизнедеятельности некоторых парнокопытных
Отряд Непарнокопытные
1. В чем отличие в образовании копыта у непарнокопытных от парнокопытных?
2. Закончите схему.
3. В чем сходство в образовании хоботка у тапиров и хобота у слонов?
4. Заполните таблицу.
Практическое значение представителей семейства Лошади
5. Рассмотрите рисунки. Подпишите название отряда и виды изображенных животных.
6. В чем причины сокращения численности парнокопытных и непарнокопытных животных?
1. Назовите самого крупного и самого мелкого представителя отряда.
2. Закончите предложения.
3. Благодаря какой особенности строения приматам удается точно определять расстояние до предметов?
4. Заполните таблицу.
Человекообразные обезьяны
5. Установите соответствие между представителями приматов и подотрядами, к которым они относятся.
1. Перечислите функции покровов тела.
2. Какое вещество необходимо для образования панциря ракообразных и моллюсков?
3. Какие железы функционируют в эпителии под кутикулой членистоногих?
4. Какой слой эпидермиса обеспечивает постоянное возобновление покровов?
5. Перечислите функции жирового слоя кожи.
6. Сравните эпителий и эпидермис по строению и выполняемой функции.
7. Расположите в порядке усложнения варианты покровов тела.
8. Рассмотрите рисунок покровов тела хордовых животных. Соотнесите предложенные подписи и обозначения на рисунке.
1. Докажите, что оболочка клетки является первой опорно-двигательной системой.
2. Можно ли утверждать, что покровы червей выполняют опорную функцию? Объясните свою точку зрения.
3. Докажите, что хитиновый панцирь помог членистоногим занять разные среды обитания.
4. Как называется подвижное соединение костей?
5. Вспомните, у каких животных впервые появилась хорда?
6. Рассмотрите рисунок позвонка. Подпишите части позвонка.
1 – тело позвонка 2 – верхние дуги 3 – нижние дуги 4 – канал спинного мозга.
7. Предположите, как водно-наземный образ жизни повлиял на строение скелета земноводных.
8. Почему пресмыкающимся необходима подвижность головы?
9. Почему у птиц должны быть легкие кости?
10. Из перечисленных частей скелета выберите относящиеся к скелету передних конечностей (А) и к скелету задних конечностей (Б).
11. Вспомните, у каких животных и в связи с чем появилась грудина и грудная клетка.
12. Вспомните, почему змеи могут заглатывать крупную добычу.
13. Внимательно прочитайте § 37, рассмотрите рисунки и составьте схемы, показывающие структуры скелетов земноводных и пресмыкающихся. Сравните их осевые скелеты и выявите отличия.
Отличия:
14. Рассмотрите рисунок 152 учебника (с.198). Составьте схему скелета млекопитающих.
15. Выявите, в чем заключается усложнение строения скелета млекопитающих в сравнении со скелетом земноводных.
1. Изучив текст параграфа, закончите схему и приведите примеры животных, имеющих соответствующий способ передвижения.
2. Рассмотрите рисунки. Подпишите названия видов животных и способ их передвижения, выбрав последний из предложенных ниже вариантов.
3. Назовите системы органов в организмах высокоорганизованных животных, где есть клетки, имеющие жгутики или реснички. Почему такие клетки встречаются именно в этих системах?
4. Закончите предложения.
5. Вспомните, у каких животных впервые появилась полость тела.
6. Докажите примитивность строения животных, имеющих первичную полость тела.
1. Изучив текст параграфа, перечислите пути поступления кислорода в организма животных.
2. Какие физические процессы обеспечивают поступление кислорода в клетки тела?
3. Вспомните и назовите животных, дышащих всей поверхностью тела.
4. Что общего в строении кольчатых червей, водных членистоногих и моллюсков?
5. Какова роль крови в процессе дыхания?
6. Закончите схему.
Система органов дыхания членистоногих
7. Дайте определения понятий.
8. Что произойдет, если у земноводных высохнет слизь, покрывающая кожу?
9. Закончите схемы.
Система органов дыхания птиц
10. Художник выполнил рисунок «Эволюция органов дыхания», но перепутал подписи. Исправьте его ошибки.
11. Известно, что площадь легочных мембран у млекопитающих в несколько раз больше всей поверхности кожи. Каким образом это достигается и зачем?
12. Правильно ли расположены группы животных в схеме, отражающей усложнение системы органов дыхания?
Верная схема:
У пресмыкающихся более совершенные органы дыхания. Кожа у них не участвует в дыхании, легкие более сложные, имеют перегородки и выросты, что значительно увеличивает их внутреннюю поверхность.
1. Что общего в питании простейших, губок и кишечнополостных?
2. У каких животных появляется печень? Какова ее функция?
3. Объясните, по какому признаку животных делят на такие группы, как травоядные, хищные (плотоядные), всеядные, паразиты и т.д.
4. Нарисуйте схему, показывающую путь пищи в организме животных.
Рот =>пищевод => желудок => кишечник => печень =>анальное отверстие.
5. Как вы считаете, почему у рыб нет слюнных желез, а у земноводных они есть?
6. Могут ли птицы обойтись без зоба?
7. Нужна ли хищникам длинная слепая кишка? Ответ обоснуйте.
8. Приведите примеры жизненных периодов у животных, когда обмен веществ у них идет слабо или не идет совсем.
9. Закончите предложения, вставив необходимые термины.
10. Объясните, почему обмен веществ неотделим от процесса превращения энергии в организме.
11. Напишите, как удаляются из организма:
12. Рассмотрите рисунки 160, 161 и 162 учебника (с. 210, 211, 212) и прочитайте параграф.
Пищеварительные системы разных групп животных
 
Черви:
Членистоногие:
Земноводные:
Рептилии:
Птицы:
Млекопитающие:
 
№1. В том что у кольчатых червей кровеносная система замкнутая, а у молюсков не замкнутая. №2. Мельчайшие сосуды в которых происходит газообмен. №3. Тем что в замкнутой кровеносной системе , кровь движется только по сосудам и не выливается в полость тела
№4 Наоборот №5. Артер.кровь-кровь, богатая кислородом вен.кровь-кровь, ненасыщеная углекислым газом круг.кров.-по нему кровь поступает ко всем внутренним органам и в предсердие. сердце- специальный орган, обеспечивающий движение крови. №6. Артериальная ___________________ венозная №7. Да, в артерия течёт артериальная кровь, а в венах венозная №8. 2 №9. Малый; большой №10.
3 1 4 2 №11. Млекопитающие(5), земноводные(2), пресмыкающиеся(3), птицы(4), рыбы(1) №12. Плазма Форменые элементы Вода, соли, орг.вещ-ва……..Эритроциты,Лейкоциты, Тромбоциты №13. 1)Транспортная 2)защитная 3)регуляторная №14. При повреждении кровеносных сосудов и при кровотечениях, кровь не будет свёртываться №15. При выработке различных сывороток для защиты от инфекционных болезней. Из крови крупного рогатого скота изготавливают гематоген
№1. 1-3;2-1;3-2 №2. Почка-биологический фильтр крови. Моча-жидкость выделяемая почками, содержащие отработанные вещ-ва. Мочеточники-Длинные полые трубы. Мочевой пузырь-полый мышечный орган , накопитель мочи. №3. почечных; капиляров;крови;почечные канальца; мочеточнику №4. Нет мочевого пузыря, для облегчения скелета. №5. Рыбы: 2 почки , 2 мочеточника, мчевой пузырь Пресмык.: 2 бобовитых почки, 2 мочеточника, мочевой пузырь. Птицы————- Млекоп.:Млекопитающ: 2 почки,2 мочеточника, мочеиспускательные канал №6. Там проходит много кровеносных сосудов. №7. Эволюция выделит системы шля в направлении создания специалезированных органов благодаря которым образуется в процессе жизнедеятельности , в процессе распада.
№1. Регулирует работу органов , обеспечивает согласованную деятельность и преспособление к внешней среде, через органы чувств. №2. е), ж) , з) , и). №3. Нервные клетки сосредоточены по краям медузы т.к. получают информацию №4. Тело клетки отростки. №5. Раздражимость-способность реагировать на раздрожение. нервная сеть-нервные клетки располагающиеся по всему телу как сетка. Нервная ткань- концентрация нервных клеток. №6. Брюшные, надглоточные, нервные узлы. №7. головной спиной нервы промежуточный передний средний продолговатый мозжечёк №8.Рыбы:средний мозг земноводные: передний мозг пресмыкающ.: передний мозг, мозжечёк. Птицы: передний мозг, мозжечёк. Млекоп.: передний мозг, мозечёк. №9. рефлекс-Ответная реакция организма на раздражение. инстинкт-последовательность рефлекторных действий, передающихся по наследству. №10. врождён.: сосательный, глотательный, дыхатекльный. приобретённый: время кормления, прогулки.
1. Закончите схему на основании текста параграфа.
2. Объясните выражение: «Животные обладают способностью чувствовать среду».
3. Какие изменения окружающей среды и как могут почувствовать простейшие?
4. Что произойдет с гидрой, если к ней прикоснуться?
5. Внимательно прочитайте параграф. Заполните таблицу, отметив знаком «+» наличие определенных органов чувств у червей и моллюсков.
Сделайте вывод о том, у каких животных (моллюсков или червей) органы чувств развиты лучше.
6. Заполните таблицу, отметив знаком «+» наличие определенных органов чувств у различных членистоногих.
Сделайте вывод по таблице о том, у каких членистоногих органы чувств развиты лучше.
7. Объясните, зачем земноводным третье веко.
8. Покажите стрелками, какие отделы головного мозга птиц отвечают за работу каких органов чувств.
9. Чем отличается фасеточный глаз от простого?
10. Где расположены органы обоняния у пресмыкающихся и млекопитающих?
11. Какие способы регуляции деятельности организма существуют у животных? Охарактеризуйте их.
№1. наследуются признаки 2х родителей , в результате различных комбинаций потомство более приспособлено. №2. Кишечнополостные, моллюски №3. Наружное оплодотворение. №4. яйцеклетки; сперматозоиды; воду; наружное; внутренние. №5. Внутреннее оплодотворение , покрыты кожистой оболочкой , прячут их. №6. Яйцо покрывается белковой оболочкой. №7. У самцов: семенник, семепроводы, половое отверстие. У самок: яичник, яйцеводы, матка, половое отверстие. №10. Морской окунь , гуппи, меченосцы, моллинезии. №12. Потому что плацента -орган осуществляющий связь между матерью и зародышем.
№1. размножением; бесполое; половое. №2. потому что почкование — это тип бесполого размножения №3. пресмыкающиеся откладывают яйца в песок, почву, гниющие листья, зародыш развивается под влиянием тепла. Птицы строят гнёзда и насиживают яйца. №4. потому что зимой гидры погибают, однако зародыши под плотными оболочками остаются жизнеспособными
1)
2) Лягушка, майский жук и др
3) У жука-переход от личинки к собственно жуку, а у лягушки — от головастика к лягушки.
4)
5)
1) Эмбриональный, Формирование и рост, Половая зрелость, Старасть
2) В эмбриональном периоде развития человеческий зародыш внешне похож на другие, особенно парнокопытные. В ходе своего эмбрионального развития организм получается готовые питательные вещества от матери через пупочный канатик. Так же, как и у парнокопытных, ближе к концу эмбрионального периода происходит атрофия рудиментарных органов и апоптоз ненужных для развития клеток.
3)
4)
Палеонтологические док-ва
1) Например Окаменелости.Из за них учёные сделали вывод о изменениях животного мира. Находя кости скелетов ископаемых, учёные увидели, что строение животных ИЗМЕНЯЕТСЯ. На окаменелостях тоже самое. На них видно, как изменялись части живых организмов, которые являются как бы прототипами современных.
2)
3) Признаки пресмыкающихся —1.удлиненный череп, 2.зубы на челюстях, 3. хвост из костных позвонков,4 пальцы на верхних конечностях;
Признаки птиц—1. перьевой покров, 2. четыре пальца на ногах, верхние конечности  превратились с крыльями.
4) Возможно это произошло из-за падения метеорита, всё покрылось облаком пыли, произошла смена климата (наступил ледниковый период)
Эмбриологические док-ва
1)
2) В конце эмбрионального периода
3) На том основании что при внутриутробном развитии все млекопитающие проходят стадии рыбок. У зародышей на различных стадиях видны жабры. Глаза как у рыб и так далее.
Сравнительно-анатомические док-ва
1)
2)
3) Чем далее шла эволюция, те связь между материнским организмом и потомственным всё сужалась и сужалась. От развития детёныша «в водоёме, в икре, в миле от матери», до тесной связи через плаценту.
 
1)
2) Под определенной изменчивостью понимал возникновение одинаковых изменений у родственных животных в одинаковых условия обитания. Под неопределенной возникновение разнообразных изменений у родственных животных в одинаковых условия обитания.
3) Определенная: Густой мех забайкальских белок сменился на редкий при акклиматизации в горах Кавказа
Неопределенный: появление овец с короткими ногами, отсутствие пигмента в перьевом покрове птиц
4)
 
1)
2) На основе подследственной изменчивости и естественному отбору.
3) дивергенция
4) Либо приспосабятся, либо умрут
5)
1) Строго определенная территория
2) Сплошной — разорванный — реликтовый
3) Эндемики — живут на определенных территориях, космополиты на большых территориях
4) Расширятся из-за благоприятных условий жизни (рост численности). Сужаться из-за неблагоприятных условий (усыхание водоемов)
5) Горы, реки, болота, пустыни
6) Платины, шоссе, города, водохранилища
7)
Возрастная миграция — поиск необходимых условий существования для особи определенного возраста
Зоогеографическая область — территории характеризующиеся набором видов животных, отличающиеся от обитающих на др. территориях
8) периодическая (сезонные птицы, млекопитающие) и непериодическая (белки, полевки, хомяки)
9)
10) Голарктическая
1) Биоценоз, т.к. он включает животные, растения, грибы, лишайники и бактерии
2)  Естественный: водоем, степь, луг, лес
Искусственный: поле, сад, пруд
3) Устойчивость обеспечивается яростностью
4)
5)
6)
7) Поддерживать искусственный биоценоз с помощью обработки почвы, бороться с сорняками использовать агротехнику
1) прямо или косвенно
2) абиотические — биотические — антропогенные
3)
4)
5)
6)
1) организмы одного вида служат пищей другим видам
2) Механизм передачи веществ и энергии в пищевых взаимоотношениях
3) Общего в этих пирамидах закон — для каждого последующего уровня пищи (или энергии) нужно в 10 раз меньше.
4) с одного трофического уровня на другой переходит в среднем 10% энергии
5)
Зеленое растение -> куропатка -> лиса
Зеленое растение -> хомяк -> гадюка(змея)
Зеленое растение -> заяц -> волк
1) животные, растения, грибы, бактерии
2)
3)
Мыши-малютки: Оно сделано из трех слоев травы и листьев, искусно сплетенных вместе.
4) Это разделение по характеру пищи: корнееды, листоеды, короеды, семяеды и т.д.
5) Перевозка овощей и фруктов, расселение вредителей
Путешествия на кораблях и поездах, грызуны
1) Прямое воздействие — уничтожение особей вида
Косвенное — изменение среды обитания животных, заставляя их уйти или погибнуть
2)  Сократить негативное влияние на животный мир и создавать условия для жизни и размножения на данной территории.
3)
4)
5) охота, рыбалка. собирательство
6) В связи с необходимостью охраны животных
1) Северные олени, собаки, овцы, свиньи, коровы
2) Одомашнивание происходило обычно насильственным путем
3)
4) у птиц — яйценоскость, быстрый рост
у овец- на число ягнят, мясо, руно, молоко
у крупного рогатого скота- молочность, масса тела, скороспелость
5) Если человек не будет уделять внимание ее разведению либо изменение окружающей среды (одичание)
6) При переселении происходит смена привычной окружающей среды, животные либо адаптируются либо помрут
7) таксы, мопсы, йорки, болонки
1) Конституция России
2) Федеральные законы: «об особо охраняемых природных территориях», «о животном мире»
3) Мониторинг- наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в свзя с хозяйственной деятельностью человека
4) Маршрутные или стационарные, авиационные или космические
5) Что может послужить причиной заболеваний: выбросы опасных веществ, отравления либо другие причины.
6) Для глобального контроля загрязнения окружающей среды
7) Мониторинг загрязнения окружающей среды
1. Перечислите территории с различными степенями охраны.
2. По каким категориям разделены списки животных в любой Красной книге?
3. Назовите охраняемые территории, которые есть в вашей местности.
4. Почему на зеленые страницы Красной книги вынесены нерпа ладожская, олень северный новоземельский и кит серый?
5. Что необходимо сделать, чтобы был сокращен список животных на белых страницах книги?
6. Докажите, что сохранение биологического разнообразия представляет огромную важность для человечества.
7. Докажите, что исчезновение особей одного вида приведет к потере устойчивости всего биоценоза и нарушению биоразнообразия.
8. Противники акклиматизации животных, опираясь на ее отрицательные примеры (ондатра, вытеснившая выхухоль из ее естественных мест обитания, ротан-головешка, полностью уничтоживший молодь других рыб), говорят о необходимости отказа от акклиматизации. Как вы можете им возразить? Какие положительные примеры приведете в доказательство?
9. Как надо рационально использовать природные ресурсы, чтобы сохранить многообразие животных на долгие годы?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here