МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭКОЛОГИИ
«Основы экологии»
11 КЛАСС
авторы программы Н.М. Чернова, В.М. Галушкин, В.М. Константинов
подготовила
учитель биологии
высшая категория
Андреева Эльвира Юрьевна
Норильск – 2010
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Рабочая программа составлено на основании Программы общеобразовательных учреждений по экологии (авторы: Н.М. Чернова, В.М. Галушкин, В.М. Константинов) и рекомендовано Управлением развития Мин. Образования РФ (2004г.). Предмет «Экология» изучается на завершающем этапе базового образования. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология — социальная экология — практическая экология, или охрана природы.
Программой предусмотрено овладение учащимися экологическими основами охраны природы
В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.
В разделе «Социальная экология» рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции и подчиняется как социальным, так и фундаментальным законам экологии.
В разделе «Экологические основы охраны природы» рассматриваются фундаментальные экологические законы и социальные закономерности. Знание этих законов необходимо для рационального природопользования, сознательной реализации мер, предотвращающих саморазрушение системы «общество—природа», а также дает возможность восстановления уже нарушенных связей и процессов на местном, региональном и глобальном уровнях. Этот раздел ориентирует учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды.
Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Социальная экология
Общие экологические и социальные особенности популяций человека. Социальные особенности экологических связей человечества: овладение дополнительными источниками энергии, использование энергии производства, способность к согласованным общественным действиям.
Экологические связи человечества в доисторическое время. Овладение огнем. Преимущества орудийной охоты. Экологические связи человечества в историческое время. Культурные растения и домашние животные. Совершенствование сельского хозяйства. Появление и развитие промышленности, формирование техносферы. Экологические аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи. Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологические особенности. Крупномасштабные миграции и их экологические последствия. Экологические последствия возникновения и развития системы государств.
Масштабы экологических связей человечества: использование природных ресурсов, загрязнение среды, антропогенные влияния на глобальные процессы. Нарастание глобальной экологической нестабильности. Предкризисное состояние крупных биосферных процессов. Региональные экологические кризисы.
Всеобщая связь природных и антропогенных процессов на Земле. Первостепенное значение природных взаимосвязей. Необходимость включения продуктов и отходов производства в глобальные круговороты веществ. Опережающий рост потребностей человека как одна из основных причин глобальной экологической нестабильности.
Необходимость разумного регулирования потребностей людей.
Коренные различия длительности формирования биосферы и техносферы. Противоречия основ функционирования биосферы (бесконечные циклы) и техносферы (прямоточные процессы). Истощение запасов сырья и загрязнения среды отходами производства как следствие этих противоречий.
Проблема совместимости человеческой цивилизации с законами биосферы. Важнейшие пути ее решения. Формирование циклических замкнутых технологий как основа совместимости техносферы и биосферы. Глобальная роль человеческого разума.
Приложение фундаментальных экологических законов к изменениям численности человечества. Лимитирующие факторы: климат, хищники, болезни, дефицит пищи.
Их целенаправленное изменение человеческой деятельностью. Способность человечества существенно расширять экологическую емкость среды своего обитания. Значение этого уникального качества для демографии человека. Фактический рост численности человечества.
Современное население Земли, его распределение по планете. Региональные особенности демографических процессов, их различия и возможные последствия. Активная демографическая политика. Планирование семьи, ее особенности в разных странах.
Особенности демографических процессов в России. Причины и возможные последствия сокращения численности населения России. Формы его предотвращения и их эффективность.
Неравномерность роста населения Земли и его возможные последствия. Эколого-демографические взаимосвязи: демография и благосостояние, образование культура.
Возможности и перспективы управления демографическими процессами. Оценка вероятности достижения относительно стабильного уровня численности населения Земли, основные формы и возможные сроки его достижения.
Концепция устойчивого социально-экологического развития. Ноосфера: ожидания и реальность. Всемирная экологическая программа на XXI век. Необходимость всеобщей экологической грамотности. Экологическое мировоззрение как предпосылка эффективного решения природоохранных задач на местном, региональном и глобальном уровнях. Экологическая этика. Экологическое образование и воспитание в разных странах. Международное сотрудничество в формировании экологического мировоззрения.
Экологические основы охраны природы
Природа Земли — источник материальных ресурсов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Современное состояние окружающей человека природной среды и природных ресурсов. Необходимость охраны природы. Основные аспекты охраны природы: хозяйственно-экономический, социально-политический, здравоохранительный, эстетический, воспитательный, научно-познавательный. Правила и принципы охраны природы. Охрана природы в процессе ее использования. Правило региональности. Охрана одного природного ресурса через другой. Правовые основы охраны природы.
Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Тепличный эффект. Проблемы озонового экрана. Состояние воздушной среды в крупных городах и промышленных центрах. Смог. Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на состояние и жизнь живых организмов и человека. Меры по охране атмосферного воздуха: утилизация отходов, очистные сооружения на предприятиях, безотходная технология.
Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины: возрастание расхода воды на орошение и нужды промышленности, нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоемов. Основные меры по рациональному
использованию и охране вод: бережное расходование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения. Использование оборотных вод в промышленности.
Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком. Проблема исчерпаемости полезных ископаемых. Истощение энергетических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Использование новых источников энергии, металлосберегающих производств, синтетических материалов. Охрана окружающей среды при разработке полезных ископаемых.
Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние почвенных ресурсов. Роль живых организмов и культуры земледелия в поддержании плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв. Ускоренная видная и ветровая эрозия почв, их
распространение и причины возникновения. Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрозией почв. Рациональное использование и охрана земель.
Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов. Причины и последствия сокращения лесов. Рациональное использование, охрана и воспроизводство лугов. Охрана и рациональное использование других растительных сообществ: лесов, болот. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Красная книга Международного союза охраны природы и Красная книга РСФСР, их значение в охране редких видов растений.
Прямое и косвенное воздействие человека на животных, их последствия. Причины вымирания животных в настоящее время: перепромысел, отравление ядохимикатами, изменение местообитаний, беспокойство. Рациональное использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитающих. Редкие и вымирающие виды животных, занесенные в Красную книгу МСОП и Красную книгу России, их современное состояние и охрана. Участие молодежи в охране животных.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:
-
Становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.
-
Формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.
-
Воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.
-
Развитие способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.
Развитие системы экологического образования в России сдерживает ряд объективных и субъективных причин:
-
разрушение позитивных народных традиций разумного природопользования;
-
узость сознания человека, его практическая «свобода» от знаний и ценностей, связанных с самим человеком во всей сложности его жизни, потребностей и смысла бытия;
-
бедственное и кризисное состояние экономики и природной среды;
-
отсутствие действенного природоохранного законодательства.
Показателем эффективности формирования экологической ответственности должны стать не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.
4. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
-
что изучает экология, и как происходило ее становление; определение экологических понятий;
-
о соответствии между организмами и средой их обитания;
-
о популяции и ее основных свойствах;
-
о различных типах взаимодействия организмов;
-
об особенностях конкурентных отношений и факторах, определяющих исход конкурентной борьбы;
-
о составе и основных свойствах экосистем;
-
о закономерностях продуцирования биологического вещества в биоценозах;
-
о направлениях и темпах изменений природных экосистем;
-
об основах рационального управления природными ресурсами;
-
о современном состоянии природной среды;
-
об основных источниках загрязнения биосферы и путях охраны окружающей среды от загрязнения;
-
о влиянии загрязнения биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека.
5. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
-
решать простейшие экологические задачи;
-
применять экологические знания для анализа различных видов хозяйственной деятельности;
-
объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биогеоценозах;
-
определять источники загрязнения окружающей среды;
-
характеризовать экологическую обстановку в своей местности;
-
составлять экологические паспорта помещений;
-
осуществлять природоохранные мероприятия.
6. УМК:
Планирование составлено на основании Программы общеобразовательных учреждений по экологии (авторы: Н.М. Чернова, В.М. Галушкин, В.М. Константинов) и рекомендовано Управлением развития Мин. Образования РФ (2004г.) в соответствии с учебником Н.М. Чернова, В.М. Галушкина, В.М. Константинова Основы экологии 10 – 11 класс. Изд. «ДРОФА», М., 2004г.
Методическое обеспечение для учителя и учащихся:
-
Дудкина О.П. Основы экологии. Поурочные планы 10 – 11 класс по учебнику Н.М. Черновой, В.М. Галушкина, В.М. Константинова. Волгоград, издательство «Учитель», 2006г.
-
Криксунов Е.А., В.В. Пасечник. Экология. Методическое пособие 10 (11) класс. Тематическое планирование. 5-е издание. М., Дрофа, 2004г.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по экологии.
7. MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:
мультимедийные компакт — диски:
-
1С: Школа. Экология (Учебное пособие);
-
«Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия»;
-
«Биологический энциклопедический словарь»;
-
«Биология. Варианты ЕГЭ 2005»;
-
«Уроки биологии 10 и 11 класс».
8. ВСЕГО ЧАСОВ:
-
по программе – 34 часа.
-
по КТП – 34 часа.
9. ОБОСНОВАНИЕ:
На основании БУП-2004 г. образовательное учреждение МБОУ «СОШ №1», исходя из существующих образовательных запросов обучающихся и их родителей отводится 1 час в неделю на изучение данного предмета из инвариативной части базисного плана. На изучение вопросов по разделам отводится следующее количество часов:
-
Социальная экология (18ч)
-
Экологические основы охраны природы (16ч)
В теме «Экологические основы охраны природы» отводится 2 часа для подготовки и проведения итогового тестирования по курсу «Основы экологии».
10. ПРИЛОЖЕНИЕ:
-
1 Приложение «Виды учебной деятельности»
-
2 Приложение «Виды учебной деятельности» (сводная по четвертям)
-
3 Приложение «Лабораторные работы»
-
4 Приложение «КТП»
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Виды учебной работы по темам
Всего часов | Лекции | Лабораторные работы | Семинары | Решение экологических задач | Тесты | Контрольные работы | Творческие работы, рефераты | Самостоятельная, практическая работа | |
«Социальная экология» | 18 | 3 | 0 | 0 | 4 | 3 | 1 | 1 | 2 |
«Экологические основы охраны природы» | 16 | 2 | 2 | 2 | 0 | 6 | 1 | 3 | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Виды учебной работы по четвертям
-
Виды учебной работы
Всего часов
По учебным четвертям
1
2
3
4
Лекции
5
1
2
1
1
Лабораторные работы
2
0
0
2
0
Семинары
2
0
1
0
1
Решение экологических задач
4
2
2
0
0
Тесты
9
3
0
4
2
Контрольные работы
2
0
1
0
1
Самостоятельная, практическая работа
3
0
2
0
1
Творческие работы, рефераты
4
0
1
1
2
Консультации
по мере необходимости
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Лабораторные и практические работы.
Раздел дисциплины | Темы лекций, семинаров, лабораторных работ | План (определяются основные вопросы, подлежащие рассмотрению и контролю) | |
1. | «Социальная экология» | Лекция «История развития экологических связей человечества» | 1. Исторические связи человечества в доисторический период 2. Исторические связи человечества в исторический период 3. История развития экологических связей человечества. Современность 4. История развития экологических связей человечества. Будущее. |
Лекция «Социально – экологические особенности демографии человечества» | 1. Демография человечества 2. Климат 3. Хищники 4. Болезни | ||
Лекция «Социально – географические особенности демографии человека» | 1. Распределение населения по планете 2. Южный регион 3. Северный регион 4. Социально-экологические причины региональных демографических различий | ||
2. | «Экологические основы охраны природы» | Лекция «Современные проблемы охраны природы» |
|
Лабораторная работа №1 «Определение загрязнения воздуха в городе» | 1. Сбор проб воздуха 2. Обработка данных, расчеты 3. Выводы по работе | ||
Лабораторная работа №2 «Определение загрязнения воды» | 1. Сбор проб воды 2. Обработка данных, расчеты 3. Выводы по работе | ||
Семинар «Причины истощения и разрушения почв» | 1. Виды эрозии 2. Причины возникновения эрозии 3. Меры по предупреждению эрозии 4. Борьба с эрозией | ||
3. | «Экологические основы охраны природы» (продолжение) | Лекция «Растительность как важнейший природный ресурс планеты» | 1. Виды растительности на планете 2. Значение растительного покрова для человека 3. Роль зеленых насаждений в жизни других живых организмов 4. Причины и последствия сокращения растительных территорий, используемых человеком 5. Охрана растительности на планете |
Семинар. Защита экологических проектов. «Охрана окружающей среды»
| 1. Охрана атмосферы 2. Охрана водных территорий 3. Охрана растительности 4. Охрана животного мира 5. Проблемы больших городов 6. Проблемы нашего региона 7. Прочие темы |