Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 г. Тайшета

Демографическая проблема

Демографическая ситуация в мире

(урок географии 10-11 класс)

Храпкова Ольга Сергеевна

Учитель географии I категории

МКОУ СОШ № 20

Демографическая проблема

Урок 1. Демографическая ситуация в мире

Цели:
1. Вызвать интерес к изучению предмета географии
2. Расширить представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в разных странах, рассмотреть закономерности динамики численности населения мира.

3. Развить умение анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.
4. Обобщить и закрепить знания по темам “ Демографическая проблема”

Оборудование: Политико-административная карта РФ, таблицы статистических данных о численности и движении населения, мультимедийный проектор

Ход урока
1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала:
Учитель географии. Мы с вами живем в 21 веке– веке ноосферы и высоких компьютерных технологий. Вам уже не интересно просто читать и конспектировать материал, нужно применить полученные знания в жизни. Вы умеете строить графики разного уровня сложности. Вы должны понимать, что многие гуманитарные, естественные и точные предметы взаимосвязаны и необходимы в нашей жизни.

Мы с вами начинаем изучать «Глобальные проблемы человечества». Первая из них – Демографическая проблема. Она и станет темой урока.

Откройте тетради. Запишите число и тему.

У нас необычный урок. Мы проведем мини-конференцию, и заслушаем четыре исследовательские группы, каждая из которых работала по одному из направлений:

  1. Составление графиков «Рост численности населения мира»

  2. Демографический взрыв: причины и последствия.

  3. Теория демографического перехода. Сценарий демографического поведения.

  4. Демографическая политика.

В ходе урока ваша задача делать в тетради записи необходимые для написания отчета, о проведенной конференции используя предложенный план.

План работы над отчетом по итогам конференции.

1. В чем сущность демографической проблемы?

2. Причины и последствия демографического взрыва?

3. Что такое теория демографического перехода? На какой фазе находятся развитые и развивающиеся страны?

4. Какая существует закономерность в демографическом поведении?

5. В чем отличия демографической политики в развитых и развивающихся странах?

Постановка проблемы.

В современную эпоху стремительный рост народонаселения оказывает возрастающее влияние, как на жизнь отдельных государств, так и на международные отношения в целом. Вы знаете, что в мире существует огромное количество проблем, от предотвращения ядерной войны до загрязнения окружающей природной среды. Но особое место среди них занимает – демографическая.

Из-за быстрого роста населения на планете, перед человечеством появляются все новые задачи. По оценкам ООН к 2020 году на Земле будет жить около 8 млрд. чел. Всем им будут нужны вода, пища, воздух, энергия. Чтобы обеспечить людей всем необходимым, человечество прилагает огромные усилия, нанося непоправимый вред природе.

Слово предоставляется первой исследовательской группе, занимавшейся построением графиков (приложение).

Важность и значимость демографической проблемы признана всеми государствами. От ее решения зависит эколого-экономическое развитие мира, дальнейшая жизнь всего человечества.

Слово предоставляется второй исследовательской группе изучившей проблему – Демографического взрыва.

Вопрос к классу: Как вы думаете, какова роль религий мира в процессе демографического взрыва.

Несмотря на остроту демографической ситуации, пик демографического взрыва остался позади. Что же произошло?

Ответ нам дадут участники третьей исследовательской группы, изучившие вопрос теории демографического перехода и сценария демографического поведения.

Вопрос к классу: На основании услышанного и рис 24 в учебнике, стр. 133 определите, на какой стадии демографического перехода находятся страны: Швеция, Англия, Япония? Объясните почему?

Задание к классу: По учебнику стр. 134-135 назовите позиции, влияющие на рост народонаселения в развивающихся странах?

Вы знаете, что в развитых и развивающихся странах демографическая политика носит разный аспект. В чем ее отличия нам расскажет четвертая исследовательская группа.

3. Итоги урока.

Сегодня вы расширили свои знания о демографической ситуации в мире, отдельных регионах и странах. Первая группа показала нам, как практические навыки, полученные на уроках информатики, можно применить на уроке географии. На следующем уроке весь класс будет участвовать в построении графиков по статистическим данным с применением программы.

4. Домашнее задание: Устно выполнить задание №7 на стр. 143 учебника. Подготовиться к географическому диктанту.

5. Использованная литература:

  1. Домогацких Е.М. Н.И. Алексеевский. География 10-11 кл., 2009

  2. Климанова О.А. География в таблицах, дрофа 2006

  3. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – 3-е изд.-М.: Дрофа

  4. http://demoscope.ru

  5. http://ru.wikipedia.org/

Приложение

Построить график «Рост численности населения мира»

Регион

Численность населения, млн. чел.

1950

1980

1990

2000

2005

2010

Европа (включая Россию)

597

700

721

728

728

738

Зарубежная Азия

1398

2632

3168

3680

3905

4060

Африка

221

470

622

796

906

976

Сев. Америка

172

256

284

316

330

426

Латинская Америка

167

361

442

520

561

585

Австралия и Океания

13

23

27

31

33

35

Мир в целом

2519

4435

5264

6071

6465

6820

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here