МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭКОЛОГИИ

«Основы экологии»

11 КЛАСС

авторы программы Н.М. Чернова, В.М. Галушкин, В.М. Константинов

подготовила

учитель биологии

высшая категория

Андреева Эльвира Юрьевна

Норильск – 2010

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Рабочая программа составлено на основании Программы общеобразовательных учреждений по экологии (авторы: Н.М. Чернова, В.М. Галушкин, В.М. Константинов) и рекомендовано Управлением развития Мин. Образования РФ (2004г.). Предмет «Экология» изучается на завершающем этапе базового образования. Содержа­ние и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология — социальная экология — практическая экология, или охрана природы.

Программой предусмотрено овладение учащимися экологическими основами охраны природы

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнооб­разие на планете и определяющих устойчивое сосу­ществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей ле­жит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся кон­центрируется на современных проблемах во взаимо­отношениях человеческого общества и природы, пу­тях их успешного разрешения и преодоления.

В разделе «Социальная экология» рассматривает­ся взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оп­тимального развития. В основе этого раздела лежат современные представления о том, что человек биосо­циален по своей сущности, происхождению и эволю­ции и подчиняется как социальным, так и фундамен­тальным законам экологии.

В разделе «Экологические основы охраны приро­ды» рассматриваются фундаментальные экологиче­ские законы и социальные закономерности. Знание этих законов необходимо для рационального приро­допользования, сознательной реализации мер, пре­дотвращающих саморазрушение системы «общест­во—природа», а также дает возможность восстанов­ления уже нарушенных связей и процессов на мест­ном, региональном и глобальном уровнях. Этот раздел ориентирует учащихся на разумную, экологи­чески обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды.

Обучение школьников экологии опирается на по­лученные ими ранее знания по биологии, химии, гео­графии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических по­нятий, усвоения научных фактов, важнейших зако­номерностей, идей, теорий, обеспечивающих форми­рование эколого-природоохранного мышления и под­готовку учеников к практической деятельности.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Социальная экология

Общие экологические и социальные особенности популяций человека. Социальные особенности эко­логических связей человечества: овладение допол­нительными источниками энергии, использование энергии производства, способность к согласованным общественным действиям.

Экологические связи человечества в доисториче­ское время. Овладение огнем. Преимущества орудий­ной охоты. Экологические связи человечества в исто­рическое время. Культурные растения и домашние животные. Совершенствование сельского хозяйства. Появление и развитие промышленности, формирова­ние техносферы. Экологические аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи. Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологиче­ские особенности. Крупномасштабные миграции и их экологические последствия. Экологические послед­ствия возникновения и развития системы государств.

Масштабы экологических связей человечества: ис­пользование природных ресурсов, загрязнение сре­ды, антропогенные влияния на глобальные процессы. Нарастание глобальной экологической нестабильно­сти. Предкризисное состояние крупных биосферных процессов. Региональные экологические кризисы.

Всеобщая связь природных и антропогенных про­цессов на Земле. Первостепенное значение природ­ных взаимосвязей. Необходимость включения про­дуктов и отходов производства в глобальные круго­вороты веществ. Опережающий рост потребностей человека как одна из основных причин глобальной экологической нестабильности.

Необходимость ра­зумного регулирования потребностей людей.

Коренные различия длительности формирования биосферы и техносферы. Противоречия основ функ­ционирования биосферы (бесконечные циклы) и тех­носферы (прямоточные процессы). Истощение запа­сов сырья и загрязнения среды отходами производст­ва как следствие этих противоречий.

Проблема совместимости человеческой цивилизации с законами биосферы. Важнейшие пути ее решения. Формирование циклических замкнутых технологий как основа совместимости техносферы и биосферы. Глобаль­ная роль человеческого разума.

Приложение фундаментальных экологических за­конов к изменениям численности человечества. Лимитирующие факторы: климат, хищники, болезни, дефицит пищи.

Их целенаправленное изменение че­ловеческой деятельностью. Способность человечества существенно расширять экологическую емкость сре­ды своего обитания. Значение этого уникального ка­чества для демографии человека. Фактический рост численности человечества.

Современное население Земли, его распределение по планете. Региональные особенности демографиче­ских процессов, их различия и возможные последст­вия. Активная демографическая политика. Планиро­вание семьи, ее особенности в разных странах.

Особенности демографических процессов в России. Причины и возможные последствия сокращения чис­ленности населения России. Формы его предотвраще­ния и их эффективность.

Неравномерность роста населения Земли и его воз­можные последствия. Эколого-демографические взаимосвязи: демография и благосостояние, образова­ние культура.

Возможности и перспективы управле­ния демографическими процессами. Оценка вероят­ности достижения относительно стабильного уровня численности населения Земли, основные формы и возможные сроки его достижения.

Концепция устойчивого социально-экологическо­го развития. Ноосфера: ожидания и реальность. Все­мирная экологическая программа на XXI век. Необ­ходимость всеобщей экологической грамотности. Экологическое мировоззрение как предпосылка эф­фективного решения природоохранных задач на ме­стном, региональном и глобальном уровнях. Экологи­ческая этика. Экологическое образование и воспита­ние в разных странах. Международное сотрудничест­во в формировании экологического мировоззрения.

Экологические основы охраны природы

Природа Земли — источник материальных ресур­сов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые при­родные ресурсы. Современное состояние окружаю­щей человека природной среды и природных ресурсов. Необходимость охраны природы. Основные аспекты охраны природы: хозяйственно-экономиче­ский, социально-политический, здравоохранитель­ный, эстетический, воспитательный, научно-позна­вательный. Правила и принципы охраны природы. Охрана природы в процессе ее использования. Прави­ло региональности. Охрана одного природного ресур­са через другой. Правовые основы охраны природы.

Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязне­ния атмосферы. Тепличный эффект. Проблемы озоно­вого экрана. Состояние воздушной среды в крупных городах и промышленных центрах. Смог. Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на со­стояние и жизнь живых организмов и человека. Ме­ры по охране атмосферного воздуха: утилизация от­ходов, очистные сооружения на предприятиях, безот­ходная технология.

Круговорот воды на планете. Дефицит пресной во­ды и его причины: возрастание расхода воды на оро­шение и нужды промышленности, нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водо­емов. Основные меры по рациональному

использова­нию и охране вод: бережное расходование, предупре­ждение загрязнений. Очистные сооружения. Исполь­зование оборотных вод в промышленности.

Минеральные и энергетические природные ресур­сы и использование их человеком. Проблема исчерпаемости полезных ископаемых. Истощение энерге­тических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Использование новых источников энер­гии, металлосберегающих производств, синтетиче­ских материалов. Охрана окружающей среды при разработке полезных ископаемых.

Значение почвы и ее плодородия для человека. Со­временное состояние почвенных ресурсов. Роль жи­вых организмов и культуры земледелия в поддержа­нии плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв. Ускоренная видная и ветровая эрозия почв, их

распространение и причины возникновения. Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрози­ей почв. Рациональное использование и охрана зе­мель.

Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современ­ное состояние лесных ресурсов. Причины и последст­вия сокращения лесов. Рациональное использование, охрана и воспроизводство лугов. Охрана и рациональ­ное использование других растительных сообществ: лесов, болот. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Красная книга Международного сою­за охраны природы и Красная книга РСФСР, их зна­чение в охране редких видов растений.

Прямое и косвенное воздействие человека на жи­вотных, их последствия. Причины вымирания жи­вотных в настоящее время: перепромысел, отравле­ние ядохимикатами, изменение местообитаний, бес­покойство. Рациональное использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитаю­щих. Редкие и вымирающие виды животных, за­несенные в Красную книгу МСОП и Красную книгу России, их современное состояние и охрана. Участие молодежи в охране животных.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:

  • Становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.

  • Формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.

  • Воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.

  • Развитие способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Развитие системы экологического образования в России сдерживает ряд объективных и субъективных причин:

  • разрушение позитивных народных традиций разумного природопользования;

  • узость сознания человека, его практическая «свобода» от знаний и ценностей, связанных с самим человеком во всей сложности его жизни, потребностей и смысла бытия;

  • бедственное и кризисное состояние экономики и природной среды;

  • отсутствие действенного природоохранного законодательства.

Показателем эффективности формирования экологической ответственности должны стать не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.

4. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • что изучает экология, и как происходило ее становление; определение экологических понятий;

  • о соответствии между организмами и средой их обитания;

  • о популяции и ее основных свойствах;

  • о различных типах взаимодействия организмов;

  • об особенностях конкурентных отношений и факторах, определяющих исход конкурентной борьбы;

  • о составе и основных свойствах экосистем;

  • о закономерностях продуцирования биологического вещества в биоценозах;

  • о направлениях и темпах изменений природных экосистем;

  • об основах рационального управления природными ресурсами;

  • о современном состоянии природной среды;

  • об основных источниках загрязнения биосферы и путях охраны окружающей среды от загрязнения;

  • о влиянии загрязнения биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека.

5. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

    • решать простейшие экологические задачи;

    • применять экологические знания для анализа различных видов хозяйственной деятельности;

    • объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биогеоценозах;

    • определять источники загрязнения окружающей среды;

    • характеризовать экологическую обстановку в своей местности;

    • составлять экологические паспорта помещений;

    • осуществлять природоохранные мероприятия.

6. УМК:

Планирование составлено на основании Программы общеобразовательных учреждений по экологии (авторы: Н.М. Чернова, В.М. Галушкин, В.М. Константинов) и рекомендовано Управлением развития Мин. Образования РФ (2004г.) в соответствии с учебником Н.М. Чернова, В.М. Галушкина, В.М. Константинова Основы экологии 10 – 11 класс. Изд. «ДРОФА», М., 2004г.

Методическое обеспечение для учителя и учащихся:

  • Дудкина О.П. Основы экологии. Поурочные планы 10 – 11 класс по учебнику Н.М. Черновой, В.М. Галушкина, В.М. Константинова. Волгоград, издательство «Учитель», 2006г.

  • Криксунов Е.А., В.В. Пасечник. Экология. Методическое пособие 10 (11) класс. Тематическое планирование. 5-е издание. М., Дрофа, 2004г.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по экологии.

7. MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:

мультимедийные компакт — диски:

  • 1С: Школа. Экология (Учебное пособие);

  • «Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия»;

  • «Биологический энциклопедический словарь»;

  • «Биология. Варианты ЕГЭ 2005»;

  • «Уроки биологии 10 и 11 класс».

8. ВСЕГО ЧАСОВ:

  • по программе – 34 часа.

  • по КТП – 34 часа.

9. ОБОСНОВАНИЕ:

На основании БУП-2004 г. образовательное учреждение МБОУ «СОШ №1», исходя из существующих образовательных запросов обучающихся и их родителей отводится 1 час в неделю на изучение данного предмета из инвариативной части базисного плана. На изучение вопросов по разделам отводится следующее количество часов:

  • Социальная экология (18ч)

  • Экологические основы охраны природы (16ч)

В теме «Экологические основы охраны природы» отводится 2 часа для подготовки и проведения итогового тестирования по курсу «Основы экологии».

10. ПРИЛОЖЕНИЕ:

  • 1 Приложение «Виды учебной деятельности»

  • 2 Приложение «Виды учебной деятельности» (сводная по четвертям)

  • 3 Приложение «Лабораторные работы»

  • 4 Приложение «КТП»

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Виды учебной работы по темам

Наименование разделов

и тем

Всего часов

Лекции

Лабораторные работы

Семинары

Решение экологических задач

Тесты

Контрольные работы

Творческие работы, рефераты

Самостоятельная, практическая работа

«Социальная экология»

18

3

0

0

4

3

1

1

2

«Экологические основы охраны природы»

16

2

2

2

0

6

1

3

1

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Виды учебной работы по четвертям

Виды учебной работы

Всего часов

По учебным четвертям

1

2

3

4

Лекции

5

1

2

1

1

Лабораторные работы

2

0

0

2

0

Семинары

2

0

1

0

1

Решение экологических задач

4

2

2

0

0

Тесты

9

3

0

4

2

Контрольные работы

2

0

1

0

1

Самостоятельная, практическая работа

3

0

2

0

1

Творческие работы, рефераты

4

0

1

1

2

Консультации

по мере необходимости

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Лабораторные и практические работы.

Раздел дисциплины

Темы лекций, семинаров, лабораторных работ

План (определяются основные вопросы, подлежащие рассмотрению и контролю)

1.

«Социальная экология»

Лекция

«История

развития экологических связей человечества»

1. Исторические связи человечества в доисторический период

2. Исторические связи человечества в исторический период

3. История развития экологических связей человечества. Современность

4. История развития экологических связей человечества. Будущее.

Лекция

«Социально – экологические особенности демографии человечества»

1. Демография человечества

2. Климат

3. Хищники

4. Болезни

Лекция

«Социально – географические особенности демографии человека»

1. Распределение населения по планете

2. Южный регион

3. Северный регион

4. Социально-экологические причины региональных демографических различий

2.

«Экологические основы охраны природы»

Лекция

«Современные проблемы охраны природы»

    1. Роль природы в жизни человеческого общества

    2. Исчерпаемые ресурсы

    3. Неисчерпаемые ресурсы

    4. Принципы и правила охраны природы

    5. Правовые основы охраны природы

Лабораторная работа №1

«Определение загрязнения воздуха в городе»

1. Сбор проб воздуха

2. Обработка данных, расчеты

3. Выводы по работе

Лабораторная работа №2 «Определение загрязнения воды»

1. Сбор проб воды

2. Обработка данных, расчеты

3. Выводы по работе

Семинар

«Причины истощения и разрушения почв»

1. Виды эрозии

2. Причины возникновения эрозии

3. Меры по предупреждению эрозии

4. Борьба с эрозией

3.

«Экологические основы охраны природы»

(продолжение)

Лекция

«Растительность как важнейший природный ресурс планеты»

1. Виды растительности на планете

2. Значение растительного покрова для человека

3. Роль зеленых насаждений в жизни других живых организмов

4. Причины и последствия сокращения растительных территорий, используемых человеком

5. Охрана растительности на планете

Семинар. Защита экологических проектов.

«Охрана окружающей среды»

1. Охрана атмосферы

2. Охрана водных территорий

3. Охрана растительности

4. Охрана животного мира

5. Проблемы больших городов

6. Проблемы нашего региона

7. Прочие темы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here